Скачать 304.87 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный химико-технологический университет» Факультет неорганической химии и технологии Кафедра общей химической технологии Утверждаю: проректор по УР _______________ В.В. Рыбкин « » 2011 г. Рабочая учебная программа дисциплины Экология Направление подготовки 240100 Химическая технология Профили подготовки: · Технология электрохимических производств · Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов · Химическая технология неорганических веществ ·Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники Квалификация (степень) бакалавр Форма обучения очная Иваново, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экология» являются формирование представлений: - о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе; - о биосфере и ее эволюции; - о целостности и гомеостазе живых систем; - о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистем; - о последствиях антропогенной деятельности человека и влиянии ее на биосферу; - об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании; - о перспективах создания не разрушающих природу технологий. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина относится к базовой (обязательной) части естественнонаучного цикла (код УЦ ООП – Б.2). Она базируется на результатах изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, естественно-научного цикла, в том числе математики, информатики, физики, общей и неорганической химии, органической химии. Для успешного усвоения дисциплины студент должен: знать: основные понятия и методы математического анализа, математические методы решения профессиональных задач; основные физические явления и законы, основные физические величины и константы; химию элементов и их соединений и основные закономерности протекания химических реакций; структуру локальных и глобальных компьютерных сетей; уметь: применять математические методы при решении типовых задач, работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации; владеть: методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, численными методами решения дифференциальных и алгебраических уравнений, навыками критического восприятия информации. 3. Требования к результатам освоения дисциплины (в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 240100 «Химическая технология». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - уметь использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-6) - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); - понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-13); - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5); - готов обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-11); В результате изучения дисциплины студент должен: знать: факторы, определяющие устойчивость биосферы, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, глобальные проблемы экологии и принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, организационные и правовые средства охраны окружающей среды, способы достижения устойчивого развития; уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией; владеть: методами экономической оценки ущерба от деятельности предприятия, методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
Содержание раздела 1. Задачи экологии. Глобальные проблемы экологии. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. Предмет экология. История возникновения и связь с другими науками. Цели и задачи дисциплины «Экологии». Глобальные экологические проблемы. Изменение атмосферы и климата , в том числе изменение состава атмосферы как среды для дыхания, уменьшение толщины озонового слоя, усиление «парникового эффекта», образование кислотных дождей, образование смогов - лос-анджелесского, лондонского и аляскинского типов, проблема трансграничных переносов загрязняющих веществ. Изменения в гидросфере: загрязнение, ухудшение качества и уменьшение стока воды, эвтрофикация водоемов, проблема воды как среды обитания для животных и растений и как стабилизатора климата. Глобальные экологические проблемы литосферы: опустынивание, загрязнение и деградация почв, проблемы свалок, изменение ландшафтов и т.д. Изменения в мире флоры и фауны, в сельском и лесном хозяйствах - как глобальные экологические проблемы. Демографические проблемы и проблемы производства продуктов питания; урбанизация, влияние качества окружающей среды на здоровье человека. Глобальные проблемы, связанные с воздействием промышленного производства и транспорта на окружающую природную среду. Проблемы роста потребления энергии, исчерпаемые и возобновляемые источники энергии и перспективы их использования. Воины и окружающая среда. Проблемы экологического воспитания и образования. Пути решения глобальных экологических проблем. Понятие об устойчивом развитии и условиях перехода к нему. Международное сотрудничество в области охраны ОС. Содержание раздела 2. Основы экологии. Биосфера и ее эволюция, виды вещества в биосфере. Понятие о ноосфере и ноогенезе. Биологическое разнообразие, его виды и роль в устойчивости биосферы. Закон константности живого вещества планеты и правило постоянства числа видов В.И. Вернадского. Гипотеза Геи. Основные функции биосферы. Экологические факторы среды обитания: абиотические, биотические и антропогенные. Понятие об экосистеме. Типы экосистем. Понятие о биогеоценозе и его составляющих Место экосистемы в иерархической структуре. Экологическая система ее и компоненты. Закон экологического минимума Либиха, лимитирующие факторы и закон толерантности Шелфорда. Понятие о гомеостазе и сукцессии экологических систем. Виды сукцессий: первичная, вторичная и климаксовая сукцессии. Изменчивость и стабильность экосистем: инертность, постоянство, упругость, Понятие об экологической нише и видах взаимодействия организмов в экосистемах. Синтез первичного органического вещества (фотосинтез и хемосинтез). Энергетика биосферы и трофические цепи. Закон Линдема и экологические пирамиды. Продуктивность экосистем: валовая продуктивность, чистая первичная и вторичная. Стратегия развития экосистем. Концентрирование токсичных соединений при движении по трофическим цепям. Энергетическая классификация экосистем. Круговороты в биосфере: геологический (большой) и биотический (малый), понятие о биогеохимическом цикле. Круговороты воды и биогенных элементов. Влияние деятельности человека на эти круговороты. Принцип Ле Шателье. Обратная связь в экосистемах. Понятие стресса. Антропогенный стресс и загрязнение ОС как лимитирующие факторы развития современной цивилизации. Законы экологии Коммонера. Содержание раздела 3. Рациональное использование и охрана природных ресурсов. Правовая система в области охраны окружающей природной среды. Виды загрязнения ОС: химическое, механическое, физическое, радиационное, биологическое, социально-психологическое загрязнения. Понятие о ксенобиотиках. Концепция пороговости действия загрязнителей, стохастические и детерминированные эффекты. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормировании, показатели нормирования. Атмосфера, строение, состав и устойчивость. Основные антропогенные загрязнители. Свободные радикалы в тропосфере и их роль в физико-химических процессах, протекающих в тропосфере. Метеорологический потенциал атмосферы (МПА) и индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Способность атмосферы к самоочищения. Виды источников загрязнения атмосферы. Оценка воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на окружающую среду (ОВОС) и этапы ее проведения. Понятие о предельно-допустимом выбросе (ПДВ). Оценка уровня воздействия выброса загрязняющих веществ на атмосферу для одиночного и группы источников загрязнения. Понятие о зоне активного загрязнения (ЗАЗ) и санитарно-защитной зоне (СЗЗ). Методы защиты атмосферы от выбросов загрязняющих веществ (аэрозолей, паро-воздушных и газо-воздушных смесей): технологические, улавливание и очистка выбросов, устройство санитарно защитных зон и т.д. Гидросфера. Характеристика и состав природных вод. Закисление и окислительно-восстановительные процессы в водоемах и их эвтрофикация. Процессы самоочищения водных экосистем. Показатели, характеризующие способность воды к самоочищению – биологическая и химическая потребности в кислороде (БПК, ХПК). Источники водоснабжения. Подготовка питьевой воды. Санитарные нормы к показателям качества воды. Приоритетные антропогенные загрязнители. Расчет предельно-допустимых сбросов (ПДС). Классификация сточных вод и стандартная очистка хоз. бытовых сточных вод. Способы очистки промышленных сточных вод предприятий. Основные принципы рационального использования и охраны воды. Замкнутые водооборотные циклы. Литосфера, ее состав и строение. Понятие о горных породах и минералах. Почва и ее основные компоненты. Основные показатели качества почв: механический состав, содержание гумуса, катионно-обменная способность, кислотность почвы и т.д. Эрозия и деградация почв. Рациональное использование почв. Твердые отходы. Оценка класса опасности отходов. Методы утилизации отходов. Захоронение твердых и радиоактивных отходов. Схема техногенного круговорота веществ. Концепция малоотходных и реутилизационных технологий. Понятие о критериях малоотходности. Основы экономики природопользования. Кадастры природных ресурсов. Понятие об ущербах и платежах. Платежи за ресурсы, загрязнение и размещение отходов в ОС. Основы экологического права. Правовая система охраны ОС в России: правовое регулирование природоохранных отношений (по использованию, сохранению и возобновлению ПР). Государственные органы охраны ОПС. Экологическая стандартизация и паспортизация. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование природоохранных действий и мероприятий. Понятие об экологическом мониторинге ОС. Экологическая экспертиза и ее задачи. Экологическая сертификация. Экологический аудит. Контроль в области охраны окружающей среды и ответственность за экологические нарушения. |
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... | Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... |