Администрация города Ижевска
| Ижкар Администрации
| Управление образования
| Дышетонъя кивалтонни
| Муниципальное бюджетное
| огъя дышетонъя
| общеобразовательное учреждение
| муниципал ужъюрт
| «Средняя общеобразовательная
| «Шорёзо огъя дышетонъя
| школа № 40»
| 40 – тй номеро школа
|
|
|
|
|
426034, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 28а, тел. 52-46-98,52-47-04, факс 52-46-98 электронный адрес school40@inbox.ru Информация о формах организации обучения в МБОУ «СОШ № 40»
дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.
Ведущими формами организации процесса обучения являются урок. Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.
школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). В МБОУ «СОШ № 40» кроме традиционных уроков используют и другие организационные формы обучения — семинар, лабораторная работа, самостоятельная учебная работа учащихся, практикумы. Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.
Особенности школьного урока: • урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей); • дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
— определенное организационное начало и постановка задач урока;
— актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
— объяснение нового материала;
— закрепление или повторение изученного на уроке;
— контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
— подведение итогов урока;
— задание на дом; • содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана; • каждый урок является звеном в системе уроков; • урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока; • основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.
Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1—2 мин), проверка домашнего задания (10—12 мин), изучение нового материала (15—20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10—15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание
(2—3 мин).
Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, кино-урок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.
Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.
Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практиче-ские упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода — четверти, полугодия, года обучения.
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.
В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра. В качестве основных требований к проведению урока выдвигают: • высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение; • большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации; • доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
• достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов; • ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам; • анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
• выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов; • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию; • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств; • применение основных материалов — текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков. |