Скачать 44.89 Kb.
|
Тема урока: Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» Цель урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот; обогащение языка школьников, развитие их воображения и творческой активности. Ход урока: 1. Словарная работа Афоризм Aphorismos ( греч.) – краткое изречение Афористичный Слово афоризм произошло от греческого слово aphorismos. Aphorismos означает « краткое изречение». - Из двух предложений сделать одно, заменив глагол- сказуемое 2-го предложения соответ-ствующим причастием. Записать это предложение.( Слово афоризм произошло от греческого слова аphorismos, означающего «краткое изречение» ) - Объясните знаки препинания. ( слайд № 2 ) - Большая Советская Энциклопедия (БЭС) даёт следующую формулировку слову афоризм: Афоризм- обобщённая, законченная и глубокая мысль определённого автора, выраженная в лако-ничной отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. - Что вы ещё узнали об афоризме, кроме того, что это «краткое изречение»? - Выпишите из предложения причастные обороты с определяемым словом ( слайд № 3 ) 2. – Что же об афоризмах говорят афоризмы? Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их (Дидро) (слайд № 4). - Докажите, что перед вами афоризм - Списать предложение, прокомментировать знаки препинания, разобрать по составу слово вогнанные Учитель : А древнегреческий историк Геродот так сказал: « Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения, от них следует нам поучаться». (слайд № 5). Давайте последуем совету Геродота, постараемся побольше узнать афоризмов, поразмышлять над ними и поучиться. Что будет вашим первым помощником, что поможет вам осуществить своё желание узнать побольше афоризмов? ( Это книги) Конечно же, это книги! Читайте книги , ибо, как утверждал Френсис Бэкон : « Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драго-ценный груз от поколения к поколению» (слайд № 6). - Составьте схему этого предложения, объясните правописание суффиксов причастий. Александр Герцен считал: « Книги это духовное зав… щание одного поколения другому совет ум..рающего старика юноше нач..нающему жить приказ передава…мый часовым отправляющимся на отдых часовому заступа… щему на его место» . (слайд № 7 ). - Списать изречение Герцена, поставить знаки препинания, пропущенные буквы. Объяснить. 3. Книги- источник знаний. Максим Горький сказал: « Нет силы более могучей ,чем знания: человек, вооруженный знаниями ,непобедим» . - Как вы понимаете высказывание Бернарда Шоу : « Единственный путь,ведущий к знанию, — это деятельность» . (слайд № 8 ). ( Мы все хотим быть знающими людьми, но порой не хотим для этого что-либо делать ,а знания ещё ни к кому так просто не приходили) - Выпишите из высказываний словосочетания х Как называется такое словосочетание? прич. + сущ 4. Французский поэт Николя Буало сказал : «Кто ясно мыслит,тот ясно излагает» . - Как вы думаете, о каких афоризмах пойдет речь дальше? ( афоризмы о словах) - Из данных афоризмов выписать только те , в которых говорится о словах. Раскройте скобки, объясните правописание. Какой из выписанных афоризмов вам больше понравился , почему? Когда слово содержательно и внутренне насыще(н,нн)о, оно становится увесистым и произносится медленно… Пустое слово сыплется , как горох из решета, - насы-ще(н,нн)ое слово поворачивается медленно, точно шар, наполне(н,нн)ый ртутью. ( Станиславский) Мой жизне(нн,н)ый опыт убедил меня, что люди, (не) имеющие (не) достатков , имеют очень мало достоинств. (Линкольн) Три вещи никогда (не) возвращаются: выпуще(н,нн)ая стрела, сказа(н,нн)ое слово и прошедшие дни. ( Даумер) Тот, кто (ни)чего (не) знает, (ни) в чём и (не) сомневается . ( Котгрейв) Рана, нанесё(н,нн)ая огнестрельным оружием , ещё может быть излече(н,нн)а, но рана, нанесё(н,нн) ая языком, никогда (не) заживёт. (Персидское изречение ) Что быстро приобрете(н,нн)о, быстро и уходит (Ш.Бронте) (слайд № 8 ). ( На доске работают 2 ученика: один выписывает краткие причастия, другой- полные) - О чём афоризмы, которые вы не выписали? Из этих изречений выписать слова со скобками, раскрыть и объяснить правописание слов. 4. А.С.Пушкину принадлежат такие строки: « Мы не говорим : карета, скачущая по мосту,слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» . - Попробуем заменить «вялый оборот» выразительным причастием, обозначая суффиксы причастий На мысли, которые дышат силой, как жемчуг, нижутся слова. Слова подобны листьям: дерево, которое производит их много, приносит мало плодов. - Как вы понимаете это изречение? ( « Где мало слов,там вес они имеют» (Шекспир); «Когда говоришь хорошо, никогда не говоришь слишком много» ( Жан Реньяр 1655-1709- франц. комедиограф) Люди, которые ненавидят правду, ненавидят также и людей, которые имеют смелость высказать её. Труд не позорит человека; к несчастью, иногда попадаются люди, которые позорят труд. (слайд № 9 ). -Проверим, что у вас получилось. Вы записали афоризмы. 1.На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова . ( Лермонтов) 2. Слова подобны листьям: дерево, производящее их много, приносит мало плодов. ( Александр Поп) 3. Люди, ненавидящие правду, ненавидят также и людей, имеющих смелость высказать её. ( Фенелон Франсуа) 4. Труд не позорит человека: к несчастью, иногда попадаются люди, позорящие труд. ( Грант Уллис, президент США, америк. полит.деятель) (слайд № 10 ). В каких случаях придаточное предложение может быть заменено причастным оборотом? 5. – Обратимся к определению афоризма. Каким должно быть предложение, чтобы оно называлось афоризмом? - Попробуем из отдельных слов собрать афоризм. Что у вас получилось? (слайд № 11).
Жалок человек, не знающий радости. ( Б.Шоу) (слайд № 12 ).
Людям, не слушающим советов, нельзя помочь. ( Бенджамин Франклин 1706-1790 , американ. политический деятель, учёный) (слайд № 13,14 ). - Объясните знаки препинания, правописание не с причастием. 6. ИТОГ УРОКА: - Какие правила мы повторили ? - Что нового узнали ? Домашнее задание: Прокомментировать высказывание Геродота: согласны ли вы с этим высказыванием, чему научили вас афоризмы, расскажите об одном афоризме. |
Урок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки» Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | ||
Технологическая карта урока русского языка. Класс Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения | Урок обобщающего повторения в 4 классе по теме «Zu Hause» Формирование навыков говорения на основе изученного лексико-грамматического материала | ||
Урок обобщающего повторения. Климат и человек Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Климат Челябинской области, Верхнего Уфалея» | Планирование и организация обобщающего повторения курса математики основной школы К урокам повторения учителя готовятся редко, ошибочно считая, что уроки повторения не требуют особой подготовки, вследствие чего... | ||
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий.... Метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота» | Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» выполняется студентами в соответствии с учебным планом на завершающем этапе обучения... | ||
Конспект урока Цели урока Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Проценты. Задачи на проценты» Урок разработан для учащихся 11 класса. Анализ диагностических работ показал и пробных егэ, что учащиеся еще не в полной мере освоили... | ||
Урок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика» Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю... | План Факт Лексика Грамматика 1 Вводный урок: урок обобщающего повторения,... | ||
Тема урока: Факторы размещения производственных сил. Цели и задачи урока Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Урок восхождение по русскому языку по теме «Причастие особая форма глагола» Урок – восхождение по русскому языку по теме «Причастие – особая форма глагола» ( 7 класс) – учитель русского языка и литературы... | ||
Урок обобщающего повторения Тема Тема: фсу, алгебраические дроби, действия с дробями. Квадратичная функция, ее свойства и график | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок обобщающего повторения направлен на повторение и закрепление лексики по теме «Будущее начинается прямо сейчас. Как обстоит дело... |