Учет модальностей учащихся в учебной деятельности





Скачать 68.93 Kb.
НазваниеУчет модальностей учащихся в учебной деятельности
Дата публикации25.06.2014
Размер68.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности

Информацию о мире мы получаем через различные каналы восприятия, в основном, через глаза, уши и ощущения. Эти сенсорные каналы и есть наши модальности (возможности), т.е. визуальный, аудиальный и кинестетический. У каждого человека какой-то из сенсорных каналов развит лучше, и человек, воспринимая действительность, больше ему доверяет, через него сверяет достоверность любой информации. Сенсорный канал, с помощью которого человек отражает действительность и дает обратную связь - называется репрезентативной сенсорной системой, на ее основе нами принимаются все решения. В зависимости от того, какая сенсорная система преобладает, всех людей можно условно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Языковое восприятие людей друг другом именно поэтому затруднено. Визуалы, например, легко понимают только визуалов, язык людей с другими модальностями приходится переводить в свою модальность, поэтому часть информации нами упускается. Если репрезентативная сенсорная система учителя не соответствует сенсорным системам учеников - это обязательно скажется на их успеваемости. Учителя, работающие в 3-х системах - осуществляют синтонное обучение. Оно необходимо, т.к. есть сенсорно неполноценные дети. Такая работа начинается с выявления сенсорного дефицита. Потом одна и та же информация дается в 3-х системах, т.е. учитель сам переводит язык своей модальности на язык других субмодальностей. Примитивный пример: учитель визуал, обычно использует выражение "посмотрите", например, "посмотрите, какой точный график", и отзовутся на этот призыв, в основном, визуалы. Если он работает синтонно, он скажет: "Посмотрите, почувствуйте, ощутите, какой точный график".

Рассмотрим особенности сопровождения учащихся с учетом типа репрезентативной системы (ведущей модальности восприятия).

Так, для правополушарных визуалов желательно, чтобы информация была представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают разбирать текст произведения или читать «с листа», чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практического выполнения задания. Аудиалы должны обучаться при использовании устных объяснений преподавателя и аудиолекций.

Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию.

Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на их работоспособность и результаты деятельности.

Учитель должен обладать гибким стилем преподавания, владеть приемами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Такое многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учителю необходимо помнить:

  •  работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т. д.;

  •  работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации.. Ключевые слова кинестетической модальности; чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т. д.;

  •  работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т. д.

Использование одной общей модальности способно обеспечить взаимопонимание учителя и ученика, доверительные отношения даже на подсознательном уровне. Кроме того, учитель может использовать нейтральные слова, подходящие к любой модальности: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить, уважительный, изменчивый и т. д.

То, что ожидает учитель от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. И когда эти предпочтения не совпадают с учебными предпочтениями учащихся, возникает конфликт стилей: способ изложения информации учителем не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Если внимательно прислушаться к речи преподавателя, можно понять, какой сенсорный канал воспроизведения информации он предпочитает при обучении. При визуальном канале воспроизведения мы услышим такие слова (предикаты) и словосочетания, как «посмотрите», «яркий», «красивый», «вы увидите» и т.п. При аудильном канале - «услышите», «вслушайтесь», «громко», «шумно». При кинестетическом - «прикоснуться», «привлечь (внимание)», «теплый» и т.п.

   Если ученик аудиал (А), то словосочетания, отвечающие за воспроизведение информации через визуальный канал (В), ему необходимо переводить в свою, понятную ему модальность (А). При этом он не сразу отреагирует, к примеру, на призыв «посмотреть». В его сознании должно произойти преобразование призыва к действию «посмотри», в понятное ему действие. На призыв «послушать» он, скорее всего, отреагирует быстрее. Если ученик кинестетик (К), то он быстрее выполнит просьбу, если учителей прикоснется к его руке, плечу и т.д.

    Итак, любая информация должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Когда инструкция учителя совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой) ученика, он прекрасно справляется с заданием и хорошо запоминает информацию.

Используя данные таблиц, представленных ниже, можно определить ведущую модальность учащихся и свою собственную. В соответствии с этим можно разрабатывать задания с учетом разных модальностей учеников.

Характеристика учащихся

Правополушарные

Левополушарные

Визуалисты

Кинестетики

Аудиалы

Использует слова: смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный и т.д.

Использует слова: хватать, чувствовать, придерживаться, трогать и т.д.

Использует слова: слушать, ритм, звуки, подобные речи и т.д.

Основные движения вокруг глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови и т.д.

Основные движения от шеи и ниже.

Основные движения вокруг рта и ушей.

Голос высокий. При разговоре подбородок поднимается вверх.

Голос низкий. При разговоре подбородок опускается вниз.

Хорошо имитирует тон, высоту голоса.

Наблюдателен. Ориентирован на внешний вид. С трудом запоминает словесные инструкции. Запоминает образами. Меньше отвлекается на шум. Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел. В чтении силен, успешен, скор. Помнит то, что видел. Живая образная фантазия.

При общении стоит близко, касаясь людей. Много движений. Раннее физическое развитие. Высокая координация движений. Обучается, делая. При чтении водит пальцем по строчке. Помнит общее впечатление. Сильная интуиция. Слаб в деталях. Лаконичен, использует сильные слова и движения. Много жестикулирует.

Разговаривает сам с собой. Говорит ритмически. Легко отвлекается на шум. Предпочитает счет и письмо. Легко осваивает языки. Обучается, слушая. Хорошо читает новые слова. Разговорчивый. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. Шевелит губами, проговаривая слова при чтении.


Характеристика учителей

Правополушарные

Левополушарные

Визуалисты

Кинестетики

Аудиалы

Говорит быстро. Использует визуальные указатели.

Говорит медленно. Использует манипуляции и жесты.

Говорит ритмично. Любит дискуссии в классе.

Смотрит поверх голов.

Вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии.

Организация чтения на уроке.

Охватывает большой объем содержания. Придает цельность форме.

Придает большое значение содержанию.

Склонен повторять комментарии учеников.

Не теряет обратной реальной связи учеников.

Дает задания в группах. Использует демонстрации. Практичен.

Любит поучения со слов «Сколько раз…». Отвлекается от темы урока.

Таблицы часто меняются. Много наглядности на уроке.

После окончания урока долго оставляет таблицы на стендах.

Использует лингафонные системы обучения, аудиозаписи.

Опрятен. Цвет и стиль одежды подобраны.

Предпочитает удобную одежду. Предпочитает комфорт, а не внешний вид.

Не ориентирован на внешний вид.

Рабочее место организовано, упорядочено. Вещи расположены в вертикальном порядке.

Несколько рабочих мест, организованных функционально. Любит демонстрировать работы учеников.

Рабочее место не организовано. Вещи располагает в горизонтальном порядке.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности
Регулирование внешнеэкономической деятельности. Особенности организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности. Учет...
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconУчет данных комплексной психолого-педагогической диагностики особенностей...
При объяснении и первичном закреплении материала лучше объяснять от частного к общему (если отметка «2», «3») и от общего к частному...
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconРабочая программа учебной дисциплины «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности»
Основная цель изучения дисциплины “Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности” заключается в изучении особенностей и специфики...
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconУчебной дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учет индивидуального стиля учебной деятельности ученика на уроках английского языка
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий по учебной...
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconРуководство Администратора Системы Москва 2009 Служба технической поддержки «горячая линия»
«учет достижений обучающихся общеобразовательных учреждений в учебной и внеучебной деятельности в форме портфолио»
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconРуководство Администратора Системы Москва 2009 Служба технической поддержки «горячая линия»
«учет достижений обучающихся общеобразовательных учреждений в учебной и внеучебной деятельности в форме портфолио»
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconМетодические указания для выполнения курсовой работы 18 раздел тексты...
Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности icon080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Авторы: к э. н., доцент...
Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconПедагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской...
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский финансовый...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconУрок 5 порядок постановки на воинский учет граждан
...
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconТематическое планирование по музыке, 1 класс
Основные виды учебной деятельно-сти учащихся или характеристика деятельности учащихся
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности iconПсихологические основы активизации учебной деятельности учащихся
Определение условий, обеспечивающих высокую познавательную активность учащихся в процессе обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск