Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»
Петропавловск - Камчатского городского округа
Рассмотрено
| Утверждаю
| На заседании методического
| Директор МБОУ ООШ № 6
| объединения учителей
естественного цикла
| Петропавловск - Камчатского городского округа
| протокол № ____ от ______2013 г.
| _____________Н.Н. Надеждина
| Председатель ________Н.И. Семёнова
| «____»___________2013 год
|
|
|
Рабочая программа по химии
базовый уровень, 8 класс
на 2013 – 2014 учебный год Составитель: учитель химии
Мамаева Галина Николаевна
Петропавловск – Камчатский
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2007 года).
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 5 часов, практические работы –9 часов, резервное время -2 часа.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, в Рабочей программе тема «Практикум № 1. Простейшие операции с веществами» была внесена в содержание тем: «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами» (в авторской программе она рассматривается на этапе, следующим за темой «Изменения, происходящие с веществами»). Тема «Практикум № 2. Свойства растворов электролитов» была внесена в содержание темы «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР» и является логическим ее завершением. Это позволило отвести на изучение тем: «Соединения химических элементов» - 14 час, «Изменения, происходящие с веществами» - 13 час, «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР» - 21 час.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Контрольные и проверочные взяты из сборника: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» - М.: Дрофа, 2009. – 158, с.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник Габриелян О. С.. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 270,(2)с. и методическое пособие для учителя (Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.).
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи программы обучения:
освоение теории химических элементов и их соединений; овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ; применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов; осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ-5
Практических работ-9
Лабораторных опытов-11
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с федеральным образовательным стандартом и с учётом Примерной программы. В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;
Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления
уметь
называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ (кислород, водород, углекислый газ растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат - ионов);
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-тематический план
№
раздела /
темы
| Наименование
разделов и
тем
| Всего
часов
| Практические работы
| Лабораторные опыты
| Контрольные работы
| 1.
| Введение.
| 5
| 1
| 1
|
| 1.1
| Предмет химии. Вещества.
| 1
|
|
|
| 1.2
| Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии.
| 1
| 1
|
|
| 1.3
| Знаки химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева.
| 1
| 1
|
|
| 1.4
| Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.
| 1
|
|
|
| 1.5
| Практическая работа №1. «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием».
| 1
| 1
|
|
| 2.
| Атомы химических элементов.
| 10
|
|
| 1
| 2.1
| Основные сведения о строении атома. Состав атомных ядер.
| 1
|
|
|
| 2.2
| Изменения числа протонов – образование новых химических элементов.
| 1
|
|
|
| 2.3
| Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20 в таблице Д.И.Менделеева.
| 1
|
|
|
| 2.4
| Таблица Д.И.Менделеева и строение атома.
| 1
|
|
|
| 2.5
| Ионная химическая связь.
| 1
|
|
|
| 2.6
| Ковалентная неполярная связь.
| 1
|
|
|
| 2.7
| Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь.
| 1
|
|
|
| 2.8
| Взаимодействие атомов элементов - металлов между собой - образование металлических кристаллов.
| 1
|
|
|
| 2.9
| Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи.
| 1
|
|
|
| 2.10
| Контрольная работа №1.
| 1
|
|
| 1
| 3.
| Простые вещества
| 5
|
|
|
| 3.1
| Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов.
| 1
|
|
|
| 3.2
| Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. Аллотропия.
| 1
|
|
|
| 3.3
| Количество вещества. Молярная масса вещества
| 1
|
|
|
| 3.4
| Молярный объём газообразных веществ.
| 1
|
|
|
| 3.5
| Обобщение и систематизация знаний по теме.
| 1
|
|
|
| 4.
| Соединения химических элементов.
| 14
| 2
| 1
| 1
| 4.1
| Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов, общий способ их названий.
| 1
|
|
|
| 4.2
| Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения.
| 1
|
|
|
| 4.3
| Основания.
| 1
|
|
|
| 4.4
| Кислоты.
| 1
|
|
|
| 4.5 – 4.6
| Соли - как производные кислот и оснований.
| 1
|
|
|
| 4.7
| Урок – упражнение.
| 1
|
|
|
| 4.8
| Молекулярные кристаллические решётки. Ионные, атомные и металлические решётки.
| 1
|
|
|
| 4.9
| Чистые вещества и смеси
| 1
|
| 1
|
| 4.10
| Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.
| 1
| 1
|
|
| 4.11
| Массовая и объёмная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей
| 1
|
|
|
| 4.12
| Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе.
| 1
| 1
|
|
| 4.13
| Расчёты, связанные с понятием «доля» (w ).
| 1
|
|
|
| 4.14
| Контрольная работа №2.
| 1
|
|
| 1
| 5.
| Изменения, происходящие с веществами.
| 13
| 2
| 5
| 1
| 5.1
| Физические явления.
| 1
|
|
|
| 5.2
| Химические реакции.
| 1
|
|
|
| 5.3
| Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.
| 1
| 1
|
|
| 5.4
| Практическая работа №4. Признаки химических реакций.
| 1
| 1
|
|
| 5.5
| Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.
| 1
|
|
|
| 5.6
| Расчёты по химическим уравнениям.
| 1
|
|
|
| 5.7
| Реакции разложения. Скорость химических реакций.
| 1
|
|
|
| 5.8
| Реакции соединения. Обратимые реакции. Способы смещения равновесия.
| 1
|
| 1
|
| 5.9
| Реакции замещения.
| 1
|
| 1
|
| 5.10
| Реакции обмена.
| 1
|
| 2
|
| 5.11
| Типы химических реакций на примере свойств воды
| 1
|
|
|
| 5.12
| Обобщение систематизация знаний по теме.
| 1
|
|
|
| 5.13
| Контрольная работа №3.
| 1
|
|
| 1
| 6.
| Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР.
| 21
| 4
| 6
| 2
| 6.1
| Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.
| 1
|
|
|
| 6.2
| Электролитическая диссоциация
| 1
|
|
|
| 6.3
| Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).
| 1
|
|
|
| 6.4
| Ионные уравнения реакций.
| 1
|
|
|
| 6.5
| Практическая работа №6 Ионные реакции.
| 1
| 1
|
|
| 6.6
| Практическая работа №7 Условия протекания хим. реакций м/д р-ми электролитов до конца
| 1
| 1
|
|
| 6.7 – 6.8
| Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.
| 2
|
| 1
|
| 6.9
| Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.
| 1
|
| 2
|
| 6.10
| Оксиды.
| 1
|
| 2
|
| 6.11
| Соли в свете ТЭД, их свойства.
| 1
|
| 1
|
| 6.12
| Практическая работа№8 Свойства кислот, оснований, оксидов, солей
| 1
| 1
|
|
| 6.13
| Генетическая связь между классами неорганических веществ.
| 1
|
|
|
| 6.14
| Практическая работа №9 Решение экспериментальных задач.
| 1
| 1
|
|
| 6.15
| Обобщение и систематизация знаний по теме.
| 1
|
|
|
| 6.16
| Контрольная работа №4.
| 1
|
|
| 1
| 6.17
| Классификация химических реакций. ОВР.
| 1
|
|
|
| 6.18
| Упражнения в составлении реакций ОВР.
| 1
|
|
|
| 6.19
| Свойства изученных классов веществ в свете реакций ОВР.
| 1
|
|
|
| 6.20
| Обобщение и систематизация знаний по теме.
| 1
|
|
|
| 6.21
| Контрольная работа №5
| 1
|
|
| 1
|
Содержание учебного курса « Неорганическая химия» 8 класс.
|