Скачать 66.12 Kb.
|
Ляпаева Людмила Ивановна; МОБУ гимназия№1 г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ; Урок-проект «Роль причастного оборота в текстах разных стилей - заключительный урок по теме «Причастие» в 7 классе .В основе проекта лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Урок ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся , индивидуальную и групповую.В ходе урока со своими мини - проектами, презентациями выступают 4 группы учащихся. План – конспект урока Цели урока:
1.1. Организационный момент.
а) Маленькие игривые волны, /рождаемые ласковым дыханием ветра /, тихо бились о борт. б) Мы сидели на берегу и искали /уже засветившуюся / первую звезду.
Часто ли вы сами пользуетесь данной языковой конструкцией? В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с причастными оборотами ,это происходит по нескольким причинам: Во-первых, причастный обороты придают тексту некоторую торжественность, высокопарность, чего стесняется человек в обычной речи. Во-вторых, эта конструкция плохо усвоена, поэтому вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи. Для наблюдения над причастным оборотом, его употреблением и значением вы обратились к текстам разных стилей: научному, публицистическому, художественному. 3 .Начинаем защищать свои проекты 1 группа (слайд №4) Тема проекта: «Использование причастного оборота в текстах научного стиля». Мы исследовали тексты научного стиля, чтобы узнать, используются ли причастные обороты в данном стиле, с какой целью, как часто. Материалом для исследования послужили учебники алгебры, геометрии, русского языка, биологии, географии, обществознания.(слайд №5) Собрали такую информацию: В учебнике географии на 15 страницах – 24 причастного оборота, все они после определяемого слова. В учебнике алгебры на стольких же страницах всего 2 причастных оборота после определяемого слова. В обществознании до определяемого слова– 4, после определяемого слова–1. В геометрии после определяемого слова – 29. В биологии после определяемого слова – 19, до определяемого слова – 4. Произвели общий подсчет: всего причастных оборотов использовано 139 (из них до определяемого слова -36, после определяемого слова – 103). (слайд № 6 ) Итак, в научном стиле причастные обороты служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета. 2 группа (слайд №7) Тема нашего проекта: «Использование причастного оборота в текстах публицистического стиля». Мы исследовали тексты данного стиля для того, чтобы узнать о роли причастного оборота в этом стиле, и произвели цифровой анализ. Материалом для исследования послужили газеты: «Восход», «Труд», «Подметки», журнал «Игромания». Получили такие результаты (слайд №8): В одном номере газеты «Труд» 6 причастных оборотов до определяемого слова, в «Подметках» - 1 причастный оборот до определяемого слова, 5 – после определяемого слова. Проанализировав 5 номеров газеты «Восход», мы выявили 92 причастных оборота ( до определяемого слова – 11, после – 81); в журнале «Игромания» мы нашли 17 причастных оборотов после определяемого слова, 9 причастных оборотов до определяемого слова.(слайд №9) Итак, всего найдено 130 причастных оборотов (из них до определяемого слова – 18, после определяемого слова – 112). (слайд№10) В публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данным текстам. 3 группа (слайд №11) Тема нашего проекта: «Использование причастного оборота в текстах художественного стиля». Мы поставили перед собой задачу: узнать, как часто используются причастные обороты в текстах художественного стиля и с какой целью. Материалом для исследования взяли повести Чехова «Степь» (3 главы), «Супруга», «Жена», 10 стихотворений А.А.Фета, трагедию А.С.Пушкина «Скупой рыцарь». Получили такие результаты(слайд №12): В повести Чехова «Степь» - 79 причастных оборотов (32 – до определяемого слова, 47 – после определяемого слова), в повести «Супруга» на 6 страницах всего 7 причастных оборотов (4 – до определяемого слова, 3 – после определяемого слова), в повести «Жена» - на 36 страницах – 84 причастных оборота (до определяемого слова – 61, после – 23), в трагедии «Скупой рыцарь 7 одиночных причастий (3 – до определяемого слова, 4 – после определяемого слова), 2 причастных оборота после определяемого слова, 1 – до определяемого слова, в 10 стихотворениях А.А.Фета 23 причастных оборота (16 – до определяемого слова, 7 – после определяемого слова). (Слайд №13) Итак, в проанализированном материале 186 причастных оборота (из них до определяемого слова – 103, после – 83).(слайд№14) Можем сделать вывод, что в художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально – эстетическому воздействию на читателя. 4. Слово учителя. Итак , мы с вами пришли к выводу, что причастные обороты употребляются в текстах разных стилей, но с определенной ролью. Но в текстах какого стиля причастных оборотов используется больше? Над этой проблемой работала 4 группа. 5. 4 группа (слайд №15) Тема нашего проекта « Роль причастного оборота в текстах разных стилей.» Задачи:
(Слайд №16) Итак, на 100 страницах исследовательского материала в художественном стиле приходится 186 причастных оборотов, что составляет 41%, в научном стиле – 139 причастных оборотов, т.е. 30,5%, в публицистическом – 130, т.е. 28,5%. (Слайд №17)Исходя из цифрового анализа, можем сделать такие выводы: на 1 месте. по частоте использования причастных.оборотов находится художественный стиль, на 2. – научный, на 3 – публицистический. Наша группа также выполнила коллаж «Роль причастных оборотов в текстах разных стилей»( слайд №18): В публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность тексту. В центре коллажа на газетном фоне – книга. Мы показываем, как причастный оборот может воздействовать на эмоциональное состояние человека. Показывая роль причастных оборотов в художественном стиле, иллюстрируем цитату «Москва, спаленная пожаром…» из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». С одной стороны видим ярко-красочную оформленную иллюстрацию, смотря на которую представляется картина события. На другой стороне- та же самая Москва. Но так бы она выглядела, если бы в описании отсутствовали причастные обороты. Рисунок получился скучный, серый, мрачный. Чтение такого произведения было бы неинтересным. В художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, помогают эмоциональному воздействию на читателя. Обратите внимание на научный стиль. На рисунке изображены: причастие в роли учителя и его ученики – зависимые слова. Наши учебники написаны в научном стиле. Здесь мы видим формулу причастного оборота. Причастные обороты в научном стиле служат средством для выделения того или иного предмета и логического уточнения. 6. Слово учителя.Запишите выводы (слайд № 19 ): 1.В научном стиле причастные обороты служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета 2. В публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данному тексту. 3.В художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя. 7.Логическим завершением нашего урока станет работа по развитию речи, предлагаю написать сочинение-миниатюру в художественном стиле «В море» или «На берегу моря».( слайд №20) Опорные слова:
8. Подведение итогов. 9. Домашнее задание: приготовить выступление «Как я работал(а) над проектом». 10.Комментирование оценок. Методические рекомендации к проведению урока-проекта «Роль причастного оборота в текстах разных стилей»: 1.Начать следует с выбора темы проекта. 2.Распределить задачи по группам, обсудить возможные методы исследования ,поиск информации. 3.Самостоятельная работа участников по своим творческим задачам. 4.Промежуточные обсуждения полученных данных. 5.Анализ результатов, оценка действий в группе. 6.Защита проектов. |
Урок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола» Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев.... | ||
Конспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | ||
Урок защиты знаний по теме: «Причастие» Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти | Урок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе... Не с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии... | ||
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5) | Урок путешествие по теме «Причастие. Повторение изученного» Цель: «Создание здоровой социокультурной среды для становления и развития личности воспитанника способного самостоятельно и ответственно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Тема «Причастие» Урок №4 «Причастный оборот и знаки препинания при нём» | Урок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие» Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия... | ||
Урок по теме "Причастие". На сегодняшнем уроке нашей основной задачей... Учебная повторить сведения о причастии как о самостоятельной части речи; повторить правописание причастий | Тест за первое полугодие 7 класса (причастие и деепричастие) Вариант 1 что обозначает причастие? Цель: «Создание здоровой социокультурной среды для становления и развития личности воспитанника способного самостоятельно и ответственно... | ||
Урок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных.... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | Причастие как часть речи Цели урока: дать понятие о причастии; формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного; продолжить работу по овладению... | ||
Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | «Повторение по теме «Причастие» ... |