Скачать 83.8 Kb.
|
Утверждено «Утверждаю» Утверждено на методическом Совете директор МОУ «СОШ №2» Городским Экспертным МОУ «СОШ №2» ______________ Советом Протокол № _____ Михайлюк Т.П. «_____»_____________ «____»_______________ Курс по выбору «ХИМИЯ В МОЕМ ДОМЕ» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Автор курса: Михайлюк Татьяна Петровна, учитель химии МОУ «СОШ №2»г.Сорочинска Сорочинск - 2007 Курс по выбору «ХИМИЯ В МОЕМ ДОМЕ» Пояснительная записка Курс по выбору предназначен для учащихся как 9-х, так и 11 классов. Он ориентирован на углубление и расширение знаний учащихся о веществах, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, на развитие любознательности и интереса к предмету, на совершенствование умений правильно обращаться с химическими веществами в лаборатории и в быту. Программа включает теоретический и практический материал. Актуальность предлагаемого курса вызвана значимостью рассматриваемых представлений, которые ставит перед нами жизнь. Этот элективный курс дает возможность учителю и ученику заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и здорового образа жизни. Цель курса: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Задачи:
Курс рассчитан на 17 часов. Режим проведения занятий может быть 1 или 2 часа в неделю. Завершает курс защита реферата, проекта или деловая игра. ПРОГРАММА КУРСА Введение (1 ч) Отравления бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, бытовой газ, угарный газ, растворители, перманганат калия, лаки, бытовая химия и др.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Основные термины: яды и противоядия, первая медицинская помощь, класс опасности. Учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах. Средства ухода за предметами домашнего обихода ( 7ч) Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и способы её устранения. Образование и удаление накипи. Средства для удаления накипи. Образование и удаление ржавчины. Средства для удаления ржавчины. Практические занятия. 1. Удаление накипи с посуды. 2. Способы умягчения воды. 3. Получение мыла. Основные термины : мыло, СМС, отбеливатель, накипь, жесткость воды, ржавчина. Учащиеся должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, состав ржавчины и способы удаления её с различных поверхностей. Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать мыло, удалять накипь и ржавчину, подбирать СМС по типу ткани и загрязнению. Строительные материалы. ( 2 ч) Краски и лаки: их состав и назначение. Бытовые клеи. Вяжущие материалы. Основные термины: лакокрасочные материалы, вяжущие материалы. Учащиеся должны знать: назначение материалов. Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие материалы, подбирать краски под поверхность и температуру. Практическое занятие: 1.затвердевание цемента и алебастра. Сад и огород (2 ч.) Стимуляторы роста растений. Признаки недостатка питательных веществ. Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы. Основные термины: удобрение, кислотность почвы, стимуляторы роста. Учащиеся должны знать: виды удобрений, способы определения кислотности почвы, правила применения удобрений. Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений нужной концентрации, проводить обработку растений с целью защиты от вредителей. Демонстрации: коллекция «Удобрения». Химические процессы в технологии приготовления пищи (4ч.) Белковая и углеводная пища. Жиры. Денатурация белков. Брожение, гашение соды. Окисление продуктов. Искусственная пища. Основные термины: брожение, денатурация, ферменты, белки, углеводы, жиры. Учащиеся должны знать: состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека; сущность процессов брожения и гашения. Учащиеся должны уметь: пользоваться разрыхлителями. Темы реферативных работ ( проектов)
Литература для учителя.
Литература для учащихся.
Дополнительная литература.
Тематическое планирование занятий
Методические рекомендации. При проведении занятий учителю не стоит акцентировать внимание учащихся на чисто теоретические вопросы, которые можно найти в учебниках химии. Главная цель обучения – формирование интереса к предмету, окружающему миру, к пониманию того, что со всеми веществами , будь то в быту или в другом месте, необходимо обращаться правильно и грамотно. Кроме теоретического материала, на каждом занятии желательно предлагать выполнение расчетных задач, например : При выполнении демонстрационных опытов, практических заданий необходимо, чтобы учащиеся строго выполняли правила обращения с нагревательными приборами, химическими веществами, стеклянной посудой. Не стоит планировать на занятие большое количество опытов, лучше показать один-два и дать возможность учащимся самим выполнить похожие. Если демонстрационный опыт многоплановый и используются концентрированные кислоты, щелочи, едкие вещества, то учитель выполняет их сам. Некоторые процессы можно показать на слайдах или через видеопроектор, так как информация имеется на дисках в школьной медиатеке.. |
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... | Программа курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет... Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на... | ||
Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь» Программа выстроена на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова), реализуется в начале сентября... | Программа интегрированного курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь» Программа выстроена на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова), реализуется в начале сентября... | ||
Программа курса «введение в специальность (сравнительная политология)»... Программа дисциплины «Введение в специальность (Сравнительная политология)» цикла опд | Методические указания Программа и задания по курсу введение в славянскую... Эти вопросы и составляют основное содержание курса «Введение в славянскую филологию». К ним примыкают сведения из истории славянской... | ||
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» Рабочая программа пропедевтического учебного курса «Введение в химию. Вещества» разработана на основе | Рабочая программа курса «Секреты творчества алтайских художников. Введение» Цель курса направлена на формирование личности школьника как представителя региона | ||
Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение... | Оборудование, механизация и автоматизация в технологии материалов Введение. Цель изучения курса, его связь с другими науками, значение курса Краткое содержание дисциплины | ||
Основное содержание курса Социология pr тема Введение. Цели и задачи курса Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Учебная программа курса Введение в специальность: Налоги и налогообложение Основной целью учебно-методического комплекса по курсу «Введение в специальность: Налоги и налогообложение» является создание целостного... | Введение курса «орксэ» требование времени Введение в учебный процесс школ предмета «орксэ» – это шаг на пути последовательного осуществления новой государственной политики,... | ||
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы.... Рабочая программа учебного курса, далее Программа, составлена на основе авторской программы «Введение в естественнонаучные предметы.... | Программа элективного курса Как показывает практика, этот вид деятельности вызывает затруднения у учеников. Проблемы с формированием исследовательских компетенций... |