Линия учебников





Скачать 74.55 Kb.
НазваниеЛиния учебников
Дата публикации19.10.2013
Размер74.55 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
100-bal.ru > Химия > Образовательный стандарт
Линия УМК по химии О. С. Габриеляна и новый образовательный стандарт
В феврале в Москве прошел I Всероссийский съезд учителей химии. На вопрос анкеты «По какому курсу Вы работаете?» 65% делегатов съезда ответили, что работают по курсу О. С. Габриеляна издательства «Дрофа». В целом по стране цифра еще выше – около 70%. Выбор большинством учителей химии учебников этого автора вполне закономерен: результаты сдачи ЕГЭ выпускниками, обучавшимися по данной линии учебников, выше, чем при использовании других учебников Федеральных перечней, что говорит само за себя.

О составе и особенностях УМК, а также о новейших тенденциях в преподавании химии в школе рассказывает автор, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации Олег Сергеевич Габриелян.
Успешность курса обеспечивают его многопрофильность и многогранность. Судите сами: данная линия УМК, выпущенная издательством «Дрофа», включает более 60 наименований. Ни по одному предмету, в том числе по химии, нет более полной линии.

1. Линия учебников представлена пропедевтическим курсом для 7 класса, которого нет ни в одном другом авторском курсе; двумя учебниками для основной школы (8 и 9 классы) и четырьмя учебниками для средней школы (10 и 11 классы) базового и профильного уровней.

2. Линия дидактики предлагает учителю химии следующие учебные пособия:

– «Проверочные и контрольные работы» для 8 и 9 классов, а также 10 и 11 классов базового и профильного уровней (шесть пособий);

– «Химия в тестах, задачах и упражнениях» для 8–11 классов (четыре пособия);

– «Рабочие тетради» для 7, 8, 9 классов, а также для 10 и 11 классов базового уровня (пять пособий);

– «Тетради для лабораторных и практических работ» для основной школы (три пособия).

3. Линия методики дает возможность использовать для планирования и проведения уроков любого типа во всех классах не только данную линию УМК, но и богатейшую копилку учительского опыта.

– Широко известная в нашей стране и за рубежом «Настольная книга учителя химии» в 7 томах пользуется большим успехом у преподавателей химии, работающих не только по моему, но и по другим авторским курсам.

– «Химический эксперимент в школе» для 8, 9, 10 и 11 классов в 4 томах – пожалуй, единственное издание в сериях авторских курсов, которое обеспечивает экспериментальную поддержку уроков химии и позволяет учителю формировать у учащихся практические умения и навыки.

4. Линия пособий для подготовки к итоговой аттестации непрерывно совершенствуется и развивается. На смену хорошо известному, но несколько устаревшему пособию «Готовимся к ЕГЭ по химии» (его по-прежнему можно успешно использовать при проведении тематического контроля в старших классах) в 2011 г. издательством «Дрофа» выпущено новое, полезное и эффективное пособие О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова «Химия. Готовимся к ЕГЭ». В этом издании всесторонне и поэтапно, на основе анализа КИМов прошлых лет даются рекомендации по выполнению всех типов заданий теста ЕГЭ; предлагается опорный конспект по обязательному минимуму знаний по всем темам курса химии; представлены оптимальные способы выполнения тестовых заданий.

Из всех изданий, включенных в линию УМК, необходимо более подробно остановиться на вводном курсе «Химия. 7 класс». Он призван не только снизить интенсивность процесса изучения химии в основной школе, но и обеспечить учителю «выживание» в условиях, когда вертикаль учебной нагрузки по предмету может снизиться до 4 часов в неделю (по 2 часа в 8 и 9 классах), если старшая школа перейдет на альтернативный курс «Естествознание». Очень хотелось бы, чтобы введение химии с 7 класса было разрешено «сверху» – включено в Федеральный базисный учебный план из расчета хотя бы 1 час в неделю. Однако это остается лишь пожеланием, и выделение времени на пропедевтику полностью зависит от руководства школы. Считаю, что директору школы не мешало бы подумать о соответствии вверенного ему учебного заведения требованиям времени. Ведь в мировой гонке стран за лидерство немалая роль принадлежит таким направлениям научно-технического прогресса, как нано- и биотехнологии. Эти векторы в науке и производстве требуют хорошо подготовленных в области химии специалистов. В свою очередь, выбор профессии происходит еще в школе, следовательно, от преподавания химии в объеме, достаточном для дальнейшего профессионального обучения, зависит будущее не только учителей или учеников, избравших ее в качестве профессиональной деятельности, но и страны в целом.

Стандарты второго поколения ориентированы на замену знаниевой парадигмы в обучении на компетентностную, когда школьники усваивают не сумму знаний и умений, а учатся получать, анализировать, перерабатывать эти знания – овладевают универсальными учебными действиями, позволяющими достичь метапредметных, предметных и личностных результатов образования. Под новый образовательный стандарт я переработал, а издательство «Дрофа» подготовило к выходу в свет уже этим летом не только учебники для основной школы, но и пособия, составляющие УМК.

Учебник для 8 класса в структурном и содержательном плане не претерпел значительных изменений, которые коснулись в основном дидактического аппарата. Вопросы и задания к параграфам сформулированы так, чтобы на практике осуществить деятельностный подход к обучению, в первую очередь в плане формирования информационно-коммуникативной компетентности. Задания, ориентированные на поиск, анализ и переработку информации (в частности, подготовку сообщении и презентаций), отмечены специальным символом – стилизованным изображением компакт-диска. Так как из учебника для 9 класса исключена глава, посвященная органическим веществам, в которой давалось понятие валентности, я ввожу его уже в 8 классе как величину, соответствующую «числу ковалентных связей, которыми атом одного химического элемента связан с атомами этого же или других элементов». Таково требование нового стандарта. Однако при выводе формул сложных веществ, как и прежде, обучающиеся работают со степенью окисления и зарядами ионов.

Содержание первой и последней глав учебника для 9 класса претерпели существенные изменения. Первая глава, согласно требованиям нового образовательного стандарта, дополнена обобщением знаний о химических реакциях – их классификацией, понятиями «скорость химической реакции», «катализ». Последняя глава посвящена обобщению сведений по курсу основной школы и подготовке обучающихся к ГИА. В остальном содержание и структура учебника остались прежними, а изменения, как и в учебнике для 8 класса, коснулись дидактического аппарата.

К учебному 2012 году издательство «Дрофа» выпустит в свет новые рабочие тетради к учебникам для 8 и 9 классов, подготовленные мною совместно с С. А. Сладковым. Первая часть в них представляет собой четкий, лаконичный и очень информативный опорный конспект учебного материала каждого параграфа. Конспект, который создается в сотворчестве и сотрудничестве учителя и учеников, может быть оформлен не только в классе, но и дома или на следующем уроке во время опроса (решать учителю). На результат «работает» и вторая часть тетради: выполнение приведенных в ней заданий к параграфам позволит не просто выучить материал, но и получить опыт применения знаний в ходе самостоятельных и контрольных работах, а в последующем – на экзаменах в форме ГИА и ЕГЭ, поэтому многие задания предложены в формате этих государственных испытаний.

В 2012 году «Дрофа» готовит к изданию новые сборники проверочных и контрольных работ к учебникам для 8 и 9 классов, ориентированные на деятельностный подход и подготовку учащихся к ГИА.

Издательство «Дрофа» готовит к выпуску в свет учебники «Естествознание» для 10 и 11 классов авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, Н. С. Пурышевой, С. А. Сладкова и В. И. Сивоглазова, альтернативные химии, биологии и физике базового уровня. Новые ФГОС предполагают реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России». В ней в качестве важнейшего требования выдвигается формирование у учащихся способности совершать самостоятельные поступки на основе морального выбора. При этом любой поступок человека определяется единством его гуманистических идеалов и естественно-научной компетенции, ведь природа, общество и человек представляют собой взаимосвязанную систему. Вот почему в достижении требований ФГОС столь большую роль играет естествознание, формирующее не фрагментарное, а целостное восприятие окружающего мира. Вместе с тем по поводу широкого внедрения этого предмета в образовательный процесс нет единого мнения.

Аргументы «за»:

1. В старшей школе в области естественно-научного образования предлагается выбор: изучение химии, физики и биологии на базовом уровне из расчета 1 час в неделю или интегрированный курс естествознания из расчета 3 часа в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.

2. На выходе из школы в сознании подавляющего большинства выпускников формируются частные научные картины мира – химическая, физическая, биологическая, но отсутствует единая естественно-научная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.

3. Введением в школьную учебную программу курса «Естествознание» выстраивается преемственность между средней школой и высшим профессиональным образованием, поскольку в вузах гуманитарных профиля изучение курса «Концепция современного естествознания» является обязательным.

4. Курс естествознания в 10–11 классах позволяет интегрировать предметы естественно-научного цикла в образование старшеклассников, выбравших для обучения гуманитарный профиль.

5. В ряде зарубежных стран накоплен немалый опыт изучения естествознания на заключительном этапе обучения в средней школе, который доказал эффективность такого подхода.

Аргументы «против»:

1. Для широкого введения в школьную практику естествознания отсутствует учебно-методический комплекс, достаточно оснащенный учебно-методической литературой.

2. Педагогические вузы пока целенаправленно не готовят специалистов для ведения этого предмета. Курсы повышения квалификации позволят учителям химии, физики или биологии лишь получить право на преподавание естествознания, но не решат проблему их полноценной профессиональной подготовки.

3. Во ФГОС ООО отсутствует содержание предметной области «Естествознание». Представить его как сумму знаний по химии, физики и биологии довольно сложно, так как цели, которые преследуют эти образовательные предметы, различны.

4. Наличие на данный момент только одного учебника по естествознанию в Федеральном перечне лишает учителя старшей школы возможности выбора, что нарушает закон «Об образовании».

5. Скоропалительное и преждевременное введение курса естествознания в старшей школе приведет к резкому уменьшению учебной нагрузки у учителей химии, физики и биологии. Это, в свою очередь, существенно повлияет на размер заработной платы, повысит социальную напряженность в учительском корпусе.

Аргументы сторонников и противников введения естествознания в старшей школе (последних существенно больше среди учителей-предметников) следует отнести к разряду объективных. Однако не нужно забывать и о субъективных факторах, в числе которых административный ресурс Министерства образования и науки, органы управления образованием на местах, директора школ. Несомненно, они будут лоббировать естествознание. В свою очередь, я лоббирую ведение этого учебного предмета именно учителем химии. Мною разработан курс подготовки учителя естествознания в дистанционном Педагогическом университете «Первое сентября».

Новый УМК по естествознанию будет обеспечен электронным приложением, рабочими тетрадями и методическим пособием.

Профессор О. С. Габриелян,

заслуженный учитель Российской Федерации

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Линия учебников iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред....
Линия учебников iconРабочая программа по учебному курсу «русский язык» для 10 класса
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 10 классах на базовом уровне. Линия учебников умк г. Ф. Хлебинской...
Линия учебников iconРабочие программы предметная линия учебников системы «перспектива»
Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской федерации и Федерального агентства по образованию,...
Линия учебников iconРеферат по дисциплине «Топографическая анатомия»
Боковой границей живота является вертикальная линия, соединяющая конец XI ребра с подвздошным гребнем (линия Лесграфта). Эта линия,...
Линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011
Линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочей программы В. П. Дронов и Л. Е. Савельева предметная линия учебников «сферы» Москва «Просвещение» 2011
Линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочие программы фгос «Изобразительное искусство» предметная линия учебников п/р Б. М. Неменского 1-4кл. М. «Просвещение» 2011
Линия учебников iconТематическое планирование по математике Класс
Программы курса «Математика» под редакцией Дорофеева В. Г., Мираковой Т. Н. «Просвещение»,2012г /Предметная линия учебников «Перспектива»...
Линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочие программы. Химия. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана 8-9классы. Н. Н. Гара Москва «Просвещение»...
Линия учебников iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы:...
Линия учебников iconРабочая программа по истории 6 класс. Учителя истории и обществознания фгкоу сош №140
Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина О. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011
Линия учебников iconРабочая программа По предмету «изобразительное искусство» Предметная...
...
Линия учебников iconРабочая программа по русскому языку в 5 кл
Рабочей программы по русскому языку. Фгос. Предметная линия учебников – Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова и др....
Линия учебников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа: В. И. Уколова, В. А. Ведюшкин и др. «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы»....
Линия учебников iconРабочая программа по истории (название учебного предмета, курса,...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск