Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009





НазваниеЧрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009
страница1/6
Дата публикации22.03.2015
Размер0.63 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Химия > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный

технический университет им. Р.Е. Алексеева

Кафедра «Инженерная экология и охрана труда»


ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

С ВЫБРОСОМ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

В ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

Методическая разработка

для студентов всех специальностей

дневной формы обучения

Нижний Новгород 2009

Составители: Л.Н. Борисенко В.А. Горишний, В.Б. Чернецов

ББК 68.9

Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) в окружающую природную среду: метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения/НГТУ; сост.: Л.Н. Борисенко, В.А. Горишний, В.Б. Чернецов,

Н. Новгород, 2009. 38 с.

Методическая разработка написана в соответствии с требованиями программы обучения студентов вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (раздел 3: Защита населения и территорий в ЧС).

Рассмотрены классификация и краткая характеристика аварийно химически опасных веществ (АХОВ) (сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) по ГОСТ 1994г.), чрезвычайные ситуации, сопровождающиеся выбросом АХОВ в окружающую среду и их воздействие на людей и окружающую среду. Дается характеристика химически опасных объектов и их классификация, правила поведения и действия населения при авариях с АХОВ, мероприятия по защите населения.

Предназначено для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов вузов всех специальностей.

Редактор Э.Б. Абросимова

Подписано в печать 2009. Формат 60 х 841/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 200 экз. Заказ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.

Типография НГТУ.

Адрес университета и полиграфического предприятия:

603950, г.Нижний Новгород, ул. Минина, 24.


© Нижегородский государственный технический

университет им. Р.Е. Алексеева,2009

1. Классификация и краткая характеристика аварийно

химически опасных веществ (АХОВ)




В настоящее время в мире насчитывается более 6 млн химических веществ и подавляющее количество из них токсичны, причем ежегодно это количество увеличивается на 200-1000 новых веществ.

Лишь часть химических соединений при сочетании определенных токсических и физико-химических свойств может стать причиной массовых поражений людей. В связи с этим приходится сосредотачивать внимание с точки зрения безопасности только на нескольких сотнях наиболее распространенных, наиболее токсичных веществ.

ОХВ(опасное химическое вещество) – это химическое соединение природного или искусственного происхождения, прямое или косвенное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания или гибель.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»(21.07.97, № 116-Ф3) перечень опасных химических веществ с указанием их пороговых количеств на промышленных объектах включает 179 наименований. Однако не все из этих веществ представляют реальную опасность и при авариях могут вызвать ЧС.

В практике гражданской защиты населения и территорий в перечень опасных химических веществ (ОХВ) включают только те ОХВ, которые обладают высокой летучестью и токсичностью и в аварийных ситуациях могут стать причиной массового поражения людей. Эту группу химически опасных веществ называют аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

В ГОСТ Р 22.9.05-95 дано следующее определение: «Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе(разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях(токсодозах)».

К ним отнесены 34 вещества: аммиак, окислы азота, диметиламин, сероводород, сероуглерод, сернистый ангидрид, соляная кислота, синильная кислота, фосген, фтор, хлор, хлорпикрин, окись этилена и другие. Часто к этому списку добавляют еще 17 наиболее распространенных АХОВ:

  • компоненты ракетного топлива – несимметричный диметилгидразин и жидкая четырех окись азота;

  • отравляющие вещества – люизит, зарин, зоман, V – газы;

  • и некоторые другие АХОВ – диоксин, метиловый спирт, фенол, бензол, концентрированная азотная и серная кислоты, ртуть металлическая и другие.

Поражающие воздействие АХОВ на людей обусловливается их способностью, при проникновении в организм, нарушать его нормальную деятельность, вызывать болезненные состояния, а при определенных условиях приводить к летальному исходу. Кроме того, в результате воздействия АХОВ на организм человека возможны и генетические изменения.

По характеру воздействия на человека АХОВ подразделяются на три группы:

  • ингаляционного действия - воздействуют через органы дыхания;

  • перорального действия – воздействует через желудочно-кишечный тракт;

  • кожно-резорбтивного действия – воздействуют через кожные покровы.

Воздействие АХОВ на человека оценивается дозой. Доза – это количество токсического вещества, поглощенного организмом за определенное время или попавшего на кожный покров и находящегося на нем в течение некоторого времени.

Доза вещества, вызывающая определенный токсический эффект (определенную степень поражения организма человека), называется токсодозой.

При поражении человека через органы дыхания (ингаляционное поражение) токсодоза принимается равной произведению

С t ,

где С – средняя концентрация ОВ или АХОВ в воздухе, (г/ м³, мг/л);

t – время пребывания человека в зараженном воздухе (экспозиция) (мин, с).

Для характеристики токсичности веществ при их воздействии на организм человека через органы дыхания находят применение следующие варианты токсодоз: смертельная, выводящая из строя и пороговая.

На практике чаще всего используются средняя (50%) пороговая, выводящая из строя и смертельная токсодозы:

LCt50 – средняя смертельная токсодоза, вызывающая с определенной степенью вероятности смертельный исход у 50% пораженных;

(L – от латинского слова Letalis - смертельный)

ICt50 – средняя выводящая из строя токсодоза, вызывающая выведение из работоспособного состояния 50% пораженных;

(I – от англ. слова Incapacitating – небоеспособный)

PCt50 – средняя пороговая токсодоза, вызывающая начальные симптомы поражения у 50% пораженных.

(Р–от англ. слова Primary – начальный)

Все эти токсодозы измеряются в (г мин./м3), (мг с/л).

При пероральном и кожно – резорбтивном воздействии на организм человека используются:

LД50средняя смертельная токсодоза;

IД50 средняя выводящая из строя токсодоза;

pД50 средняя пороговая токсодоза.

Данные токсодозы измеряются в г/кг, мг/кг.

В охране труда в химической промышленности большое практическое значение для характеристики токсичности веществ и обращения с ними используется другая величина предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в воздухе рабочей зоны.

Под ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны понимают концентрацию, которая при ежедневной работе в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

Классификацию АХОВ проводят по различным признакам.

Наиболее часто классификацию АХОВ проводят по признаку преимущественного воздействия на человека. В соответствии с этим признаком классификации АХОВ делятся на следующие шесть групп:

первая группа - вещества преимущественно удушающего действия (хлор, треххлористый фосфор, фосген);

вторая группа - вещества преимущественно общеядовитого действия

(цианистый водород, хлорциан, синильная кислота, окись

углерода);

третья группа - вещества, обладающие удушающим и общеядовитым

действием (сероводород, окислы азота, сернистый ангидрид);

четвертая группа - нейротропные яды, то есть вещества, поражающие

центральную нервную систему (фосфорорганические

соединения, сероуглерод);

пятая группа - вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак);

шестая группа - метаболические яды, поражающие центральную нервную систему и кроветворные органы (дихлорэтан, этиленоксид, метилхлорид).

Следует отметить, что данная классификация в определенной степени условна, так как большинство АХОВ действует на организм человека комплексно, кроме того, помимо основных воздействий, имеются побочные, часто очень существенные.

К наиболее широко применяемым в народном хозяйстве АХОВ в первую очередь относят хлор и аммиак.

Аммиак находит применение как хладагент при хранении пищевых и других продуктов, в значительных количествах применяется при производстве минеральных удобрений, взрывчатых веществ, при производстве азотной кислоты.

Хлор, при получении которого используется поваренная соль, применяется в производстве каучука, пластмасс, отбеливателей ткани и бумаги, синтетических пленок, хлорной извести, дезинфицирующих средств. Кроме того, хлор является основным продуктом при очистке (хлорировании) воды.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconАварийно химически опасных веществ и химически опасных объектов экономики
Опасное химическое вещество (охв) химическое вещество, прямое или опосредованное действие которого на человека может вызвать острые...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconЧрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика...
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика зон чрезвычайных ситуаций: метод, разработка для студентов всех...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconУрок обж 8 класс тема: Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconМетодическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»
Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нения боевой задачи в условиях применения противником оружия массового поражения (омп), а также в условиях воздействия неблагоприятных...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconРекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов...
Ч–12 Чалиев А. А., Овчаров А. О. Статистика. Учебно-методическое пособие. Часть – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета,...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconЗадачами дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов основополагающих представлений о правовых, экономических и социальных...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconМетодические указания для изучения курса философии для студентов...
Печатается по рекомендации совета гуманитарного факультета углту, протокол № от г
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconМинистерство образования и науки российской федерации
Задачей изучения дисциплины является получение четкого представления о системе обеспечения безопасности в горном деле и строительстве...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconСборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14...
Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconМетодические указания для студентов-магистрантов дневной формы обучения...
Методическая разработка предназначена для студентов- магистрантов направлений 230400. 68 «Информационные системы и технологии» и230100....
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconИзучение влияния геотермальных станций на окружающую среду
Влияние установок на окружающую среду и благоприятны ли они для существования биосистемы
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconУниверситет
Методическая разработка содержит методические рекомендации и варианты заданий для контрольных работ. Она предназначена для студентов...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2009 iconПрограмма по курсу «Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтеводопроявлениях»...
И. о руководителя Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск