Скачать 61.6 Kb.
|
Первый урок по химии в 8 классе. Разработал учитель МОУ СОШ №1 п.Селижарово, Тверской обл. Козлов Н.А Тема: Предмет химии. Вещества. Свойства веществ. Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь с природоведением). Научить определять и описывать свойства некоторых веществ. Воспитательные задачи. Показать роль химии в научно-техническом прогрессе ,ознакомить с успехами в области химии и смежных с нею наук: все, что уже создано и ещё будет создано ,-результат деятельности человека ,плод его труда ,таланта, интеллекта. Мотивация. Ответ на вопрос:”Зачем нужно изучать химию в школе?” Оборудование. 1.Коллекции “Нефть”,”Каменный уголь”,”Пластмассы” 2.Альбомы “Страна химия ;химия и жизнь ;наука ,обгоняющая мечту; это интересно” и другие, демонстрирующие значение химии в жизни. 3.Предметы лабораторного оборудования и домашнего обихода ,позволяющие показать одинаковые изделия ,изготовленные из разных веществ(стаканы из стекла ,фарфора ,металла ,пластмассы и др.),и различные изделия из одного вещества(стеклянные колбы ,воронки , пробирки, трубки, холодильник и т.д.). 4.Вещества для проведения опытов (указаны в тексте). ХОД УРОКА Со звонком вхожу в класс ,представляюсь, внятно. Обращаю внимание учеников на оборудование кабинета химии. В связи с этим говорю о правилах поведения в нём и о том ,что нужно иметь при себе на каждом уроке .Записываю на доске: Тетрадь Ручка Будем трудиться! Учебник Дневник К следующему уроку прошу ребят принести две тонкие тетради в клетку (для практических и контрольных работ). Показываю справочную литературу по химии и советую по возможности приобрести книги для чтения по химии. Показываю учебники, по которым можно изучать химию не только в школе, но и при подготовке в ВУЗ и сдаче ЕГЭ. После решения организационных вопросов приступаю к основной части урока . Предлагаю подумать: почему химию начинают изучать в 8-м классе? Ребята отвечают ,что “это сложная наука”,”требует большого ума”,”вначале надо изучать биологию ,физику а затем химию”и т.д. Подвожу к мысли о том, что ответ можно дать после уяснения главного ЧТО ИЗУЧАЕТ ХИМИЯ, т.е. что является предметом химии? Записываю тему урока на доске, а ученики -в общей тетради. Вспоминаем, что является предметом изучения ботаники, физики и природоведения. Отмечаем: все изменения ,происходящие в природе - это явления природы, например: дождь, опадание осенних листьев, журчание ручья, пение скворца и т.д. Химия вместе с биологией и физикой изучает природу и относится к естественным наукам; она объясняет, что и как происходит в живой и неживой природе. Возьмите в руки ломоть хлеба, “одно из величайших достижений человеческого ума”, по выражению К.А.Тимирязева -этот замечательный продукт ,необходимый для продолжения жизни на Земле ,вдохните тончайший, ни с чем не сравнимый хлебный аромат .О нём прекрасно сказал болгарский поэт Ахсан Баянов в стихотворении ”Хлеб”: С детских лет запомнил навсегда: Хлеб –земля . Хлеб – воздух . Хлеб-вода. Солнечное в нём живёт светило, В нём живёт душа родных полей, Нежность доброй матери моей. Жизнь - от хлеба и от хлеба – сила. Хлеб ,который сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней, зарождается на поле. Бросили в благодатную землю семена. Как и какие процессы происходят в растениях на свету в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды в хлорофилловых зернах и как образуются органические вещества-это изучает наука химия. Рисую зелёный лист на доске (или заранее заготавливаю рисунок цветными мелками) и схематично показываю процесс образования органических веществ в зелёных листьях. Даю определения науки химия(оно записано на доске): “ Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях, а также явлениях, сопровождающих эти превращения” Затем переходим к вопросу о различии понятий “физическое тело” и “вещество”. Все предметы, которые нас окружают,называют физическими, а то, из чего они состоят, - химическими веществами. Демонстрирую разные тела, сделанные из одного вещества (материала) – стекла, и, наоборот, показываю стаканы, выполненные из разных веществ (материалов). Обращаюсь к ученикам, чтобы из следующего перечня объектов они выписали отдельно названия веществ и названия тел (предметов): cахар, ключ, сода, льдина, книги, кнопки, капрон, свеча. Веществ в природе очень много – более 10 миллионов. В процесс так называемых превращений одни вещества способны переходить (превращаться) в другие. демонстрирую опыты. Опыт 1. При киносъёмках, особенно “боевиков”, кровь льется рекой. Чтобы получить “кровавое окрашивание”, используют взаимодействие хлорного железа и роданида калия. Опыт 2. Получение “малинового сиропа ” К разбавленному раствору щелочи добавляем бесцветный спиртовой раствор фенолфталеина. Опыт 3. Природа провела человека (демонстрирую ржавые предметы). Итак, вещества характеризуются определенными признаками – цвет, запах и т.д. Даем определения свойствам веществ: свойствами вещества называются признаки, по которым они отличаются друг от друга или сходны между собой. Работа с учебником Г.Е. Рудзитиса (схема 1,с. 5). Описываем свойства алюминия. Подвожу учащихся к решению первой задачи по химии. О значении такой, казалось бы, малой детали, как кованый гвоздь, С.Я.Маршак поведал в шуточном стихотворении: Небыло гвоздя – подкова пропала, Не было подковы - лошадь захромала. Лошадь захромала – командир убит, Конница разбита, армия бежит. Враг наступает в город, пленных не щадя, Потому что в кузнице не было гвоздя! Одна из задач химии – веществ, их свойств и применения в народном хозяйстве. Другая задача – получения различных веществ. (Показываю коллекции “Нефть”, “Каменный уголь”, “Пластмассы, “Металлы и сплавы”.) Необыкновенные успехи прикладной (практической ) химии были достигнуты за сравнительно недолгое время, отделяющее нас от эпохи М.В. Ломоносова. Разгаданы тайны химического процесса, позволившего природе превратить органические вещества в полезные, для нас сегодня нефть и газ. По свойствам синтезированные вещества часто превосходят творения природы. Все они получены благодаря таланту и кропотливому труду химиков нескольких поколений. Эти чудо - материалы незаметно и прочно вошли в наш быт. В начале 1970-х гг. любознательные и вездесущие геологи обнаружили в глухом местечке бескрайних сибирских лесов семью Лыковых, прожившую вдали от городов и сел несколько десятков лет в полной изоляции от цивилизации. Это старообрядцы. Что же поразило отшельников больше всего среди вещей, принесенных геологами? Прозрачная полиэтиленовая пленка. «Стекло, а мнется» , - восхищенно сказал седобородый глава семьи. Химики сейчас способны получать вещества с заранее намеченными свойствами; морозостойкие и жаропрочные, твердые и мягкие, жесткие и эластичные, гигроскопичные и влагонепроницаемые и т.д. Показываю книгу «Мир химии». Обращаю внимание учеников на эпиграф , написанный на доске: « Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…..» М.В. Ломоносов Останавливаюсь на высказываниях выдающихся людей о химии. А.М.Горький страстно пропагандировал химию: « Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию . Это изумительная наука, знаете. Ее зоркий глаз (взгляд) проникает в огненную массу Солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца , и в тайны строения камня , и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни….И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество» (М.Горький. « Дети Солнца»). Академик Н.Д.Зелинский 16 января 1941 г. Обратился к молодежи по радио: « В течение всей моей жизни я увлекался химической наукой, и мое увлечение нисколько не ослабло, а наоборот, еще более углубилось в настоящее время. Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще неразведанных тайн природы. Я уверен,что ни один из тех, кто заинтересуется химией , не пожалеет о том, что он выберет эту науку в качестве своей специальности. Итак, химия может очень многое, но не все. И не надо винить химию и химиков за то, что полимеры еще не могут полностью заменить металлы, а синтетические ткани – шерстяные, что антибиотики, часто необходимые для спасения человека, могут быть и вредными для здоровья , что пестициды и удобрения для сохранения и увеличения урожая, попадая в воду, губить рыбу. Винить надо себя. Опасна не химия , а ее незнание. Безмерный, неосмысленный энтузиазм всегда приносит вред. Не химия , а мы сами виноваты в том, что , заставив ее работать на себя, не подумали о возможных последствиях. И все- таки химия приносит людям больше радостей, чем огорчений. Химия - не целина, но еще и не цветущий сад. В ней, как видите, много работы для тех, кто выберет ее делом своей жизни. Но , входя в ее прекрасный и таинственный мир, не забудьте узнать об ученых, его создававших. Обязательно ознакомьтесь с их жизнью, с их свершениями в химии. Пусть вашими учителями будут М.В.Ломоносов, Б.С.Якобин, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, Н.А.Меншуткин, Н.Н.Зинин, В.И.Вернадский, С.В.Лебедев, В.А.Каргин…… Вам следовать дальше…. Л и т е р а т у р а Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 1997.Колтун М. Мир химии. Детская литература 1988. |
Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Тема: Предмет химии. Вещества Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание,... | Урок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл | ||
В. А. учитель химии Внеклассное мероприятие «Химия наука чудес и... Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь... | Конспект урока по химии в 10 классе Учитель: Лабко С. Л., учитель... «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Планирование уроков химии Класс: 8 «А», 8 «Б» Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования хим элемента | Урок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии... ... | ||
Тема: Определение состава вещества и вывод химической формулы Г – 1, у – 15 Игнатьева Татьяна Владимировна, учитель химии моу «Средняя общеобразовательная школа №11» Гурьевский район | Конспект урока тема урока: «Альдегиды» Ф. И. О.(полностью) Кошурина... Цель урока: формирование представления об альдегидах как органических соединениях | ||
«Необычные свойства обычных металлов» Маликова И. Ф Маликова И. Ф., учитель химии высшей квалификационной категории моу сош №30 с углубленным изучением математики г. Оренбурга | Урок химии в 10 классе. Тема На столах учащихся оборудование и вещества к лабораторной работе «Специфичность действия ферментов амилазы и сахаразы» | ||
Конспект урока Предельные углеводороды Ермилова Елена Алексеевна... Цельурока: Изучить особенности строения предельных углеводородов, их физические и химические свойства | Урок по химии 8 класс Тема: Генетическая связь между классами неорганических веществ Продолжить формировать умения пользоваться рядом напряжения металлов и таблицей растворимости и периодической системой Д. И. Меделеева... | ||
Урок английского языка в 10 классе По теме: «Западные демократии» Автор: учитель английского языка моу коткишевская оош, моу сош №2 г. Нея и Нейский р-н Костромской обл | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» |