Скачать 150.04 Kb.
|
ХИМИЯ Вступительный экзамен по химии сдают школьники, желающие обучаться на химико-биологическом отделении лицея-интерната. Экзамен проводится в письменном виде в тестовой форме в два тура. Продолжительность экзамена на 1-ом отборочном туре - 3 часа, на 2-ом туре – 1 час. На экзамене можно пользоваться таблицами: "Периодическая система элементов Д.И. Менделеева", "Растворимость оснований, кислот и солей в воде", "Электрохимический ряд напряжений металлов". При решении расчётных задач разрешается пользоваться микрокалькулятором. Тест состоит из 20 вопросов, в которые включены как упражнения, так и расчетные задачи. Вопросы теста составлены в соответствии с “Программой по химии для средней школы за 8-9 классы”, включают вопросы по общей и неорганической химии по следующим основным темам и требуют следующих знаний и умений:
При одинаковой программе тесты разного тура отличаются уровнем сложности. Все задания теста имеют 4 варианта ответа, из которых правильный только один. Каждое задание теста оценивается на 1 балл. Оценивание работы проводится по числу правильных ответов. Ко 2-му туру вступительного экзамена допускаются соискатели, набравшие в 1-ом туре более 12 баллов. При выполнении теста выбор Вами правильного варианта ответа на вопросы теста возможен, если приведете электронные конфигурации атомов химических элементов, молекулярные формулы соединений, молекулярные, ионные и электронные уравнения химических реакций (это можно выполнить в черновиках и необязательно приводить в самой экзаменационной работе), например: 1. Распределение электронов по энергетическим уровням для атома кремния – это набор: а) 2, 8, 3; б) 2, 6, 6; в) 2, 8, 4; г) 2,8,5 (вопрос теста 1-го тура) Вариантам ответов соответствуют атомы следующих химических элементов: а) общее число электронов - 13, порядковый номер элемента – 13, это – алюминий; б) общее число электронов – 14, последовательность распределения электронов по энергетическим уровням неверна (максимальное число электронов на II энергетическим уровне должно быть – 8), элемента с таким распределением электронов нет; в) общее число электронов - 14, порядковый номер элемента – 14, это – кремний; г) общее число электронов - 15, порядковый номер элемента – 15, это – фосфор. Таким образом, правильный ответ - вариант в). 2. Сокращенное ионное уравнение реакции Н+ + НО- Н2О соответствует взаимодействию веществ: а) кремневая кислота и раствор гидроксида калия б) растворы соляной кислоты и гидрокисида калия в) растворы гидроксида калия и гидросульфида калия г) растворы соляной кислоты и гидроксида аммония (вопрос теста 2-го тура) Вариантам ответов соответствуют следующие молекулярные и краткие ионные уравнения: Молекулярные уравнения: Краткие ионные уравнения реакций: а) Н2SiO3 + 2KOH K2 SiO3+ 2Н2О; Н2SiO3 +2НО- SiO32-+ 2Н2О б) HCl + KOH KCl + Н2О; Н+ + НО- Н2О в) KOH + KHS K2S + Н2О; НS- + НО- S2- + Н2О г) HCl + NH4OH NH4Cl + Н2О; Н+ + NН4ОH NH4+ + Н2О Таким образом, правильный ответ - вариант б). 3. Химическое равновесие в системе 2NO(г) + O2(г) 2NO2(г) + Q смещается в сторону продукта реакции при: а) повышении давлении; б) повышении температуры; в) увеличении объема реакционной системы; г) использовании катализатора (вопрос теста 1-го тура) Вариантам ответов соответствуют:а) до реакции 3 моля газообразных веществ, после реакции – 2 моля, повышение давления смещает равновесие в сторону той реакции, которая идет с уменьшением числа газообразных веществ, т.е. в сторону продуктов реакции; б) прямая реакция – экзотермическая, обратная – эндотермическая, повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермического процесса, т.е. в сторону исходных веществ; в) увеличение объема реакционной системы смещает равновесие в сторону увеличения числа газообразных веществ, т.е. в сторону исходных веществ; г) катализатор увеличивает скорость как прямой, так и обратной реакции, поэтому не влияет на состояние равновесия. Таким образом, правильный ответ - вариант а). 4. В каком случае реакция будет протекать с максимальной скоростью: а) алюминиевая пыль и вода б) алюминиевая пыль и гидроксид аммония в) кусочек алюминия и концентрированный раствор гидроксида натрия г) алюминиевая пыль и концентрированный раствор гидроксида натрия (вопрос теста 2-го тура) В случаях а) и б) вода и гидроксид аммония как слабые электролиты не могут снять оксидную пленку алюминия, поэтому химические реакции в данных случаях не протекают. Случаи в) и г) отличаются лишь степенью измельченности алюминия как одного из реагирующих веществ. Известно, что измельчение реагента приводит к увеличению поверхности соприкосновения реагирующих веществ, а значит к увеличению скорости реакции. Таким образом, правильный ответ - вариант г). Молекулярное уравнение реакции вариантов в) и г) следующее: 2Alтв. + 6NaOHконц. 2Na3AlO3 + 3H2. Для вопросов, включающих расчетные задачи, приведите решение задачи (это можно также выполнить в черновиках и не обязательно приводить в самой экзаменационной работе). При решении задач необходимо правильное составление (с расстановкой коэффициентов) уравнения реакции (обратите внимание на условия и возможность протекания реакции, правильное написа ние формул реагирующих и образующихся веществ). Решение задач необходимо проводить с использованием понятий – количество вещества, молярная масса, молярный объем, мольное отношение реагирующих и образующихся веществ на основании уравнения реакции, избыток и недостаток реагирующих веществ, массовая и объемная доли чистого вещества в смеси, массовая доля выхода продукта реакции, а также математических выражений основных количественных характеристик и законов химии. Нежелательно при решении задач вести расчеты через пропорции, например: 5. Какой объем воды необходимо добавить к раствору хлорида натрия массой 50 г с концентрацией 20 % , чтобы приготовить раствор с массовой долей растворенного вещества 5 %: а) 50 мл; б) 100 мл; в) 150 мл; г) 200 мл (вопрос теста 1-го тура) Определяем массу хлорида натрия в исходном растворе массой 50 г с массовой долей растворенного вещества 20 %: m(NaCl) = mисх.р-ра w(NaCl) = 50 0.2 = 10 г Определяем массу конечного раствора с массовой долей растворенного вещества 5 %: mконеч.р-ра= m(NaCl)/ w(NaCl) = 10/0.05 = 200 г Определяем массу воды, которую необходимо добавить к исходному раствору с массовой долей 20 %, чтобы приготовить раствор с массовой долей 5 %: m(H2O) = mконеч.р-ра - mисх.р-ра = 200 – 50 = 150 г Т.к. плотность воды 1 г/мл, то необходимый объем воды равен 150 мл. Таким образом, правильный ответ - вариант в). 6. Объем (н.у.) оксида серы (IV), который можно получить при обжиге 3 кг FeS2 c выходом 95 %, равен: а) 532 л; б) 1179 л; в) 1064 л; г) 1120 л (вопрос теста 2-го тура) Составляем уравнение реакции и проводим расстановку коэффициентов перед реагирующими и образующимися веществами. Так как реакция - окислительно-восстановительная, при составлении уравнения реакции используем метод электронного баланса: 4FeS2 + 11O2 8SO2 + 2Fe2O3 Fe2+ - e Fe2+ 4 окисление FeS2 - восстановитель S22- - 10e 2S4+ O2o + 4e 2O2- 11 восстановление O2 - окислитель Определяем количество вещества FeS2: (FeS2) = m(FeS2)/M(FeS2) = 3000/120 = 25 моль Определяем количество вещества SO2: (SO2) = 2(FeS2) = 2 25 = 50 моль Определяем теоретический объем выделившегося SO2: Vo(SO2)теор. = Vm(SO2) (SO2) = 22.4 50 = 1120 л Определяем практический объем выделившегося SO2: Vo(SO2)практ.= Vo(SO2)теор. = 1120 0.95 = 1064 л Таким образом, правильный ответ - вариант в). 7. При температуре 30 оС реакция протекает за 25 минут, а при температуре 50 оС – за 4 минуты. Температурный коэффициент () реакции равен: а) 1.5; б) 2; в) 2.5; г) 3 (вопрос теста 2-го тура) Зависимость скорости или времени протекания реакции от температуры определяется правилом Вант-Гоффа. Математическое выражение правила следующее: (t1)/(t2) = t2-t1/10. Подставим данные задачи в формулу: 25/4 = 50-30/10, 6.25 = 2, отсюда = 2.5 Таким образом, правильный ответ - вариант в). При подготовке к вступительному экзамену в лицей используйте школьные учебники по химии за 8 – 9 классы, можно также воспользоваться пособиями для подготовки к тестированию по химии за 8 – 9 классы. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ (2002г.), I тур 1. Из указанных признаков к химическим не относится: А) выделение газа; Б) изменение окраски; В) появление запаха; Г) изменение формы тела; Д) образование осадка 2. Трехэлементное вещество - это: А) корунд; Б) аммиак;В) графит; Г) питьевая сода.
А) 25; Б) 38; В) 63; Г) 76 .
А) 5,6; Б) 11,2; В) 22,4; Г) 44,8. 5. Наибольшее число молекул содержится при нормальных условиях в 1 л: А) сероводорода; Б) воды; В) водорода; Г) аммиака. 6. Природа элемента, в ядре изотопа X которого содержится 18 нейтронов: А) сера; Б) хлор; В) фтор; Г) аргон. 7. Распределение электронов по энергетическим уровням для атома фосфора - это набор: А) 2, 6, 3; Б) 2, 6, 5; В) 2, 8, 3; Г) 2, 8, 5. 8. Из перечисленных ниже характеристик элементов периодически изменяется: А) заряд ядра атома; Б) относительная атомная масса; В) число энергетических уровней в атоме; Г) число электронов на внешнем энергетическом уровне. 9. В группе галогенов при движении по группе сверху вниз их неметаллические (окислительные) свойства:
10. С учетом возможных возбужденных состояний фосфор в соединениях может проявлять валентности, равные: А) Ш, V; Б) II, IV, VI; В) I, III, V, VII; Г) О, III, V. 11. Для какого из перечисленных ниже веществ характерно образование ионной кристаллической решётки: А) йод; Б) кремнезем; В) железо; Г) бромид калия. 12. Какое соединение серы является только окислителем: А) сероводород; Б) сера; В) диоксид серы; Г) серная кислота. 13. Химическое равновесие в системе 12(г) + Н2(г) <-> 2Ш(г) - Q смещается в сторон}' продукта реакции при:
14. Какая группа соединений состоит только из кислотных оксидов: А) Н20, ВаО; Б) СО, А12Оз; В) С02, Р205; Г) Н202, СаО. 15. Электролитической диссоциации не подвергаются: A) соединения с ионными связями; Б) соединения с ковалентными полярными связями; B) соединения с ковалентными неполярными связями. 16. В растворе какого из приведенных ниже соединений метилоранж остается оранжевым: А) КОН; Б) H2S04; В) A1(N03)3; Г) Na2S; Д) СаС12 17. Какая из приведённых ниже реакций является реакцией нейтрализации:
18. Нитрат серебра является качественным реагентом на: а) катионы щелочных металлов; б)катионы щелочноземельных металлов; в) анионы галогенов; г) карбонат, сульфат, сульфит и фосфат анионы. 19. Объем водорода (в литрах, н.у.), образующегося при взаимодействии 13 г. цинка с раствором, содержащим 24,5 г серной кислоты, равен: А) 2,24; Б) 4,48; В) 6,72; Г) 8,96. 20. Сульфат меди в лаборатории можно получить при взаимодействии:
|
Протокол №5 от Вступительный экзамен по иностранному языку в магистратуру сфу проводится в форме письменного теста и ориентирован на проверку навыков... | Программа и правила проведения вступительного испытания Вступительный экзамен по литературе проводится в виде тестирования по материалам программы полной средней школы, основанной на Государственном... | ||
Программа и правила проведения вступительного испытания Вступительный экзамен по литературе проводится в виде тестирования по материалам программы полной средней школы, основанной на Государственном... | К сведению всех сдающих кандидатский экзамен по истории и философии науки! Кандидатский экзамен принимается в период экзаменационной сессии (как правило, с 15 мая по 15 июня). Все желающие сдавать экзамен... | ||
Тесты по английскому и немецкому языкам: тест 1 (английский язык) Задание 1 Вступительный экзамен по иностранному языку в магистратуру сфу проводится в форме письменного теста и ориентирован на проверку навыков... | Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине для поступающих... Вступительный экзамен в аспирантуру по специальной дисциплине проводится в устно-письменной форме | ||
Программа вступительных экзаменов по биологии. Организационно-методические... Экзамен проводится в письменной форме в виде теста и направлен на проверку знаний абитуриентов по биологии | Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «методы решения физических задач» Вступительный экзамен по физике в вуз проводится в письменной форме и состоит в решении достаточно большого количества задач различной... | ||
Общие химические и экологические закономерности В середней школе учащиеся изучают химию в течение ряда лет. Многие довольно хорошо сдают выпускной экзамен по химии. Однако… | Литература На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В пятом семестре студенты изучают основные проблемы истории философии (темы 1-9) и сдают зачет, в шестом семестре студенты изучают... | Курс (прием 2009 г.) Антикризисное управление экзамен Управление... Рынок ценных бумаг зачет Стратегический менеджмент – экзамен, защита курсовой работы Инновационный менеджмент – экзамен, защита курсовой... | ||
Методические рекомендации для аспирантов (соискателей), сдающих кандидатский... Методические рекомендации для аспирантов (соискателей), сдающих кандидатский экзамен по английскому языку | Экзамен по истории России XIX века в 8 классе Пояснительная записка Экзамен по истории России XIX века проходит в рамках летней аттестации учащихся, завершающих обучение в 8 классе. Курс изучается... | ||
Итоговый экзамен по химии Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме) | Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по истории устный... |