Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 77.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.03.2014
Размер77.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Ершова Любовь Валентиновна МКОУ Большеатлымская СОШ

Причастие. Повторение и обобщение изученного в 7 классе

Цели урока:

  • систематизация знаний учащихся по теме “Причастие”;

  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

  • формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике;

  • воспитание бережного отношения к слову.

Задачи урока:

  • закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки;

  • совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии;

  • совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.

Оборудование урока:

  • Распечатки материалов для работы учащихся.

  • Мультимедийная установка.

Ход урока

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В. Даль

1. Учитель читает строки:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению  напоминаю.  (П.Чесноков)

-  О какой части речи эта загадка?

- Обращение к эпиграфу.

  В. Даль заметил, что « Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Как понять смысл этого высказывания? Почему эти слова я взяла в качестве эпиграфа?

2. Сообщение темы урока

– Обратите внимание на тип урока, на то, как сформулирована его тема.

 Что будет важно для нас на уроке? Сформулируйте его цель.

Повторить  теоретические сведения по теме, обобщить и систематизировать полученные знания о причастном обороте, повторить орфограммы и пунктограммы по теме.

.

3. Орфоэпическая разминка

отражённый

Балованный

Дышащий

Звонящий

Начатый

Искрящийся

Премированный

Углубивший

Созданный

Названый брат

3. Творческий диктант

Назовите признаки причастия .Определите действительное или страдательное.

Скачущие кони-Кони,которые скачут

Неизученная дорога

Программа выполнена-

Раненый боец

Рассматриваемый проект

Лечащий врач

Маринованные грибы

Рассыпанный по небу

Растаявший

4. Соотнеси: Действительное- Страдательное.

5.Подумай. Н-НН.

6. Исправьте ошибки в употреблении причастий, объясните, чем они вызваны?

1) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

2)Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца.

-

6. Игра « Магический квадрат» Цель: проверка знаний и умений правописания НЕ с причастиями,прилагательными,глаголом.

7Работа с текстом.

Дополните предложения подходящими  по смыслу причастиями (смотри слова для справок); выделите запятыми, где необходимо, причастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

Мы вошли в лес………………… . ………………... дорожка вела к морю. Мы часто останавливались …………………………. . На ………………..траве лежали ……….. листья. Березы покрылись золотой листвой ……………………………….. Очень красивы клены ………………………………………………….. . Часто мы видим желтые листья ………………….. И на дорожках листья ……………………………… Иногда попадается дача ……………………...

Слова для справок:

Расчищенная, опавшие, сверкавшей на солнце, освещенный лучами осеннего солнца, окруженная деревянным выкрашенным забором, пораженные яркой красотой леса, тихо падающие на землю, печально шуршащие под ногами, пожелтевшей, одетые в багряную листву.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

- Сравните тексты с причастиями и без. Какова роль причастий?

В1.Найти в тексте страдательные причастия прошедшего времени, выпишите их.

В2.Определите способ словообразования слова падающие

8. Стилистическая роль причастий.

- Всегда ли уместно употребление причастий? Чтобы ответить, послушайте отрывок из фельетона В. Ардова «Суконный язык».

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, лома­ющейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пу­гающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, за­грязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

- Почему текст вызывает улыбку?

Какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?

На этот вопрос нам помогут ответить ваши одноклассники.

Ученик 1. Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

В теории "Трех штилей" Ломоносов делит литературный язык на 3 стиля: высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.

О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов 
Российская. земля рождать

Ученик 2.  Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". Пушкин широко использовал причастия в своих произведениях.

а)

Он видит: он еще любим; 
Уж он раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье:

б)

Гонимы вешними лучами, 
С окрестных гор уже снега:

Ученик 3. Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например: Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.

Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан. 

Ученик 4.  Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека. Недаром еще Пушкин в своих поэтических произведениях широко использовал причастия как изобразительно-выразительное средство.

а)

Проснувшись рано, 
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор:

б)

Но шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной 
Забав и роскоши дитя. (Пушкин)

Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. И радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в черном небе. (А.Ахматова). 

9.Тест

1 вариант

1. В каком словосочетании есть причастие?

А) лаявшая собака
Б) волнистые волосы
В) солнечное утро
Г) холодные руки

2. В каких причастиях -ащ--ящ-?

А) пиш.щий человек
Б) се.щий дождик
В) пен.щийся поток
Г) кол.щийся предмет
Д) стро.щийся стадион

3. В каких причастиях н?

А) отправле.ое  письмо
Б) письмо отправле.о
В) жаре.ые в масле грибы
Г) мороже.ая рыба

4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?

А) окруж.нный друзьями
Б) измуч.нные путники
В) кипяч.ная вода
Г) неезж.ная дорога

5. Какие причастия пишутся с не раздельно?

А) (не)отправленное письмо
Б) (не)отправленное мною
В) (не)выполненное задание
Г) (не)замечена ошибка

6. В каком предложении есть обособленный причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)

А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес  освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

2 вариант

1. В каком словосочетании есть причастие?

А) дремучий лес
Б) дремлющий ребенок
В) шершавые руки
Г) старший брат

2. В каких причастиях -ущ-, -ющ-?

А) вер.щий всему
Б) терп.щий боль
В) клее.щий бумагу
Г) стел.щийся туман
Д) колыш.щийся камыш

3. В каких причастиях н?

А) засея.ое поле
Б) поле засея.о
В) вяза.ая мамой кофта
Г) варе.ый картофель

4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?

А) вооруж.нный солдат
Б) смущ.нный ученик
В) обиж.нный малыш
Г) занавеш.нное окно

5. Какие причастия пишутся с не раздельно?

А) (не)проверенная работа
Б) (не)проверенная учителем
В) (не)скошена  трава
Г) (не)прочитанная книга

6. В каком предложении есть обособленный причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)

А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес  освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

10. Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание.

Выполнить тестовые задания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск