Исследовательская деятельность учащихся по химии





Скачать 60.65 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность учащихся по химии
Дата публикации11.10.2013
Размер60.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Исследовательская деятельность учащихся по химии

(автор Машеева М.Д. –учитель химии МБОУ Оерская СОШ, Республика Бурятия)

В современном обществе становление квалифицированного специалиста невозможно без формирования компетенций, необходимых для выполнения будущих профессиональных задач. В настоящее время становится очевидным, что навыки исследовательской деятельности необходимы не только тем, кто в дальнейшем свяжет свою жизнь с наукой, но и любому человеку. Мотивация к исследовательской деятельности – главная задача современного педагогического и научного сообщества.

Исследовательская деятельность учащихся может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизирует деятельность учащихся.делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным и творческим.

Вовлечение ситуаций исследования дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь. способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий (Осницкий,1986).

Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становится прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка (Верзилина,1955).

Учащийся ориентируется на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивает и выбирает информационный материал, переводит знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

Исследовательская деятельность ставит учащихся в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность. Продумывать и организовывать условия для ее осуществления, что способствует культурному самоопределению (Леонтович,2001). Впоследствии приобретенный опыт он переносит на свои поступки в обыденной жизни.

Исследовательская деятельность для реализации педагогического потенциала должны строиться на принципах: доступности, естественности, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности и культуросообразности. Системообразующим принципом является принцип самодеятельности. Ребенок может овладеть ходом исследования только через собственный опыт.

Позитивный результат, может быть, не достигнут, если у учащегося не возникнет потребности исследования. По моим наблюдениям это происходит тогда, когда если проблема ему не по силам. Таким образом, необходим принцип доступности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, это относится к конкретному ученику. Чтобы установить и поддерживать уровень трудности материала, нужно дать возможность ученику самому выбрать тему своего исследования. Выполнение задания и доведение ее до конца погружает ребенка в ситуацию успеха от результатов своей деятельности.

Следующим принципом организации исследовательской деятельности является принцип экспериментальности, который существует в педагогике Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, как принцип наглядности. Учащиеся познают свойства вещества и явления не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Лучше всего ученик будет реализоваться в лабораторном исследовании, где изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле.

Для того, чтобы знания стали личностными ценностями, они должны осознаваться и осмысливаться учащимися, т.е. деятельность должна строиться на принципах осмысленности. Осмысление проблемы, цели, задачи происходит в том случае, когда формируются причинно-следственные связи между компонентами исследования, когда ученик самостоятельно своими словами может сформулировать и объяснять главные теоретические идеи, применять теорию для объяснения частных явлений. Процесс осмысления знаний связан с проведением сложных мыслительных операций, как синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. В этом случае учащиеся способны переносить знания в новые ситуации. Например, выполняя задания по органической химии, при рассмотрении строения молекулы муравьиной кислоты H-COOH, обнаружив две функциональные группы, учащиеся могут предположить кислотные и альдегидные свойства. Принцип осмысленности позволяет перейти учащимся культуросообразно к науке, т.е. использовать опыт, методы, подходы, накопленные предыдущими поколениями. Таким образом, использование принципа осмысленности, требует реализации принципа культуросообразности.

Ведущим принципом является принцип самодеятельности. Реализацию этого принципа поддерживают все перечисленные принципы.

Ведущими средствами для достижения поставленных целей являются: насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, включение исследовательских заданий по мировоззренческой проблематике, приближенных к реальной ситуации, создание ситуации успеха.

Например, при выполнении практической работы «Получение этилена гидратацией этилового спирта» в 10 классе учащиеся, наблюдая образование вещества, которое не обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия, задаются вопросом «Почему?», «Где же этилен который должен получиться?». Обсуждая или обращаясь к учебному материалу, приходят к выводу, что может образоваться простой эфир при t0 ниже 1400С, для образования этилена нужна t0 выше 1400С. Приходят к выводу что, на направление химической реакции большое влияние оказывает условия реакции.

Тема «Гидролиз солей», на доске записываю схему уравнения: AlCl3 + Na2CO3

Даю задание дописать схему уравнения реакции. Учащиеся записывают уравнение с образованием карбоната алюминия и хлорида натрия. Выполняя лабораторный опыт, наблюдают выпадение осадка и выделение газа. Почему? Откуда газ? Анализируя состав солей, приходят к выводу, что при взаимодействии раствора солей слабого многокислотного основания с растворами солей многоосновных слабых летучих кислот, происходит взаимное усиление гидролиза и выпадает в осадок слабое многокислотное основание и выделяется газ, который образуется из слабой летучей кислоты:

2 AlCl3+3 Na2CO3+3H2O = 2Al(OH)3↓+3CO2↑+6NaCl

Для стимулирования интереса к исследовательской деятельности нужно создавать ситуации успеха. Подбадривающие слова, мягкие интонации, доброжелательная мимика помогут учащимся справиться с поставленной задачей.

В своей образовательной программе ставлю цель – обучить учащихся методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания. Даю возможность самореализоваться через решение задач научного характера. Такая деятельность будет называться научно-исследовательской.

Например: ученица Х.В. заинтересовалась витамином С. Отсюда у нас тема вышла «Определение витамина С в некоторых овощах и фруктах». Дала задание искать материал о витамине С, найти методику определения витамина С в разных источниках. По моим руководством готовила растворы нужных реактивов, проводила эксперимент, тем самым ученица овладела в совершенстве методами определения. Таким путем обучаю учащихся методам , принципам и способам научного исследования. Работа дает настоящее научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Ежегодно в течение ряда лет, учащиеся успешно выступают со своими работами на научно-практических конференциях разного уровня (районного до российского).

Мнения наших коллег и наблюдения за учащимися позволяют сделать вывод о том, что исследовательская деятельность позитивно влияют на учащихся. Старшеклассники, вовлеченные в исследовательскую деятельность, внимательнее слушают, наблюдают, отвечают на вопросы и формулируют их, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, пишут хорошо конспект и реферат.

Сами учащиеся отмечают повышение степени самостоятельности в своей учебной деятельности, применяют знания в разнообразных видах деятельности. В результате – повышение качества знаний и способность к самореализации.

Литература:

  1. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование.-1999. №10.

  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. –М.: Народное образование,2001.

  3. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе. М., Сентябрь, 1998.

  4. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. - 2004. -№4.

  5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Уроки мастерства.,М.:изд-во «Глобус»,2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская деятельность учащихся по химии iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская деятельность учащихся по химии icon«Исследовательская деятельность учащихся и учителей в рамках работы...
Городской семинар по обмену методическим опытом учителей мбоу «сош №21» по теме: «Исследовательская деятельность учащихся и учителей...
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную...
Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconДоклад: «Научно исследовательская деятельность учащихся» Разработала:...
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая...
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconОтчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская...
Исследовательская деятельность учащихся по химии icon«Исследовательская деятельность учащихся как отправная точка к возникновению...

Исследовательская деятельность учащихся по химии iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconПрограмма научно-методического семинара «Современные технологии преподавания...
«Учебно-Исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования»
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconТерехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия»
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательной компетенции
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастно-нормативная модель: 5-11классы учебно-образовательная деятельность (лекция, библиотечный урок; исследовательская деятельность,...
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconПрограмма, проект, современная технология Исследовательская деятельность...
Например урок«Суд над этанолом» проводится по игровым технологиям. Содержание урока соответствует требованиям программы. На этом...
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconМоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности
Исследовательская деятельность учащихся по химии iconШутова Любовь Николаевна, начальные классы История жизни моей прабабушки...
Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск