Урок по теме «Причастие»





Скачать 66.12 Kb.
НазваниеУрок по теме «Причастие»
Дата публикации22.06.2014
Размер66.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Ляпаева Людмила Ивановна; МОБУ гимназия№1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ; Урок-проект «Роль причастного оборота в текстах разных стилей - заключительный урок по теме «Причастие» в 7 классе .В основе проекта лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Урок ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся , индивидуальную и групповую.В ходе урока со своими мини - проектами, презентациями выступают 4 группы учащихся.

План – конспект урока

Цели урока:

  1. Систематизировать знания учащихся о причастном обороте;

  2. Развивать навыки нахождения причастных оборотов в текстах разных стилей;

  3. Показать роль причастного оборота в текстах разных стилей.

1.1. Организационный момент.

  1. Слово учителя. Функция нашего урока непростая – исследовательская. Предметом нашего исследования будет не столько причастие ,сколько причастный оборот (слайд №2). Нам сегодня предстоит определить роль причастного оборота в текстах разных стилей (научном, публицистическом, художественном).

  2. Вспомните, что вы знаете о причастном обороте и его обособлении. Обсудите в группах, (При ответе использовать слайд №2).

  3. Запишите предложения, подчеркните причастные обороты (слайд №3):

а) Маленькие игривые волны, /рождаемые ласковым дыханием ветра /, тихо бились о борт.

б) Мы сидели на берегу и искали /уже засветившуюся / первую звезду.

  1. Слово учителя. Причастия и причастные обороты в современном русском языке занимают особое место, так как они представляют принадлежность литературного языка. При этом они употребляются преимущественно в стилях книжной речи.

Часто ли вы сами пользуетесь данной языковой конструкцией?

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с причастными оборотами ,это происходит по нескольким причинам:

Во-первых, причастный обороты придают тексту некоторую торжественность, высокопарность, чего стесняется человек в обычной речи.

Во-вторых, эта конструкция плохо усвоена, поэтому вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Для наблюдения над причастным оборотом, его употреблением и значением вы обратились к текстам разных стилей: научному, публицистическому, художественному.

3 .Начинаем защищать свои проекты

1 группа (слайд №4)

Тема проекта: «Использование причастного оборота в текстах научного стиля».

Мы исследовали тексты научного стиля, чтобы узнать, используются ли причастные обороты в данном стиле, с какой целью, как часто.

Материалом для исследования послужили учебники алгебры, геометрии, русского языка, биологии, географии, обществознания.(слайд №5)

Собрали такую информацию:

В учебнике географии на 15 страницах – 24 причастного оборота, все они после определяемого слова.

В учебнике алгебры на стольких же страницах всего 2 причастных оборота после определяемого слова.

В обществознании до определяемого слова– 4, после определяемого слова–1.

В геометрии после определяемого слова – 29.

В биологии после определяемого слова – 19, до определяемого слова – 4.

Произвели общий подсчет: всего причастных оборотов использовано 139 (из них до определяемого слова -36, после определяемого слова – 103).

(слайд № 6 )

Итак, в научном стиле причастные обороты служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета.

2 группа (слайд №7)

Тема нашего проекта: «Использование причастного оборота в текстах публицистического стиля».

Мы исследовали тексты данного стиля для того, чтобы узнать о роли причастного оборота в этом стиле, и произвели цифровой анализ.

Материалом для исследования послужили газеты: «Восход», «Труд», «Подметки», журнал «Игромания».

Получили такие результаты (слайд №8):

В одном номере газеты «Труд» 6 причастных оборотов до определяемого слова, в «Подметках» - 1 причастный оборот до определяемого слова, 5 – после определяемого слова.

Проанализировав 5 номеров газеты «Восход», мы выявили 92 причастных оборота ( до определяемого слова – 11, после – 81); в журнале «Игромания» мы нашли 17 причастных оборотов после определяемого слова, 9 причастных оборотов до определяемого слова.(слайд №9)

Итак, всего найдено 130 причастных оборотов (из них до определяемого слова – 18, после определяемого слова – 112). (слайд№10)

В публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данным текстам.

3 группа (слайд №11)

Тема нашего проекта: «Использование причастного оборота в текстах художественного стиля».

Мы поставили перед собой задачу: узнать, как часто используются причастные обороты в текстах художественного стиля и с какой целью.

Материалом для исследования взяли повести Чехова «Степь» (3 главы), «Супруга», «Жена», 10 стихотворений А.А.Фета, трагедию А.С.Пушкина «Скупой рыцарь».

Получили такие результаты(слайд №12):

В повести Чехова «Степь» - 79 причастных оборотов (32 – до определяемого слова, 47 – после определяемого слова), в повести «Супруга» на 6 страницах всего 7 причастных оборотов (4 – до определяемого слова, 3 – после определяемого слова), в повести «Жена» - на 36 страницах – 84 причастных оборота (до определяемого слова – 61, после – 23), в трагедии «Скупой рыцарь 7 одиночных причастий (3 – до определяемого слова, 4 – после определяемого слова), 2 причастных оборота после определяемого слова, 1 – до определяемого слова, в 10 стихотворениях А.А.Фета 23 причастных оборота (16 – до определяемого слова, 7 – после определяемого слова).

(Слайд №13)

Итак, в проанализированном материале 186 причастных оборота (из них до определяемого слова – 103, после – 83).(слайд№14)

Можем сделать вывод, что в художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально – эстетическому воздействию на читателя.

4. Слово учителя. Итак , мы с вами пришли к выводу, что причастные обороты употребляются в текстах разных стилей, но с определенной ролью.

Но в текстах какого стиля причастных оборотов используется больше? Над этой проблемой работала 4 группа.

5. 4 группа (слайд №15)

Тема нашего проекта « Роль причастного оборота в текстах разных стилей.»

Задачи:

  1. Произвести цифровой анализ использования причастных оборотов в текстах разных стилей.

  2. Показать изобразительными средствами отличительные признаки употребления причастных оборотов в текстах научного, публицистического и художественного стилей

(Слайд №16) Итак, на 100 страницах исследовательского материала в художественном стиле приходится 186 причастных оборотов, что составляет 41%, в научном стиле – 139 причастных оборотов, т.е. 30,5%, в публицистическом – 130, т.е. 28,5%.

(Слайд №17)Исходя из цифрового анализа, можем сделать такие выводы: на 1 месте. по частоте использования причастных.оборотов находится художественный стиль, на 2. – научный, на 3 – публицистический.

Наша группа также выполнила коллаж «Роль причастных оборотов в текстах разных стилей»( слайд №18):

В публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность тексту.

В центре коллажа на газетном фоне – книга. Мы показываем, как причастный оборот может воздействовать на эмоциональное состояние человека.

Показывая роль причастных оборотов в художественном стиле, иллюстрируем цитату «Москва, спаленная пожаром…» из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». С одной стороны видим ярко-красочную оформленную иллюстрацию, смотря на которую представляется картина события. На другой стороне- та же самая Москва. Но так бы она выглядела, если бы в описании отсутствовали причастные обороты. Рисунок получился скучный, серый, мрачный. Чтение такого произведения было бы неинтересным.

В художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, помогают эмоциональному воздействию на читателя. Обратите внимание на научный стиль. На рисунке изображены: причастие в роли учителя и его ученики – зависимые слова. Наши учебники написаны в научном стиле. Здесь мы видим формулу причастного оборота. Причастные обороты в научном стиле служат средством для выделения того или иного предмета и логического уточнения.

6. Слово учителя.Запишите выводы (слайд № 19 ):

1.В научном стиле причастные обороты служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета

2. В публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данному тексту.

3.В художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.

7.Логическим завершением нашего урока станет работа по развитию речи, предлагаю написать сочинение-миниатюру в художественном стиле «В море» или «На берегу моря».( слайд №20)

Опорные слова:

      • плещущиеся у берега;

      • надвигающиеся волны;

      • гонимые ветром волны;

      • плывущий покачивающийся парус;

      • дувший с моря ветерок;

      • волнующееся море.(Слайды №21,22,23.)

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание: приготовить выступление «Как я работал(а) над проектом».

10.Комментирование оценок.
Методические рекомендации к проведению урока-проекта «Роль причастного оборота в текстах разных стилей»:
1.Начать следует с выбора темы проекта.

2.Распределить задачи по группам, обсудить возможные методы исследования ,поиск информации.

3.Самостоятельная работа участников по своим творческим задачам.

4.Промежуточные обсуждения полученных данных.

5.Анализ результатов, оценка действий в группе.

6.Защита проектов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Причастие» iconУрок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола»
Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы...
Урок по теме «Причастие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев....
Урок по теме «Причастие» iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Урок по теме «Причастие» iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Урок по теме «Причастие» iconУрок защиты знаний по теме: «Причастие»
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти
Урок по теме «Причастие» iconУрок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе...
Не с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии...
Урок по теме «Причастие» iconУрок обобщающего повторения по теме «Причастие»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)
Урок по теме «Причастие» iconУрок путешествие по теме «Причастие. Повторение изученного»
Цель: «Создание здоровой социокультурной среды для становления и развития личности воспитанника способного самостоятельно и ответственно...
Урок по теме «Причастие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Тема «Причастие» Урок №4 «Причастный оборот и знаки препинания при нём»
Урок по теме «Причастие» iconУрок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»
Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия...
Урок по теме «Причастие» iconУрок по теме "Причастие". На сегодняшнем уроке нашей основной задачей...
Учебная повторить сведения о причастии как о самостоятельной части речи; повторить правописание причастий
Урок по теме «Причастие» iconТест за первое полугодие 7 класса (причастие и деепричастие) Вариант 1 что обозначает причастие?
Цель: «Создание здоровой социокультурной среды для становления и развития личности воспитанника способного самостоятельно и ответственно...
Урок по теме «Причастие» iconУрок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных....
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Урок по теме «Причастие» iconПричастие как часть речи
Цели урока: дать понятие о причастии; формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного; продолжить работу по овладению...
Урок по теме «Причастие» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме «Причастие» icon«Повторение по теме «Причастие»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск