Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия»





Скачать 64.83 Kb.
НазваниеУрока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия»
Дата публикации10.09.2014
Размер64.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
6 класс

Тема: «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия». 
Тип урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия». 
Цели урока: 
• метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота». 
• обучающая: повторение и закрепление орфографических и пунктуационных навыков, полученных при изучении темы "Причастие". 
• развивающая: развитие умения находить в тексте причастия и причастные обороты; умение различать написание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развитие умения правильного использования причастий и причастных оборотов в тексте. 
• воспитательная: воспитать внимание к грамматическим формам слова; привлечь внимание школьников к проблеме милосердного и доброго отношения к животным; воспитание у детей милосердного и ответственного отношения к животным, предупреждения и борьбы с жестоким отношением к ним; забота о домашних животных, оставшихся без хозяев. 
• коммуникативная: развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся. 
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал. 
Ход урока: 
1) Начало урока. Объявление задач урока и порядка его проведения. 
Слово учителя: 
- Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Я не просто так повторяю эти слова – доброе утро! Я хочу, чтобы вы получили от меня соответствующий настрой для нашего необычного урока. Тема нашего урока – обычная – «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия». Но разговор на уроке будет об особых качествах человеческой души – доброте, милосердии, заботе. 
2) Лексико-орфографическая работа. Мы с вами совместим тему образовательную и социальную. Часто мы говорим о взаимоотношениях людей, но сегодня давайте применим перечисленные слова по отношению к животным. Готовясь к этому уроку, я совершенно случайно наткнулась в Интернете на одно стихотворение. Возможно, оно вам знакомо. 
Она передвигалась еле-еле, 
И как ещё душа держалась в теле? 
Хозяин, чтоб от мук освободить, 
Решил свою собаку утопить. 
С большим трудом старушка в лодку села 
И преданно ему в глаза глядела. 
Булыжник в сетке за бортом висел, 
А он петлю на шею ей надел. 
Хозяин помнил, как она, бывало, 
За палкой в воду радостно ныряла, 
И вот сейчас, как бы играя с ней, 
Он бросил палку, дав команду ей. 
На миг она о старости забыла, 
И бросилась за борт, что было силы, 
Но лодка неожиданно в тот миг 
Перевернулась под истошный крик. 
Хозяин стал тонуть в шуге весенней, 
Хоть было и не сильное теченье, 
Но судорогой тело всё свело, 
А тут ещё воронка, как назло. 
Собака, чья петля в одну минуту 
Каким-то соскользнула с шеи чудом, 
Отважно тявкнув, ринулась нырять 
И своего хозяина спасать. 
На берегу вдвоём они лежали 
И на ветру от холода дрожали, 
А после, отдышавшись кое-как, 
Он нёс свою собаку на руках. 
С пословицей «Не рой другому яму…» 
Ухаживал за ней до смерти самой. 
И как-то раз нашёл её в кустах 
С застывшей благодарностью в глазах… (Источник – Интернет, автор неизвестен) 
Я думаю, что это стихотворение никого не оставило равнодушным. 
Милосердие. Это, пожалуй, не чувство, а состояние души. Милосердие нельзя проявить "сейчас" и тут же забыть об этом. Иначе это уже не милосердие. То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, осознаваться разумом и ничего не требовать взамен. И давайте сейчас проведём лексико-орфографическую работу, выясним, что обозначают эти слова – милосердие, доброта, забота. Являются ли они синонимами? Выясним их правописание. Проверим по статьям толкового словаря. 
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова 
Толковый словарь русского языка (онлайн версия). 
ДОБРОТА́, -ы, ж. 
1. см. добрый. 
2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н. 
ЗАБО́ТА, -ы, ж. 
1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству. 
2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. З. о человеке. 
3. Внимание, попечение, уход. Окружить кого-н. заботой. 
4. ~ми кого, в знач. предлога с род. п. Благодаря чьим-н. усилиям, стараниям. Заповедник создан ~ми учёных. 
МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко). 
- Почему мы говорим об отношении к животным? Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным является неотъемлемой частью христианской этики. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека. 
Мы с вами правильно определили значение слов. 
3) Повторение и обобщение теоретического материала по теме. Давайте теперь перейдём к нашей образовательной теме, вспомним, какие причастия вы знаете по значению. (Действительные, страдательные). Чем они отличаются друг от друга? Как образуются? 
• Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени: 
а) действительные причастия: 
решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ющ- + -ий (решающий); 
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -ящ- + -ий (строящий); 
б) страдательные причастия: 
решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ем- + -ый (решаемый); 
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -им- + -ый (строимый). 
• Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени): 
а) действительные причастия: 
решать (основа на гласную): реша-ть → реша- + -вш- + -ий (решавший); 
нести (основа на согласную): нес-ти → нес- + -ш- + -ий (нёсший); 
б) страдательные причастия: 
написать (основа не на -ить): написа-ть → написа- + -нн- + -ый (написанный); 
построить (основа на -ить): постро/и-ть → постро- + -енн- + -ый (построенный); 
взять: взя-ть → взя- + -т- + -ый (взятый). 
- Я попрошу вас с помощью ИД распределить суффиксы причастий на определённые группы. (ИД лист 1) 
4) Синтаксическая пятиминутка. 
• Вы испытываете жалость, когда видите бездомного маленького котенка, мокнущего под проливным дождем, а милосердие – это когда этот котенок, чисто вымытый и накормленный, нежится у вас на коленях. 
• Прочтите со знаками препинания 
• Найдите причастие, определите границы причастного оборота 
• Запишите его, объясните постановку знаков препинания 
5) Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите его тему, стиль речи, озаглавьте текст. 
- Милосердие – это готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности. Актом милосердия может быть подаяние милостыни нищему. Приютить бездомного котенка – это тоже означает проявить милосердие. 
Текст: 
Всюду в России очень много бездомных животных… Большинство людей проходит ежедневно мимо множества несчастных брошенных существ, не замечая даже их присутствия и воспринимая их как неприятную данность бытия. Проходят мимо попавших в беду и даже не пытаются что-то сделать, чем-то помочь. Даже, если где-то недалеко истекает кровью сбитый машиной щенок, или отчаянно мяукает от голода и страха выброшенный кем-то крошечный котенок. Вспомните, сколько раз вы проходили мимо подвала вашего дома, в котором умирают от голода замурованные заживо кошки, спешили пробежать мимо мальчишек, которые пинают бездомную собаку? Люди спешат по своим делам и ничего не замечают вокруг, оставаясь безучастными к страданиям бессловесных тварей. А ведь поспешить на помощь попавшему в беду - естественный для любого нормального человека поступок. Способов ведь на самом деле множество, главное - не остаться равнодушным. (Интернет) 
- Выполните задания к тексту: найдите причастия, выпишите их, обозначьте суффиксы и тип причастия. 
6) Физминутка. 
7) Работа над образованием причастий. Образуйте все возможные причастия от следующих глаголов, предварительно определив вид, переход¬ность и спряжение глагола. (ИД лист 2) 
Жалеть, сочувствовать, ранить, предавать, радоваться. 
Жалеть – жалеющий, жалевший. 
Сочувствовать – сочувствующий, сочувствовавший. 
Ранить – ранивший, раненный (в руку), ранимый. 
Предавать – предающий, предавший, преданный. 
Радоваться – радующийся, радовавшийся. 
8) Проверочная работа по теме (аудио-тест). Обозначить правильные ответы и произвести проверку. 
9) Заключительное слово учителя. Вас когда-нибудь предавали? Вопрос риторический, ответов на него - бурных, эмоциональных - увы, множество. Да-да, конечно - еще в детстве, когда детская жестокость выплескивалась на вас: но вы взрослели, закалялись, становились умнее и осторожнее. Вас опять предавали, и хотя боль от предательства остра, вас уже нельзя было застать врасплох. И так - год за годом - вы научились обходить опасные места, коварных и лживых людей, сложные ситуации. 
Всего этого не умеют братья наши меньшие. За тысячелетия человек, возомнивший себя венцом творенья, сумел внушить собачье-кошачьему населению планеты, что цель существования этих созданий Божьих - служить человеку, жить рядом с ним и во имя его. И - предал… 
Нет-нет, мы далеки от того, чтобы зачислить поголовно весь род человеческий в предатели и мерзавцы, но масштабы бедствия таковы, что кричать "КАРАУЛ!” надо бы, да уже поздно! Человеческая безответственность по отношению к тем, кого мы приручили, вселяет ужас и отвращение. 
Какая распространенная ситуация - летом, на даче подобрали котеночка или щеночка, но лето кончилось, и с ним улетучилась трогательная привязанность вчерашних кормильцев к своему питомцу! Несчастное животное околевает от голода и холода перед наглухо закрытой дверью еще вчера гостеприимного дома, а умилявшиеся на зверюшку взрослые люди не помнят о том, кого приручили. Стоит ли удивляться, что их дети, невольные подельники ситуации, вылетев из родного гнезда, начисто забудут его адрес. И поделом! 
Преданное четверолапое существо будет стремиться вновь и вновь к человеку, раз за разом попадая ситуацию отверженного, если выживет, конечно, в ту первую зиму после предательства…И только, если очень повезет, ему встретится среди череды нелюдей - настоящий Человек, который, простите вольную цитату, ” в ответе за тех, кого приручил”! 
Мы - люди, и уж если так суждено, что эта Планета со всеми на ней живущими - заложник наших деяний, не творите зла, ведь все - бумеранг, и вернется сторицей… Чего искренне желаем всем и каждому: ваша доброта приумножится, но и жестокость обрушится на жестоких и - равнодушных. 
10)Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки. 
В наше сложное время милосердие нужно многим из нас. К сожалению, в наши дни популярно мнение, что милосердие изгнано из наших сердец. Но, быть может, именно сейчас нам следует вернуться к этому чувству? 
11) Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Ты в ответе за тех, кого приручил» 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сегодня у нас урок – обобщение по пройденным темам: причастие; причастный оборот; действительные и страдательные причастия,...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconТехнологическая карта урока русского языка. Класс
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconКонспект урока Цели урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconТема урока: Факторы размещения производственных сил. Цели и задачи урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок №30 Русский язык 7 класс Тема: Страдательные причастия настоящего времени
Сначала записать предложения с действительными причас­тиями настоящего времени, затем с действительными причастия­ми прошедшего времени....
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»
Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе...
Не с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок обобщающего повторения в 4 классе по теме «Zu Hause»
Формирование навыков говорения на основе изученного лексико-грамматического материала
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок обобщающего повторения по теме «Причастие»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Проценты. Задачи на проценты»
Урок разработан для учащихся 11 класса. Анализ диагностических работ показал и пробных егэ, что учащиеся еще не в полной мере освоили...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика»
Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю...
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconУрок обобщающего повторения. Климат и человек
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Климат Челябинской области, Верхнего Уфалея»
Урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия» iconПланирование и организация обобщающего повторения курса математики основной школы
К урокам повторения учителя готовятся редко, ошибочно считая, что уроки повторения не требуют особой подготовки, вследствие чего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск