Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»
Петропавловск - Камчатского городского округа
«Рассмотрено»
| «Утверждаю»
| На заседании методического
| Директор МБОУ ООШ № 6
| объединения учителей
естественного цикла
| Петропавловск - Камчатского городского округа
| протокол № ____ от ______2013 г.
| _____________Н.Н. Надеждина
| Председатель _________ Н.И. Семёнова
| «____»___________2013 год
|
|
|
Рабочая программа по химии
базовый уровень, 9 класс
на 2013 – 2014 учебный год Составитель: учитель химии
Мамаева Галина Николаевна
Петропавловск – Камчатский
2013 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2007 года).
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часа, практические работы –6 часов, резервное время -2 часа.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса. Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ в соответствии с их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами. Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах.
В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы).
Для успешного усвоения учебных вопросов курса тема «Практикум № 1 Свойства металлов и их соединений» была внесена в содержание темы «Металлы». А также тема «Практикум № 2 Свойства неметаллов и их соединений» была внесена в содержание темы «Неметаллы» (в авторской программе данные темы изучаются отдельно).
При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Контрольные и проверочные взяты из сборника: Габриелян О.С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» - М.: Дрофа, 2008. – 174, с.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник Габриелян О. С.. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010. – 270 с. и методическое пособие для учителя (Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.).
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Задачи программы обучения:
Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – лекция, урок – конференция, интегрированный урок, урок – тест, урок – решение задач, проектная деятельность учащихся. Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно - исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.
Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности, химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ-5
Практических работ-6
Лабораторных опытов-16
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса в соответствии с федеральным образовательным стандартом и с учётом Примерной программы. В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и органических веществ;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-тематический план
№
раздела /
темы
| Наименование
разделов и
тем
| Всего
часов
| Практические работы
| Лабораторные опыты
| Контрольные работы
| 1.
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
| 5
|
| 1
| 1
| 1.1 – 1.2
| Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ
| 2
|
|
|
| 1.3
| Амфотерные оксиды и гидроксиды
| 1
|
| 1
|
| 1.4
| Периодический за- кон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
| 1
|
|
|
| 1.5
| Контрольная работа №1 «Введение»
|
|
|
|
| 2.
| Металлы
| 17
| 3
| 5
| 1
| 2.1
| Положение элементов-металлов в П.С.Х.Э. и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы.
| 1
|
| 1
|
| 2.2
| Химические свойства металлов.
| 1
|
| 1
|
| 2.3
| Общие понятия о коррозии металлов
| 1
|
|
|
| 2.4
| Металлы в природе. Общие способы их получения.
| 1
|
| 1
|
| 2.5
| Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы П.С.Х.Э.
| 1
|
|
|
| 2.6
| Соединения щелочных металлов
| 1
|
|
|
| 2.7
| Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
| 1
|
|
|
| 2.8
| Соединения щелочноземельных металлов.
| 1
|
|
|
| 2.9
| Алюминий, его физические и химические свойства.
| 1
|
|
|
| 2.10
| Соединения алюминия.
| 1
|
| 1
|
| 2.11
| Практическая работа №1 “Осуществление цепочки хим-их превращений”
| 1
| 1
|
|
| 2.12
| Железо, его физические и химические свойства.
| 1
|
|
|
| 2.13
| Генетические ряды Fe(II) и Fe(III)
| 1
|
| 1
|
| 2.14
| Практическая работа №2 ”Получение и свойства соединений металлов”
| 1
| 1
|
|
| 2.15
| Обобщение по теме ”Металлы”
| 1
|
|
|
| 2.16
| Практическая работа№3”Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ”
| 1
| 1
|
|
| 2.17
| Контрольная работа №2 “Металлы’’
| 1
|
|
|
| 3.
| Неметаллы
| 26
| 3
| 7
| 1
| 3.1
| Общая характеристика неметаллов
| 1
|
|
|
| 3.2
| Водород
| 1
|
|
|
| 3.3
| Общая характеристика галогенов
| 1
|
|
|
| 3.4
| Соединения галогенов.
| 1
|
| 1
|
| 3.5
| Получение галогенов. Значение, применение галогенов и их соединений
| 1
|
|
|
| 3.6
| Кислород
| 1
|
|
|
| 3.7
| Сера, её физические и химические свойства
| 1
|
|
|
| 3.8
| Оксиды серы(IV) и (VI).
| 1
|
|
|
| 3.9
| Серная кислота и её соли.
| 1
|
| 1
|
| 3.10
| Обобщение знаний по теме “Подгруппа кислорода”
| 1
|
|
|
| 3.11
| Практическая работа №4 ”Экспериментальные задачи по теме Подгруппа кислорода”
| 1
| 1
|
|
| 3.12
| Азот и его свойства
| 1
|
|
|
| 3.13
| Аммиак и его свойства.
| 1
|
|
|
| 3.14
| Соли аммония
| 1
|
| 1
|
| 3.15
| Азотная кислота и её свойства.
| 1
|
|
|
| 3.16
| Фосфор. Соединения фосфора.
| 1
|
|
|
| 3.17
| Обобщение знаний по теме “Подгруппа азота”
| 1
|
|
|
| 3.18
| Углерод.
| 1
|
|
|
| 3.19
| Оксиды углерода.
| 1
|
| 1
|
| 3.20
| Карбонаты.
| 1
|
| 1
|
| 3.21
| Кремний.
| 1
|
| 1
|
| 3.22
| Силикатная промышленность.
| 1
|
| 1
|
| 3.23
| Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме Подгруппа азота и углерода»
| 1
| 1
|
|
| 3.24
| Обобщение по теме ”Неметаллы”.
| 1
|
|
|
| 3.25
| Практическая работа №6 ”Получение, собирание и распознавание газов”.
| 1
| 1
|
|
| 3.26
| Контрольная работа №3 по теме ”Неметаллы”.
| 1
|
|
| 1
| 4.
| Органические вещества
| 14
|
| 3
| 1
| 4.1
| Предмет органической химии. Строение атома углерода.
| 1
|
|
|
| 4.2
| Алканы. Химические свойства и применение алканов.
| 1
|
|
|
| 4.3
| Алкены. Химические свойства этилена.
| 1
|
| 1
|
| 4.4
| Решение задач и упражнений
| 1
|
|
|
| 4.5
| Понятие о спиртах на основе реакции гидратации этилена и взаимодействия этилена с раствором перманганата калия.
| 1
|
| 1
|
| 4.6
| Окисление альдегида в кислоту и понятие об одноосновных карбоновых кислотах.
| 1
|
|
|
| 4.7
| Понятие о сложных эфирах. Жиры.
| 1
|
|
|
| 4.8
| Понятие об аминокислотах.
| 1
|
|
|
| 4.9
| Реакция поликонденсации аминокислот. Белки.
| 1
|
|
|
| 4.10
| Углеводы.
| 1
|
| 1
|
| 4.11
| Полимеры.
| 1
|
|
|
| 4.12
| Решение задач и упражнений
| 1
|
|
|
| 4.13
| Обобщение знаний по органической химии.
| 1
|
|
|
| 4.14
| Контрольная работа№4 по теме “Органические вещества”
| 1
|
|
| 1
| 5
| Обобщение знаний за курс основной школы
| 6
|
|
| 1
| 5.1
| П.З.Х.Э. и П.С.Х.Э. в свете учения о строении атома.
| 1
|
|
|
| 5.2
| Строение вещества(виды химических связей и типы кристаллических решёток)
| 1
|
|
|
| 5.3
| Химические реакции.
| 1
|
|
|
| 5.4- 5.5
| Классы химических соединений в свете ТЭД.
| 2
|
|
|
| 5.6
| ИтоговаяКонтрольная работа №5
| 1
|
|
| 1
|
Содержание учебного курса «Неорганическая химия» 9 класс.
|