Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита»





Скачать 232.67 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита»
Дата публикации20.03.2015
Размер232.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ


Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 130400

декан ГФ проф. О.И. Казанин


_______________________

Зав. кафедрой БП

проф. Г.И. Коршунов



рабочая ПРОГРАММА

учебной дисциплинЫ
«ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА»

Направление подготовки: 130400 Горное дело
Специализация: №12 Технологическая безопасность и горноспасательное дело
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"
Форма обучения: очная
Составитель: доцент каф. БП А.Н. Никулин


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА


  1. Цели и задачи дисциплины

Цели учебной дисциплины: дать студентам знания об организации и ведении, силах и средствах гражданской защиты, а также правах и обязанностях граждан Российской Федерации в области гражданской защиты.

Задачи изучения дисциплины состоят в:

  • привить сознательное и ответственное отношение к вопросам безопасности;

  • дать необходимые знания и подготовить их к уверенным и правильным практическим действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • научить студентов методически грамотно проводить занятия по гражданской защите.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина является дисциплиной по выбору профессионального цикла. Дисциплина “Гражданская защита” является альтернативной военной подготовки студентов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью к обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1);

- умением логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);

- умением вести переговоры, устанавливать контакты, устранять (урегулировать) конфликты интересов (ОК-5);

- способностью к поиску правильных технических и организационных и управленческих решений и нести за них ответственность (ОК-6);

- использованием нормативных правовых и инструктивных документов в своей деятельности (ОК-7);

- осуществлением своей деятельности в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- умением критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- пониманием и способностью анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-15);

- пониманием многообразия социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры и искусства, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16);

- осознанием ценности российской культуры, ее места во всемирной культуре, уважительным и бережным отношением к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17);

- готовностью к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК-18);

- готовностью к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к взвешенному и ответственному поведению в обществе (ОК-19);

- владением средствами для самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, добиваясь должного уровня физической подготовки с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-22).

Профессиональными компетенциями (ПК):

- демонстрировать пользование компьютером как средством управления и обработки информационных массивов (ПК-4);

в области организационно-управленческой деятельности (ОУД):

- составлять графики работ и перспективные планы, инструкции, сметы, заявки на Атериалы и оборудование, заполнять необходимые отчётные документы в соответствии с установленными формами (ПК-17);

Специализация N 12 «Технологическая безопасность и горно-спасательное дело»:

- способностью обосновывать средства защиты в чрезвычайных ситуациях и режимы их работы, проводить контроль их состояния, регламентировать эксплуатацию защитной и спасательной техники (ПСК-12-2);

- способностью проектировать системы защиты человека от опасных и вредных факторов производственной  среды горных предприятий на основе научно- обоснованных методов и нормативных документов обеспечения безопасного ведения горных и взрывных работ при применении  различных технологий разработки месторождений, освоении подземного пространства, с учетом мирового опыта и требований международных стандартов безопасности (ПСК-12-3);

- способностью системно анализировать  фундаментальные и прикладные проблемы промышленной безопасности и горно-спасательного дела, угрозы промышленной безопасности объектов горного производства и разрабатывать методы их исследования и предотвращения (ПСК-12-5);

- умением организовать работу по анализу состояния условий труда, совершенствованию и модернизации систем, средств и технологий обеспечения промышленной безопасности горного производства, работу по обучению работников культуре безопасности (ПСК-12-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основы государственной политики в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • правовые и нормативные основы организации и веления гражданской обороны;

  • права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

  • современные средства поражения, их поражающие факторы и способы защиты от них;

  • методы коллективной и индивидуальной защиты от чрезвычайных ситуаций;

  • порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

  • основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условии радиационного, химического и бактериологического заражения;

  • основы обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики и технических систем в условиях чрезвычайных ситуаций.

Уметь:

    • защитить себя и окружающих от поражающих факторов ядерного, химического, бактериологического оружия и обычных средств поражения;

    • правильно оценить радиационную, химическую, инженерную и пожарную обстановку в условиях чрезвычайной ситуации;

    • применять коллективные и индивидуальные средства защиты, а также пользоваться приборами радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля;
      проводить санитарную обработку в случае заражения радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериальными средствами;

    • разрабатывать учебно-программную документацию и использовать ее в обучении;

    • применять различные формы и методы обучения и владеть методическими приемами преподавания.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

7

Аудиторные занятия (всего)

68

68

В том числе:







Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

17

17

Самостоятельная работа (всего)

40

40

В том числе:







Курсовой проект (работа)

20

20

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

12

12

Другие виды самостоятельной работы

(доклад)

8

8

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Экзамен

36

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

4

144

4



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Система гражданской защиты в РФ, ее структура и задачи. Нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны.

История гражданской обороны в России. Роль, задачи и место гражданской обороны в системе обеспечения безопасности населения в военное время. Структура, основные принципы организации и ведения гражданской обороны.



Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация эвакомероприятий для населения.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Цель и способы оповещения. Действие населения по сигналам оповещения. Использование государственных и ведомственных сетей связи в интересах управления ГО. Принципы построения и использования территориальных систем централизованного оповещения. Состав, назначение, задачи и силы службы связи и оповещения в учреждениях, организациях, предприятиях независимо от форм собственности. Особенности использования сохранившихся средств и линий связи в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в очаге поражения.



Современные средства поражения и их поражающие факторы.

дерное оружие. Общая характеристика. Виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва. Характеристика очагов поражения. Нейтронные боеприпасы.
Химическое оружие. Виды химического оружия. Классификация и характеристика отравляющих веществ. Характеристика зон заражения.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Основы поражающего действия бактериологического (биологического) оружия.
Обычные средства поражения. Фугасные, осколочные, шариковые, кумулятивные и бронебойные боеприпасы. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательное оружие. Высокоточное оружие.



Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Средства индивидуальной и коллективной защиты. Оснащение подвижных медицинских формирований и учреждений: набор, комплект, укладка, измерительные приборы. Организация хранения медицинского имущества, отчетные документы. Медицинские средства индивидуальной защиты: аптечка индивидуальная, индивидуальный противохимический пакет, пакет перевязочный индивидуальный, средства для обеззараживания воды, очки защитные для глаз от ультрафиолетового излучения, медикаментозные средства для отпугивания кровососущих насекомых. Назначение, устройство и правила использования.



Средства обеззараживания и санобработки.

Санитарная обработка населения при заражении радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Обеззараживание транспорта и техники. Цель и виды санитарной обработки. Порядок проведения частичной и полной санитарной обработки. Сущность санитарной обработки персонала на объектах. Подразделение (силы) и средства санобработка. Порядок санобработки персонала на промышленных и сельскохозяйственных объектах.



Технические средства разведки и контроля. Разведка очагов поражения и путей безопасной эвакуации.

Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Оценка радиационной обстановки. Понятие о радиационной обстановке, методы ее выявления и оценки. Прогнозирование радиационной обстановки. Режимы радиационной защиты населения.Оценка химической обстановки. Понятие о химической обстановке. Определение характера и масштабов химического заражения, а также опасности химического поражения людей. Выбор целесообразных вариантов действий в условиях химического заражения.Оценка инженерной обстановки. Понятие об инженерной обстановке. Определение степени и масштабов разрушения объектов. Анализ влияния разрушений на жизнедеятельность населения.Оценка пожарной обстановки. Понятие о пожарной обстановке. Определение видов и масштаба пожара. Влияние пожара на работу объектов и жизнедеятельность людей. Выбор действий по локализации и тушению пожара, эвакуации населения и вывозу материальных ценностей.



Защитные сооружения гражданской обороны.

Укрытие населения в защитных сооружениях. Предназначение и типы защитных сооружений. Определение убежища. Классификация убежищ. Определение противорадиационных укрытий. Места устройства и оборудования противорадиационных укрытий. Предназначение и оборудование простейших укрытий (открытые и перекрытые щели). Правила поведения населения в защитных сооружениях.



Устойчивость функционирования образовательного учреждения, промышленного и сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях.

Сущность и факторы, влияющие на устойчивость функционирования промышленных и сельскохозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Понятие устойчивости функционирования объекта промышленного и сельскохозяйственного назначения в чрезвычайных ситуациях. Значение степени защиты персонала, надежности снабжения объекта сырьем, топливом, электроэнергией, водой и др., устойчивости управления и подготовленности к восстановлению нарушенного производства для работы объекта.



Организация ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях.

Защита рабочих и служащих от последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и поражающих факторов оружия массового поражения. Надежность управления и материально-технического снабжения. Светомаскировка объекта. Готовность объекта к восстановлению производства и переводу на работу в условиях чрезвычайной ситуации.




Организация мероприятий в области гражданской обороны в образовательном учреждении.

Разработка плана по ГО учебного заведения. Требования, предъявляемые к его разработке и содержанию. Организация, формы и методы обучения учащихся по гражданской обороне. Методика подготовки занятий по гражданской обороне. Методика проведении я занятий, тренировки по гражданской обороне.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих дисциплин)

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Безопасность горного производства




+

+




+




+

+

+



Надежность технических систем и техногенный риск

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Основы горноспасательного дела




+




+

+

+

+

+

+



Пожарная безопасность




+







+

+







+



Защита в чрезвычайных ситуациях




+

+

+

+

+

+

+

+



5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ. зан.

Лаб. зан.

Семин.

СРС

Всего час.



Система гражданской защиты в РФ, ее структура и задачи. Нормативно-правовое обеспечение гражданской обороны.

2










4

6



Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация эвакомероприятий для населения.

4

2

2




4

12



Современные средства поражения и их поражающие факторы.

4

2

2




4

12



Средства индивидуальной и коллективной защиты.

4

2

2




4

12



Средства обеззараживания и санобработки.

4

2

2




4

12



Технические средства разведки и контроля. Разведка очагов поражения и путей безопасной эвакуации.

4

2

2




4

12



Защитные сооружения гражданской обороны.

4

2

2




4

12



Устойчивость функционирования образовательного учреждения, промышленного и сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях.

4

2

2




4

12



Организация ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях.

2

3

3




4

12



Организация мероприятий в области гражданской обороны в образовательном учреждении.

2










4

6


6 Лабораторный практикум


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)



1

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военной время.

2



2

Мероприятия по переводу ГО с мирного на военное положение.
Организация, содержание и проведение аврийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в условиях ЧС мирного и военного времени. Приемы, способы и обеспечение проведения этих работ.

4



3

Средства доставки ядерного оружия. Средства и способы применения химического оружия.

2



4

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи: противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки, защитные костюмы. Правила использования и ухода

4



5

Обеззараживание транспорта и техники.

4



6

Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

1



7 Практические занятия (семинары)


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

(семинаров)

Трудоемкость (час.)



1

Структура и основное содержание федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне». Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2



2

Организация и проведение эвакомероприятий. Порядок проведения эвакомероприятий. Эвакуация людей из районов стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Эвакуация людей и грузов материальных ценностей, оборудования при угрозе применения противником современных средств поражения. Экстренная эвакуация грузов при угрозе применения противником ССП.

4



3

Средства и способы применения бактериальных средств. Признаки их применения.

2



4

Работа пунктов выдачи средств индивидуальной защиты. Порядок работы пунктов выдачи средств индивидуальной защиты. Характеристика средств индивидуальной защиты и контингента.

4



5

Обеззараживание территории и сооружений.

4



6


Ответственные руководители органов ГО по организации и осуществлению дозиметрического и химического контроля на объекте.

1



  1. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Общая тематика курсовых работ: “Организация и ведение гражданской обороны в учебном заведении”
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : учебник для вузов / Б. С. Мастрюков. - М. : Академия, 2007.-333 с.

  2. Михайлов, А.Л. Безопасность в жизнедеятельности / А.Л. Михайлов. – М.: Академия, 2008. – 325 с.


б) дополнительная литература

  1. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник / С. В. Белов. – М. : Высшая школа, 2001. – 485 с.

  2. Гражданская оборона : учебное пособие для проведения занятий по программе всеобщего обязательного минимума знаний населения / М. Т. Епишин, Ф. И. Урванов, А. Ф. Дубовик, Н. С. Тарасов. – М. : Советская Россия,1977. – 204 с.

  3. Емельянов, В. М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для вузов. / В. М. Емельянов. – М. : Академический Проект, 2003. – 473 с.

  4. Крючек, Н. А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения. / Н. А. Крючек [и др.] – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2003.– 259 с.

  5. Вандышев, А. Р. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / А. Р. Вандышев. – М. : МарТ, 2006. – 319 с.

  6. Палкевич, Я. Е. Выживание в городе. Выживание на море / Я. Е. Палкевич. – М.: Карвет, 1992. – 229с.

  7. Постник, М. И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях: учебник для вузов / М. И. Постник. – Минск : Высшая школа, 2003. – 399 с.

  8. Практикум для медсестер гражданской обороны : учебное пособие для вузов / Л. И. Горелов, Г. К. Васильева, Р. П. Бескровный и др. – Свердловск : Издательство Уральского университета, 1989. – 400 с.

  9. Пряхин, В. Н. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени: учебник для средних специальных учебных заведений / В. Н. Пряхин. – М. : Экзамен, 2006. – 380 с.в) программное обеспечение

  10. Образовательный компьютерный проект «Безопасность жизнедеятельности» «Охрана труда», ОКП-5.

  11. Автоматизированная Система Контроля и Обучения теоретическим Знаниям, «Экзаменатор».


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в вузе.

Информационная система «Кодекс».
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебно-методической литература и другого оборудования, используемого в процессе обучения; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио- и видеоматериалами; средствами электронно-вычислительной техники, применяемые в процессе обучения и контроля. Мультимедийный проектор с комплектом презентаций.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При изучении дисциплины предусматривается использование активных форм проведения занятий: с разбором конкретных ситуаций, сложившихся в зонах воздействия опасных и вредных факторов, и возможных принципов и методов защиты.

При освоении студентами лекционного материала проводится десятиминутный контрольный опрос, позволяющий выявить глубину освоения студентами пройденного лекционного материала.

Для углубленного изучения конкретного раздела дисциплины возможно написание рефератов и оформление презентаций.

Подготовка к лабораторным занятиям осуществляется в процессе самостоятельной работы студентов согласно методическим указаниям.

Организация докладов и публичных выступлений студентов по разделам дисциплины 1, 2, 7, 8, 9.


Разработал:

доц. кафедры безопасности производств А.Н. Никулин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем с учетом примерной программы данной учебной дисциплины, рекомендованной...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа научно-исследовательской работы Министерство образования...
Рабочая программа учебной дисциплины «Защита магистерской диссертации» составлена в соответствии с требованиями основной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение»
Профили подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) дс. 03 Мировой политический...
Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) дс. 03 Мировой политический...
Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины «релейная защита и автоматизация...
«Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем» является дисциплиной профессионального цикла, необходимой для последующего...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины «информационная безопасность и защита информации»
«Теория и математические методы системного анализа и управления в технических и социально-экономических системах»
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа дисциплины «c оциальная политика и социальная защита»
Основные задачи изучения дисциплины «Социальная политика и социальная защита» формулируются следующим образом
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа дисциплины б. 5 «теория горения и взрыва»
Профиль (Специализация)подготовки «Пожарная безопасность», «Безопасность технологических процессов и производств», «Инженерная защита...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины дс. 03 Информационные технологии...
...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение»
Задачи дисциплины – получение теоретических знаний в области патентоведения и приобретение практических навыков применения Патентного...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа дисциплины защита коренных народов в международном...
Рабочая программа дисциплины «Защита коренных народов в международном и внутригосударственном праве» предназначена для магистрантов...
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «гражданская защита» iconРабочая программа учебной дисциплины Конспект лекций
Защита в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями гос впо по данной специальности и положением об учебно-методических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск