Скачать 35.62 Kb.
|
Конспект урока Тема: Обобщение по теме «Причастный оборот, действительные и страдательные причастия». Цель урока: Сегодня у нас урок – обобщение по пройденным темам: причастие; причастный оборот; действительные и страдательные причастия, и сегодня на уроке мы с вами все эти темы повторим и также употребление причастных оборотов в речи. Ход урока:
1.
2. Дайте лексическое значение слова и употребление слов в произведении (слайд № 2). 3. Проверим ребят, работающих у доски 4. Беседа по теории (слайд № 3) 5. Запишем предложение с причастным оборотом для синтаксического разбора.
- Перестройте предложение, чтобы определяемое слово стояло после причастного оборота, что изменилось? 6. Сейчас мы вспомним, что такое причастие и причастный оборот. Очень метко о причастии сказал В. И. Даль (высказывания о причастии). Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим внешним видом напоминает прилагательное. Изменяется по родам, числам, падежам, согласуется с существительным и отвечает на вопрос какой? Следовательно, в причастиях заложены признаки прилагательного и глагола. Эту двойственность заметили и древние грамматики, дав ему имя «причастия», то есть причастное и к имени, и к глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на это обратил внимание и М.В. Ломоносов (высказывания о причастиях). Это свойство причастий заключать в себе имени и глагола силу широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. 7. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются через причастия. А теперь я вас попрошу описать картины Ф. Алексеева «Жатва» и «Девятый вал» Айвазовского (картина), используя для этого причастия, причастные обороты. 8. Ну а теперь вспомним, на какие две группы делятся причастия? (Действительные и страдательные). - Чем отличаются действительные причастия от страдательных? При помощи, каких суффиксов образуются (проверка – слайд № 4) а) Самостоятельная работа (1 в. – работа за компьютером; 2 в. – работа по карточкам) б) От всех ли причастий можно образовать краткую форму? Давайте вспомним, как образуется краткая форма (слайд № 5)? От страдательных причастий необходимо образовать краткую форму в муж. р. и жен. р.. (слайд № 6) Что вы должны помнить об ударении? в) Расскажите, что мы уже знаем о причастии? Итак, что мы уже на уроке повторили. Для чего нужны причастия в русском языке (чтобы речь была экономнее, ярче, выразительнее)? Слова А.С.Пушкина, что причастия в обычной речи встречаются реже: А.С. Пушкин писал:… (высказывания о причастиях) Задание: Замените причастие с придаточным на причастный оборот (устно). Небо, которое украшено сверкающими звёздами. Небо, украшенное сверкающими звёздами. Дом, который выкрасили в зелёный цвет. Река, которая мелькнула вдали блестящей лентой. Туча, которая охватила полнеба. Т.п. , качеств., |