Скачать 390.54 Kb.
|
ТЕМА: Причастие как часть речи. ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастии; формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным словам. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Сбор тетрадей с домашним заданием (4 человека) 3. Чтение текста, записанного на доске Школьная примета Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели. Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху. Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень. (Ф. Нестеров) — Какое настроение навевает текст? — Какова тема текста? — Найдите олицетворение? — Объясните орфограммы в тексте. 4. Новая тема — Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так? — Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым? — На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка: Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Запишите более удачный вариант. — Какой частью речи является слово пожелтели? — Перечислите все морфологические признаки этого глагола. — Что обозначает глагол? — Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые? — Каково её значение? — Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели? — От какого слова образовано пожелтевшие? — На какой вопрос оно отвечает? — Попробуйте сами определить, что оно обозначает? Запись в тетрадях — Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— временный? — Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожел-те, -вш- и -л- формообразующие суффиксы). — Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие! (прошедшее время) — Что же называется причастием? Сделаем вывод. ПОЖЕЛТЕВШИЕ М— от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ причастие глагол Чтение параграфа на стр. 25. — Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение. 5.Закрепление Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его. Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать. Задание 2. Игра. Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия. Например: снег. чистый белеющий свежий сверкающий глубокий липнущий рыхлый сыплющий Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями. 1. По небу катится тонким колесом позолоченный месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного челока. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало. — Определите время причастий. — Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся — Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили? 6. Выводы по уроку — Что называется причастием? — Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию? — Что обозначают глагол, причастие, прилагательное? Запись в тетради ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ признак предмета ПРИЧАСТИЕ признак действия ГЛАГОЛ действие предмета 7. Домашнее задание Выучить правило, упр. 53 ТЕМА: Морфологические признаки глагола у причастия. Цель урока: закрепить полученные знания о причастии; выяснить, какие грамматические глагольные признаки есть у причастия; р/р. Составить текст по заданным словам. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка) 3. Новая тема Запись текста под диктовку учителя. Небесная стирка Дождь — это небесная стирка. Грязно-серые тучи прежде наполняются водой. Отмокают. Воды уже столько, что тучи опускаются низко над землёй. Тогда начинается стирка. Прилетает ветер. Он надвигает друг на друга тучи, переворачивает их, выжимает. Постепенно тучи становятся серыми, потом молочными. Наконец, на солнечную просушку выплывают белыми облаками. И так до следующей стирки. (Ф. Нестеров) - Почему автор сравнивает дождь с небесной стиркой! —Какие ассоциации возникают у вас при слове дождь? — Объясните орфограммы. — Произведите разбор первого предложения, объясните в нём постановку тире. — Определите вид, возвратность глаголов в тексте. — От глаголов образуйте причастия. Рядом с каждым образованным причастием напишите возвратность и вид. — С каким ещё характерным для глагола признаком, свойственным причастию, мы познакомились на предыдущем уроке? (Время) — Над, каждым причастием надпишите время. — Какой вывод мы можем сделать, говоря о глагольных признаках у причастия? Запись в тетрадях ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ 1. Вид — совершенный и несовершенный. 2. Возвратное и невозвратное. 3. Время — настоящее и прошедшее. — Заметьте, что в каждой строчке у нас только по два общих признака; чего здесь, на ваш взгляд, не хватает? (будущего времени). 4.Закрепление Задание 1. Запишите причастия, выделите в них основы, найдите глаголы, от которых они образованы, определите глагольные признаки у причастия. Крепнущий, взволнованный, зависимый, развёрнутый, развешанный, порванный, выдающийся, рассеянный, несший, опровергнувший, пронизанный, замечающий, предстоящий, околдованный, глохнущий, действовавший, сберегаемый. Задание 2. К причастиям из предыдущего задания подберите существительные (устно). Задание 3. Подберите как можно больше причастий к данным существительным. Лес, свет, небо, река, воздух, дорога, птицы. Задание 4. Придумайте и запишите текст, используя получившиеся словосочетания из задания 3. 5. Выводы по уроку — Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? 6. Домашнее задание Упр. 57. ТЕМА: Морфологические признаки прилагательного у причастия. ЦЕЛЬ УРОКА: выяснить, какие признаки прилагательного есть у причастия; закрепить полученные на предыдущем уроке знания о причастии; повторить различные виды орфограмм; уметь определять главные и зависимые слова в словосочетаниях. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка, морфологический разбор выполняется на доске) Слово присутствовать из домашнего упражнения выпишите в словарь. Составьте с этим словом словосочетания. 3. Орфографическая диктовка - Запишите словосочетания под диктовку учителя, объясните все орфограммы. Извивающаяся тропинка, выросший цветок, расстилающаяся долина, развивающийся ребёнок, заблестевшие глаза, блистающий мир, посвященный памяти друга, дрожащий от холода, заросший колючками, сожжённый солнцем, предполагаемый вопрос, преодолевающий препятствие, помирившийся с братом, умоляющий о помощи, рассчитывающий только на себя. — Найдите в упражнении местоимение, определите разрядов чём особенность этого местоимения? (себя — возвратное местоимение, не имеющее именительного падежа). 4. Повторение материала предыдущего урока Задание 1. В записанных вами словосочетаниях выявите глагольные признаки у причастий. Задание 2. Определите главные слова в следующих словосочетаниях: развивающийся ребёнок, дрожащий от холода. — Исходя из этого, какой вывод вы можете сделать? 5. Новая тема — Запишите под диктовку словосочетания и определите, в каких из них есть прилагательные, а в каких причастия. Горящие дрова, опущенные ресницы, ранние заморозки, опавшие листья, красный цвет, покрасневший небосклон, зелёная трава, непреклонное желание, отзвеневший звонок, почерневший от копоти снег, голубое небо, зеленеющая озимь, деревянная ложка, голубеющий небосклон, деревенеющие ноги. — Внимательно приглядитесь к словосочетаниям, что же общего между прилагательными и причастиями? — Просклоняйте словосочетания: красный цвет, покрасневший небосклон. Что вы заметили? Запись в тетради ПРИЧАСТИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Согласуются в роде, числе и падеже. 2. Имеют полную и краткую форму. 3. В предложении чаще всего являются определениями. — Какие прилагательные могут иметь полную и краткую формы? (качественные) — Сравните: лёгкий — легка; написать, написанный — написан. — Какое из слов, записанных в краткой форме, является причастием, а какое— прилагательным? 6.Закрепление Задание 1. Прочитайте текст (текст пред глазами учащихся). Озаглавьте. Определите тип текста. Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят. Над причастиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите глагольные признаки. Выпишите слова с орфограммами, обозначьте условия выбора этих орфограмм (сгруппируйте орфограммы). Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской прорубью. Такой же загадочной, таинственной, от которой ждёшь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядом с луной не было нескольких светящихся звёздочек, внушающих некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать... страх. (Ф. Нестеров) — Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как можно точнее передать содержание текста? —Определите разряды у прилагательных. — Выполните морфологический разбор слова удивительного. 7. Выводы по уроку — Какую новую информацию вы сегодня получили? — Что показалось сложным? 8. Домашнее задание Выучить слово присутствовать; подготовить и записать рассказ о публицистическом стиле. ТЕМА: Р/р. Публицистический стиль. ЦЕЛЬ УРОКА: дать представление о публицистическом стиле; формировать умение отличать тексты публицистического стиля от других; повторить сведения о тексте, изученные ранее. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания — Что вы знаете о публицистическом стиле? 3. Новая тема. Составление таблицы
4. Вопросы для повторения — Что называется текстом? — Чем отличается текст от простого набора предложений? — Перечислите типы текста. — Какие стили речи вам известны; каковы их особенности? — Назовите части текста. — Какие способы связи предложений в тексте вам знакомы? 5.Закрепление Задание 1. Упр. 61. Задание 2. Игра. Работа в группах. Придумайте и нарисуйте неизвестный науке бытовой прибор, составьте о нём текст в публицистическом стиле, отметьте в своём тексте характерные для данного стиля черты. 3 а д а н и е 3. (устно). Предположите, к какому стилю относятся данные предложения. Болтаться без дела, когда вокруг тебя работают, неудобно. Мы ещё работаём, братишка. Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей. Решение вышеуказанного вопроса не терпит отлагательства. Автор статьи анализирует ряд важных вопросов. На лужайке кувыркались и играли взапуски мальчишки. Неувядаемой славой покрыли себя моряки Черноморского флота. Владелец выигрышного лотерейного билета может по желанию получить взамен вещевого выигрыша стоимость его наличными деньгами. На дворе теплынь такая, неохота дома сидеть. Мы изложили свою точку зрения по этому вопросу. Автобазе требуются на постоянную работу шофёры и слесари— авторемонтники. И всё же нам здорово повезло, мне и Петьке. Прибор безошибочно определил координаты нашего местонахождения. Каждая пядь твоей земли — героическая быль о подвигах и героях. Особенно донимал нас слесарь Коська, парнишка из ремесленников. Это зрелище произвело на нас неизгладимое впечатление. Этот балагур был известен ещё и своей бесшабашной удалью. (Арсирий А. Т. «Занимательные материалы» М., «Просвещение, 1995.) Задание 4. Свободный диктант по упр. 63. Тетради сдать на проверку. 6. Выводы по уроку — Назовите характерные черты публицистического стиля. 7. Домашнее задание Из газет или журналов вырежьте тексты, написанные в публицистическом стиле. Укажите в них черты, характерные для данного стиля. |
Конспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | План урока с использованием эор «Причастие как часть речи» 7 класс | ||
Памятка для учащихся по подготовке к Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | Составители: Солдатова О. А., Скосырская А. С. окружной педагогический отряд «Импульс Югры» Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | ||
План-конспект урока «Причастие как часть речи» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула | Урок русского языка "Отличие причастий от отглагольных прилагательных.... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | ||
Урока: Причастие как часть речи Цели урока Учебник «Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010. Авторы М. Т. Баранов, Т. А.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. Даль заметил, что «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Как понять смысл этого высказывания?... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в тебе свойства прилагательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Причастие это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и... | ||
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица... Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,... | Тема урока: Местоимение как часть речи Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,... | ||
Конспект урока в 7-м классе по теме: "Причастие" цели: Дидактическая... Дидактическая – способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи | «Коллективная деятельность как эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству.» Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи | ||
«Развитие связной речи учащихся с овз в 7 классе при изучении темы «Причастие» Использование информационных технологий в процессе развития связной речи учащихся | Урок по теме "Причастие". На сегодняшнем уроке нашей основной задачей... Учебная повторить сведения о причастии как о самостоятельной части речи; повторить правописание причастий |