Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе





Скачать 125.95 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе
Дата публикации15.03.2015
Размер125.95 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. Утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;

  • примерной программы основного общего образования по химии для общеобразовательных учреждений;

  • Программы элективного курса. Химия. 9класс. Составитель Н.В. Ширшина.-Волгоград: Учитель,2005

Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер.

Элективный курса ориентирован на углубление и расширение знаний о химических веществах, применяемых в быту, косметике, используемых в медицине; дает понятие о лекарствах и механизмах их действии на организм человека.

Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью тем, что способствует повышению интереса к химии, развитию любознательности, умению правильно обращаться с химическими препаратами в быту.

Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.

Программа курса рассчитана на 17,5 часов.

Завершает курс защита проектов, рефератов или деловая игра.
Цель: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно - научного профиля обучения.

Задачи:

  1. предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии применить знания о веществах в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения;

  2. развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся,

  3. умение самостоятельно добывать знания.


Методы, формы и технологии организации учебного процесса

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1.Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.Частично – поисковый, основанный на использовании химических знаний, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, повторительно – обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

  • В описании природных и химических факторов и явлений.

  • При выполнении практических работ

  • При работе с различными источниками химического содержания.

Формы организации образовательного процесса: лекция, практическая работа, парные и групповые формы работы, зачеты, творческие отчеты, уроки общения, проектные работы, диалоги и беседы.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология развития критического мышления с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой

В основном, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой нет.

Программа рассчитана на 17, 5 часов в 9 классе, в авторской программе выделено 12 часов. Дополнительно добавлены часы на защиту рефератов и проектов.

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

2) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебного процесса;

2) умение планировать пути достижения целей, выделять альтернативные способы достижения цели, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, формулировать выводы и заключения;

4) умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

5) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

6) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;

7) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

8) умение работать в группе- эффективно сотрудничать и взаимодействовать.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;

2) овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;

3) формирование первоначальных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам;

4) формирование умений объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств;

5) применения опыта изучения химических методов изучения веществ и их превращений проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с использованием лабораторного оборудования и веществами.
III. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся, их промежуточной и итоговой аттестации: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Виды контроля: итоговый (зачеты, рефераты, доклады)
IV. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ - Пресс, 1999.

  2. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. – М: Химия,1979.

  3. Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. – Горький: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1998.

  4. Войтович В.А. Химия в быту – М.: Знание, 1980.

  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс.- М.: Дрофа, 2003.

  6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1995.

  7. Елизарова Е.Н., Хамидуллин Р.С. Химия в быту и здоровье человека. - М.: Медицина, 1974.

  8. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.- М.: Высшая школа, 1992.

  9. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций. – М.: Аркти, 2002.

  10. Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядие. - Л.: Наука, 1982.

  11. Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. - М.: Химия, 1984.

  12. Юдин А.М. Химия для вас. – М.: Химия, 1984.



Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов


Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

fcior.edu.ru/

Список предлагаемых рефератов:

  1. Лекарства и яды.

  2. Химия с сельском хозяйстве.

  3. Химия и косметика.

  4. «Да здравствует мыло душистое!»

  5. Все о пище с точки зрения химика.

  6. Определение жесткости воды и способы ее устранения.


Содержание курса:
Введение

Учащиеся должны

иметь представление:

- о роли макро – и микроэлементов в организме человека;
Химические элементы в организме человека. Макроэлементы, сложные вещества, входящие в состав организма. Биохимическая активность микроэлементов.

Основные термины: макроэлементы, микроэлементы.
Тема № 1

Химия и медицина

Учащиеся должны знать:

- ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия;

- способы оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь:

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах порезах.
Лекарственные и ядовитые вещества. Отравления бытовыми химикатами (лакокрасочные материалы, растворители, инсектициды, угарный газ, уксусная кислота). Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах.
Практическая работа: Знакомство с лекарственными препаратами домашней аптечки.
Основные термины: яды, противоядия.
Тема №2

Химические средства ухода за предметами домашнего обихода.

Учащиеся должны знать:

- состав мыла и СМС; причины жесткости воды, образование накипи и способы ее удаления.

Учащиеся должны уметь:

- умягчать воду;

- подбирать СМС по виду ткани и загрязнению;

- удалять накипь и ржавчину.
Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи, ржавчины.
Практическое занятие: Умягчение воды, удаление накипи и ржавчины.
Основные термины: мыло, СМС, жесткость воды (временная и постоянная).
Тема №4

Химические средства гигиены и косметики

Учащиеся должны знать:

- назначение зубных паст, лака, крема, дезодоранта.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать зубные пасты, щетки, крем.

Средства уходы за зубами, волосами, ногтями, кожей.
Основные термины: лаки, духи, крем, дезодорант, гель.

Тема №5

Химчистка на дому

Учащиеся должны знать:

- технику выведения пятен различного происхождения;

- правила техники безопасности при обращении с различными чистящими веществами.

Учащиеся должны уметь:

- выводить пятна различного происхождения.

Международные символы допустимых условий пор уходу за текстильными изделиями. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод, фруктов, овощей, соков, пищевых продуктов, крови, краски и.т.д.
Практическое занятие: «Домашняя химчистка»
Основные термины: пятновыводители (чистящие средства), виды тканей, растворители.
Тема №6

Все о пище, с точки зрения химика

Учащиеся должны знать:

- состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека.

- роль витаминов.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться разрыхлителями.

Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы. Витамины - незаменимая часть пищевого рациона. Химические процессы в технологии приготовления пищи (гашение соды, брожение, консервирование, денатурация белков и др.).
Основные термины: денатурация, витамины, ферменты, белки, жиры, углеводы.


Тема №7

Химия на этикетке

Учащиеся должны иметь представление:

- об основных надписях на этикетках;

- о различных видах консервантов.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться данными на этикетках
Содержание этикеток. Виды консервантов. Сроки хранения различных пищевых продуктов и их энергетическая ценность. ГОСТы.
Основные термины: консерванты.
Тема №8
Учащиеся должны уметь:

- защитить реферат в виде доклада или презентации
Тематический план элективного курса




темы

Наименование тем программы

Количество часов

1

Введение

1

1.1

Химические элементы в организме человека. Биохимическая активность микроэлементов.




2

Химия и медицина

2

2.1

Лекарственные и ядовитые вещества. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах.




2.2

Практическая работа: Знакомство с лекарственными препаратами домашней аптечки.




3

Химические средства ухода за предметами домашнего обихода

5

3.1

Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели




3.2

Практическое занятие: Исследование реакции среды хозяйственного и туалетного мыла




3.3

Дезинфицирующие средства: их действие и меры безопасности.




3.4

Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи, ржавчины.




3.5

Практическое занятие: Умягчение воды, удаление накипи и ржавчины.




4

Химические средства гигиена и косметики

1

4.1

Средства уходы за зубами, волосами, ногтями, кожей.




5

Химчистка да дому

2

5.1

Международные символы допустимых условий пор уходу за текстильными изделиями. Техника выведения пятен.




5.2

Практическое занятие: «Домашняя химчистка»




6

Все о пище с точки зрения химика

3

6.1

Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы.




6.2

Витамины




6.3

Химические процессы в технологии приготовления пищи.




7

Химия на этикетке

1

7.1

Содержание этикеток. Виды консервантов. Сроки хранения различных пищевых продуктов и их энергетическая ценность. ГОСТы.




8

Зачетные занятия (презентации, защита рефератов)

2,5




Итого:

17,5 часов



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа курса химии 8 класса разработана...
Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии...
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconРабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,...
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по химии разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (основное общее образование, базовый уровень)
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
...
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по...
...
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка 9 класс рабочая программа по химии для 9 класса...
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной...
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа для 9 класса по химии составлена на основе
Комитет по образованию и делам молодёжи при администрации города Алейска Алтайского края
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconРабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа по обж для 7 класса Нормативно-правовые...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии для 8 класса составлена...
Примерная программа основного общего образования по химии. Официальный сайт Минобрнауки России
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconРабочая программа средней школы пояснительная записка к рабочей программе...

Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconРабочая учебная программа по английскому языку для 7 класса Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку разработана для обучения учащихся 7 класса моу оош №15 г. Шуя на основе
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 9 класса разработана на основе iconПояснительная записка рабочая программа по истории для 10 класса разработана на основе
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск