Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе





НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе
страница1/5
Дата публикации22.11.2017
Размер0.5 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
c:\users\школа\desktop\рп на сайт\см\тематические планирования\тематические планирования химия\10 класс\титульный лист 10 класс..jpg

Пояснительная записка

к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О.С.

Рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год;

  • Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 г. № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».

  • Устав муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Калда муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

  • Учебный план МОУ СОШ с. Калда МО «Барышский район» на 2014-2015 учебный год.

Программы для образовательных учреждений: Химия 8-11 кл. (автор О.С.Габриелян.- Дрофа. 2010 г).

Курс «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитан на 2 часа в неделю, общее число часов – 70. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе.

Программа курса построена по концентрической концепции. Высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы и освобождения ее от избытка конкретного материала.

Ведущими идеями курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • Развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Цели курса:

- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученныхзнаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа по химии для 10 класса общеобразовательных учебных заведений является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне.

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

Тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы.

Практические работы, открывающие возможность формирования умений работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, сгруппированы в блоки химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Тематическое планирование составлено с учетом базового уровня изучения химии в 10 классе 2 часа в неделю (всего 70 часов).

Данная программа реализована в учебнике: Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 кл.

Курс включает:

Контрольных работ - 5 часа:

  1. Контрольная работа №1 «Теория строения органических соединений»

  2. Контрольная работа №2 «Углеводороды»;

  3. Контрольная работа №3 «Кислородсодержащие соединения»;

  4. Контрольная работа №4 «Азотсодержащие соединения»;

  5. итоговая контрольная работа;

Практических работ – 2 часа:

  1. Идентификацию органических соединений;

  2. Распознавание пластмасс и волокон.

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
При классификации типов уроков:

  • Урок ознакомления с новым материалом – УОНМ;

  • Урок применения знаний и умений – УПЗУ;

  • Комбинированный урок – КУ;

  • Урок-семинар – УС;

  • Урок-лекция – Л;

  • Урок контроля знаний – К;

Дидактические материалы – ДМ;

Домашнее задание – ДЗ;

Демонстрация – Д;

Лабораторные опыты – Л.
Учебно-тематический план

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Теория строения органических соединений

6

3

Углеводороды и их природные источники.

16

4

Кислородсодежащие органические соединения и их природные источники

19

5

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

9

6

Биологически активные органические соединения.

8

7

Искусственные и синтетические органические соединения.

7

8

Повторение и обобщение курса 10 класса

2

9

Резервное повторение

2

Итого:




70

Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные знания, которыми должны овладеть обучающиеся:

1. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, последовательное соединение атомов согласно их валентности; взаимное влияние атомов друг на друга и на свойства молекул в целом.

2. Образование связей между атомами углерода в углеродных цепях: ординарных, двойных, тройных связей.

3. Типы углеродных цепей: неразветвленные, разветвленные, циклические.

4. Изомеры. Виды структурной изомерии: изомерия углеродного скелета, положения кратных связей, положения заместителей.

5. Виды пространственной изомерии: геометрическая, - цис-транс изомерия.

6. Структурные полные и сокращенные формулы. Изображение строения молекул при помощи шаростержневых моделей. Трехмерная структура молекул.

7. Понятие об sp3-, sp2-, sp-гибридизации электронных облаков. σ- и π-связи.

8. Понятие о валентных углах, направленности и длине ковалентной связи. Зависимость реакционной способности молекул от длины связи. Энергия связей. Типы разрыва ковалентной связи (радикальный, ионный).

9. Сравнение как выявление общих признаков сходства и различия в изучаемом предмете или явлении. Составление перечня признаков сравнения.

10. Обобщение результатов сравнения в виде вывода.
Основные умения, которыми должны овладеть обучающиеся:

1. Уметь применять основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова для объяснения структуры и общих свойств молекул.

2. Изображать структурные полные и сокращенные электронные формулы органических веществ, изготавливать шаростержневые модели молекул. Изображать материальные объекты в трехмерном пространстве. Переносить это изображение на плоскость.

З. Составлять сравнительную характеристику веществ.

4. Применять модели для объяснения установленной закономерности.

5. Выбирать признаки изучаемых объектов для сравнения и нахождения закономерностей.

6. Решать расчетные задачи на нахождение эмпирической и молекулярной формул вещества по данным анализа.

7. Уметь выделять главное в прочитанном тексте.

Содержание тем учебного курса

по химии 10 класс (70 часов, из них 2 ч – резервного времени)
Введение (1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1. Теория строения органических соединений (6 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2 Углеводороды (16 ч)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа

Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрирование этана и дегидратация этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Примененеие этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки.понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Растворение парафина в бензине. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Отношение предельных углеводородов к бромной воде и раствору перманганата калия. Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение ацетилена из карбида кальция. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.

Лабораторные работы. 1,2,3. Изготовление моделей молекул алканов, алкенов, алкинов. 4.Ознакомление с коллекцией нефть и природные источники водородов.
Тема 3

Кислородсодержащие соединения и нахождение их в природе (19 ч)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Каменный уголь. Фенол. коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид.

Глюкоза – вещество с двойной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации.Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворение глицерина в воде. Шаростержневые модели. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов.Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II).Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.

Лабораторные опыты. 5. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 6. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 7. Знакомство с коллекцией волокон.8. Свойство этилового спирта. 9. Свойство многоатомных спиртов – глицерина. 10. Физические свойства глюкозы. 11. Физические свойства крахмала.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconРабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconРабочая программа по химии (8 класс) по программе О. С. Габриеляна....
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconПояснительная записка 9 класс рабочая программа по химии для 9 класса...
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconТесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]...
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconРабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа курса химии 8 класса разработана...
Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 8 классе составлена...
Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 8» О. С. Габриеляна, издательство «Дрофа»...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconРабочая программа по химии в 8 классе по программе для общеобразовательных...
Рабочая программа по химии в 8 классе по программе для общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconРабочая программа по химии для 9 класса количество часов в год -68
Пояснительная записка для рабочей программы по химии 9 класс Исходными документами для составления рабочей программы явились
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconРабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной...
Н. Н. Гара, 2009 к учебнику химии авторов Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 10 класса, рекомендованной Департаментом образовательных...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание базового уровней курса химии и предназначается для...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по учебнику Габриеляна О. С. рабочая программа базового курса по химии для 10 класса составлена на основе iconРабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка...
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск