Скачать 135.56 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) ________________________________ «___» _________________ 2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.06 КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ 1. Цели и задачи дисциплины: Большинство веществ и материалов, которые возникают естественным или создаются искусственным путем, находятся в раздробленном (дисперсном) состоянии. Коллоидная химия, изучающая особые свойства веществ и материалов, обусловленные их раздробленностью, превратилась в одну из фундаментальных химических наук. Коллоидно-химические закономерности проявляются в самых разнообразных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производств, растительном и животном мире, а также практически во всех сферах деятельности человека. Целью курса является дать студентам понятие о коллоидных системах и их основных особенностях; сущности поверхностных явлений; об электрических, оптических, молекулярно-кинетических, структурно-механических свойствах, агрегативной и седиментационной устойчивости дисперсных систем; о способах получения и очистки дисперсных систем, а также об основных видах дисперсных систем. Задачи дисциплины: Изучить основные особенности дисперсных систем. Изучить закономерности поверхностных явлений. Изучить свойства дисперсных систем. Ознакомиться с основными видами дисперсных систем. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студенты должны усвоить основополагающие представления о закономерностях коллоидной химии как науки о поверхностных явлениях и дисперсных системах, знать особенности различных видов дисперсных систем, производить расчеты по формулам и уравнениям, при необходимости использовать справочный материал. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины: 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:
4.2. Содержание разделов дисциплины: 4.2.1. Коллоидные системы. Основные понятия. Понятие о коллоидных системах и определение коллоидной химии как науки. Классификация дисперсных систем. Основные особенности дисперсных систем. Дисперсные системы в природе и технике. 4.2.2. Поверхностные явления. Поверхностная энергия и поверхностные явления. Поверхностное натяжение. Адгезия. Адсорбция (основные понятия). Адсорбция на границе жидкость – газ. Адсорбция газов и жидкостей на твердых поверхностях. Хроматография. Электрокинетические явления. 4.2.3. Свойства дисперсных систем. Электрические, оптические, молекулярно-кинетические, структурно-механические свойства. Агрегативная и седиментационная устойчивость дисперсных систем. 4.2.4. Получение и очистка дисперсных систем. Классификация способов получения дисперсных систем. Диспергирование. Конденсационные процессы. Мембраны и мембранные процессы. 4.2.5. Виды дисперсных систем. Основы дисперсионного анализа. Золи и суспензии, гели и пасты. Эмульсии. Пены. Аэрозоли. Порошки. Высокомолекулярные соединения. Белки. Коллоидные ПАВ. 5. Лабораторный практикум: не предусмотрен 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 6.1. Рекомендуемая литература: а) основная литература: 1. Зимон, А. Д. Коллоидная химия / А. Д. Зимон. - М. : Агар, 2001. – 317 с. б) дополнительная литература:
3. Евстратова, К. И. Физическая и коллоидная химия / К. И. Евстратова, Н. А. Купина, Е. Е. Малахова. - М. : Высшая школа, 1990. – 487 с. 4. Фридрихсберг, Д. А. Курс коллоидной химии / Д. А. Фридрихсберг. - Л. : Химия, 1995. – 368 с. 5. Фролов, Ю. Г. Курс коллоидной химии / Ю. Г. Фролов. - М. : Химия, 1992. – 400 с. 6. Шелудко, А. Коллоидная химия , А. Шелудко. - М. : Мир, 1989. – 332 с. 7. Щукин, Е. Д. Коллоидная химия / Е. Д. Щукин, А. В. Перцов, Е. А. Амелина. - М. : Высшая шола, 2004. – 445 с. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: Контролирующая компьютерная программа по дисциплине «Коллоидная химия». 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Аудиторный фонд ТГПУ, библиотека ТГПУ, компьютерный класс. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины: 8.1. Методические рекомендации преподавателю: Большинство реальных объектов находятся в дисперсном состоянии. Многие свойства веществ, изучаемые различными областями химии, наиболее ярко выражены в высокораздробленном виде. Поэтому знания, даваемые данной дисциплиной, являются необходимой частью научного багажа любого специалиста-химика. Промежуточные срезы знаний проводятся после изучения основным тем курса: основные особенности дисперсных систем, поверхностные явления (адгезия, смачивание, адсорбция, электрокинетические явления), свойства дисперсных систем, устойчивость дисперсных систем, получение и очистка дисперсных систем, виды дисперсных систем. Промежуточный срез знаний проводится письменно (контрольные работы и (или) тестирование), а также устно (коллоквиумы). Тестирование проводится в компьютерном классе с использованием специальной программы. Задания для тестирования находятся на сайте ТГПУ. Тестирование студенты могут осуществлять в свободном доступе в качестве самостоятельной подготовки как по отдельным темам, так и по дисциплине в целом. В течение обучения студенты могут выполнять курсовую работу или рефераты. Изучение дисциплины заканчивается итоговым зачетом. 8.2. Методические указания для студентов: 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
Задачи
8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ:
8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050101.65 «Химия». Программу составила: к.х.н., доцент кафедры неорганической химии __________ Князева Е.П. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры неорганической химии протокол № ___ от _____________года. Зав. кафедрой неорганической химии _____________________ Ковалева С.В. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией биолого-химического факультета ТГПУ протокол № _ от _____________ года. Председатель методической комиссии биолого-химического факультета ________________________ И.А. Шабанова Согласовано: Декан БХФ _____________________ Минич А.С. |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Физическая химия является одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, формирующих научное представление об окружающем... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать у студентов представление о торфе как природном образовании, в котором физические, химические и биологические... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Данная дисциплина должна вооружить студентов разнообразными методиками химического эксперимента, приобрести опыт экспериментальной... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности... |