2012-2013 учебный год
Билеты итогового государственного экзамена
по педагогике с вопросами частных методик (42 группа) Билет №1
Специфика дошкольного обучения на современном этапе (модели и типы обучения). Опираясь на результаты практики, оцените уровень развития учебной деятельности, покажите реализацию принципов обучения.
Опираясь на результаты практики, раскройте методику работы по ознакомлению старших дошкольников с календарем. Приведите примеры дидактических игр, упражнений.
Билет №2
По результатам практики покажите своеобразие обучения дошкольников, оцените эффективность использования методов и приемов обучения. Дайте практические рекомендации.
Раскройте типы занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Опираясь на результаты практики, спланируйте занятие по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Теоретически обоснуйте выбранное вами содержание и структуру занятия, методы, используемые в ходе занятия.
Билет №3
Опираясь на результаты практики, проследите реализацию задач умственного воспитания, оцените используемые средства умственного воспитания. Предложите родителям приемы для развития познавательной активности.
Опираясь на результаты практики, охарактеризуйте группы арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками:
простые задачи на нахождение суммы и на нахождение остатка;
задачи на нахождение неизвестных компонентов;
задачи, связанные с понятием разностных отношений.
Назовите типичные ошибки детей, допускаемые ими при составлении текста задачи. Билет №4
Опираясь на результаты практики, оцените эффективность использования форм организации обучения. Дайте практические рекомендации по совершенствованию занятий.
Опираясь на особенности развития речи детей, раскройте методику словарной работы в средней группе детей дошкольного возраста.
Билет №5
По результатам практики покажите задачи, содержание сенсорного воспитания дошкольников. Определите этап сенсорного развития детей, оцените условия и эффективность работы по сенсорному воспитанию. Ваши практические рекомендации.
Опираясь на результаты практики, покажите возможность развития логических операций в процессе математической деятельности. На каждую логическую операцию приведите задание математического характера.
Билет №6
По результатам практики выделите основания для обеспечения преемственности в работе ДОУ и школы. Определите пути сотрудничества ДОУ, школы и родителей при подготовке детей к школе.
По результатам своей практики в ДОУ проанализируйте и оцените развивающую экологическую среду: Какие традиционные и нетрадиционные элементы экологической среды созданы в ДОУ, в группе, где проходили практику? По какой образовательной программе работает детский сад, группа? Насколько традиционные элементы среды соответствуют программным требованиям? Как организована работа с дошкольниками по уходу за растениями и животными в уголке природы, на участке ДОУ (методы, приёмы, формы работы, планирование)? Дайте свои рекомендации по обогащению экологической среды в вашей группе.
Билет №7
Дайте характеристику игрушке. Опираясь на результаты практики, проанализируйте какие игрушки используют дети, их соответствие предъявляемым требованиям; оцените приемы, используемые педагогом при ознакомлении с игрушкой. Дайте практические рекомендации.
Учитывая результаты практики, спланируйте занятия по воспитанию звуковой культуры речи детей в выбранной вами группе.
Билет №8
Охарактеризуйте понятие «готовность детей к школе». Общая и специальная готовность. По результатам практики, покажите необходимость общей и специальной подготовки детей к обучению в школе, значение и содержание диагностики готовности детей к школьному обучению. Дайте рекомендации.
По результатам практики проанализируйте и оцените круг знаний о социальной действительности детей вашей возрастной группы. Дайте определение социального развития ребенка дошкольника. Определите, с точки зрения информативности, пороги знаний. Определите важность функций знаний о социальном мире и их влияние на процесс развития ребенка. К одной из тем предложите программные задачи с учетом порогов знаний детей вашей группы.
Билет №9
Проанализируйте соотношение семейного и общественного воспитания на современном этапе. Формирование новых отношений с семьей: сотрудничество и взаимодействие. По результатам практики проанализируйте используемые формы сотрудничества ДОУ с семьей. Дайте рекомендации.
Спроектируйте занятие по формированию у детей экологических знаний о диких животных по следующему плану: определите возрастную группу, образовательную программу, вид занятия, сформулируйте задачи данного занятия на основе выявленного уровня знаний детей о диких животных в ходе педагогической практики. Отберите содержание, смоделируйте структуру занятия в зависимости от его типа и теоретически обоснуйте свой выбор. Определите ведущие методы и приемы обучения на данном занятии, аргументируя свой выбор.
Билет №10
На основе результатов практики, проанализируйте деятельность воспитателя с точки зрения функциональных обязанностей педагога, профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств. Определите свой профессиональный идеал (какие именно качества Вы считаете профессионально значимыми для педагога ДОУ). Проанализируйте, насколько Вы соответствуете своему идеалу и как стремитесь к нему приблизиться.
Опираясь на результаты практики, покажите методику работы по формированию пространственных представлений в младшем дошкольном возрасте. Приведите примеры дидактических игр, упражнений.
Билет №11
Своеобразие понятия «детский коллектив». Появление и развитие дружбы в дошкольном возрасте. Опираясь на результаты практики, проанализируйте конфликтные ситуации, возникающие между сверстниками, их причины и пути преодоления, оцените эффективность работы по становлению коллектива и развитию индивидуальности каждого ребенка в группе. Ваши практические рекомендации.
Опираясь на результаты практики, раскройте методические требования, предъявляемые к занятиям по развитию у дошкольников элементарных математических представлений.
Билет №12
Особенности развития детей раннего возраста. Обоснуйте необходимость диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. Приведите примеры ее использования в работе воспитателя. Организация адаптации детей к условиям ДОУ, рекомендации каких вариативных программ будете использовать в своей работе.
Сформулируйте программные задачи физкультурного занятия учебно - тренирующего типа. Дайте теоретическое обоснование зависимости влияния способов организации детей в основных движениях на повышение моторной плотности занятия.
Билет №13
Опираясь на результаты практики, докажите, что игра - особый вид предметной деятельности дошкольников, имеет социальный характер, наиболее подходящая форма организации детской активности. Оцените эффективность использования воспитателем различных видов игр в организации педагогического процесса. Дайте практические рекомендации.
Опираясь на результаты практики, оцените уровень развития планетарного сознания детей. Дайте определение, назовите цели. Назовите задачи формирования планетарного сознания детей в вашей возрастной группе. Разработайте программное содержание к занятию по выбранной вами теме, докажите важность этих знаний.
Билет №14
Актуальность проблемы физического воспитания дошкольников на современном этапе. Опираясь на результаты практики, проанализируйте содержание, задачи, условия и средства физического воспитания, созданные в ДОУ. Дайте практические рекомендации по повышению двигательной активности. Оцените уровень развития культурно-гигиенических навыков детей вашей группы, укажите в каких направлениях необходимо работать воспитателю по их развитию.
Спроектируйте первую экскурсию в старшей группе детского сада («Программа обучения и воспитания в детском саду» / под редакцией М.А.Васильевой) в смешанный лес осенью (сентябрь) по следующему плану:
Определите вид экскурсии, сформулируйте задачи данной экскурсии на основе выявленного уровня знаний детей о лесе, об осени в ходе педагогической практики.
Отберите содержание, смоделируйте структуру экскурсии, составьте план подготовки к экскурсии.
Определите ведущие методы и приёмы обучения в ходе экскурсии, аргументируйте свой выбор.
Спланируйте возможную послеэкскурсионную работу.
Билет №15
По результатам наблюдений на практике раскройте этапы становления сюжетно- ролевой игры и значение этого в психическом развитии ребенка. Определите эффективность руководства игрой. Дайте рекомендации по развитию игровых умений.
Опираясь на знания характерных грамматических ошибок детей, расскажите о задачах работы в данной возрастной группе по формированию грамматического строя речи, методах, формах, приемах работы по их реализации.
Билет №16
Своеобразие и особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста на современном этапе. По результатам практики проанализируйте, какие виды и формы организации труда использует воспитатель в вашей группе, учитываются ли особенности руководства ими в данном возрасте (с теоретическим обоснованием). Дайте рекомендации воспитателю по руководству трудовой деятельностью дошкольников.
Учитывая результаты практики, спланируйте занятие по обучению детей грамоте. Представьте теоретическое обоснование выбранных дидактических задач, методы и приемы обучения.
Билет №17
По результатам наблюдения на практике покажите значение, своеобразие и особенности руководства режиссерскими играми детей. Оцените условия для режиссерской игры в группе. Дайте рекомендации.
По результатам практики спланируйте занятие по развитию связной речи с использованием моделирования. Покажите роль метода моделирования в обучении рассказыванию. Виды моделей и место их в обучении дошкольников.
Билет №18
Актуальность экономического образования дошкольников на современном этапе. Опираясь на результаты практики, дайте рекомендации воспитателю по реализации программы Шатовой «Дошкольник и ...экономика». Проанализируйте реализацию условий воспитания детей в труде. Дайте практические рекомендации родителям по воспитанию трудолюбия у детей.
Дайте психолого-педагогическое обоснование влияния физкультурных минуток на повышение работоспособности детей. Составьте краткую памятку для воспитателя по использованию физкультурных минуток и требования к ним. Приведите примеры 5 видов физкультурных минуток.
Билет №19
Опираясь на результаты практики, покажите воспитательную ценность театрализованных игр, оцените условия для развития театрализованных игр, эффективность руководства в ДОУ. Дайте практические рекомендации.
Опираясь на результаты практики, охарактеризуйте формы работы по математическому развитию дошкольников: занятие, дидактическая игра, математический досуг (математический праздник, утренник и др.), индивидуальная работа, самостоятельная деятельность. Определите задачи, время проведения, охват детей, ведущую роль в руководстве каждой из названных форм работы.
Билет №20
По результатам практики покажите содержание и задачи эстетического воспитания дошкольников, проанализируйте условия и средства эстетического воспитания, оцените эффективность используемых методов и форм организации эстетического развития детей. Дайте практические рекомендации.
Опираясь на результаты практики, оцените правильность подбора методов и приемов проведения подвижных игр во второй младшей группе. Составьте разные варианты объяснения детям подвижных игр: а) игра разучивается; б) игра знакомая.
Билет №21
По результатам наблюдения на практике покажите, что игры со строительным материалом имеют высокую воспитательно-образовательную ценность. Оцените эффективность использования разных видов конструирования, руководства строительными играми детей, проанализируйте условия, созданные для игр со строительным материалом в ДОУ. Дайте практические рекомендации.
Дайте теоретическое обоснование значения двигательной активности в развитии растущего организма дошкольника. Составьте примерный режим двигательной активности в ДОУ для младшего дошкольного возраста.
Билет №22
Среда развития ребенка-дошкольника и основные требования к ней. По результатам практики проанализируйте предметно-пространственную среду в ДОУ, ее соответствие интересам ребенка и его психологическому здоровью. Реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды? Дайте практические рекомендации.
Постройте педагогический модуль, отражающий действия воспитателя любой возрастной группы при обучении детей общеразвивающим упражнениям.
Билет №23
По результатам практики проанализируйте эффективность работы по воспитанию гуманности, начал патриотизма и гражданственности у дошкольников (пути, средства, методы). Ваши практические рекомендации.
2. Составьте цикл наблюдений за комнатным растением, имеющимся в групповом уголке природы на практике, по следующему плану:
Определите образовательную программу, количество наблюдений, временной промежуток для их проведения, место проведения и тему каждого наблюдения.
Сформулируйте задачи данного цикла на основе выявленного уровня знаний детей о комнатных растениях в ходе педагогической практики.
Определите, какие практические навыки по уходу за растением можно сформировать у дошкольников данного возраста в процессе наблюдений.
Билет №24
Своеобразие нравственного воспитания дошкольников на современном этапе. Опираясь на результаты практики, охарактеризуйте факторы социализации и особенности их влияния в дошкольном возрасте, оцените эффективность использования средств и методов нравственного воспитания. Ваши практические рекомендации.
2. Спроектируйте труд на участке ДОУ в весенний период для дошкольников той возрастной группы, где вы проходили практику, по следующему плану:
Определите образовательную программу, вид труда, форму его организации и задачи в соответствии с уровнем развития соответствующих трудовых навыков у детей, выявленных в ходе практики.
Сформулируйте педагогические и гигиенические требования к труду дошкольников.
Спланируйте последовательность трудовых операций.
Билет №25
Опираясь на результаты практики, покажите многофункциональное использование дидактической игры, проанализируйте используемые виды и методику руководства дидактическими играми. Дайте практические рекомендации.
По результатам практики, выделите реализуемые воспитателем задачи и используемые методы при ознакомлении ребенка с социальной действительностью. Докажите необходимость развития у дошкольников социальной уверенности. Сущность понятий «социальная уверенность» и «социальная неуверенность». Пути преодоления социальной неуверенности у дошкольников.
Билет №26
По результатам практики покажите своеобразие личности дошкольника. Обоснуйте ведущие факторы развития личности. Выделите возрастной период развития детей вашей группы.
Разработайте конспект занятия обобщающей беседы в старшей или подготовительной группе. Теоретически обоснуйте выбранное вами содержание и структуру беседы, приемы активизации мышления, соотношение речевой активности воспитателя и детей.
Билет №27
На основе наблюдений на практике, проанализируйте, соблюдены ли основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста при организации педагогического процесса, соответствует ли предметно-пространственная среда интересам и психологическому здоровью ребенка. Ваши рекомендации.
Музыкальные способности детей. Спланируйте работу по развитию музыкальных способностей дошкольников вне занятий на месяц в средней группе детей дошкольного возраста.
Билет №28
Докажите, что воспитание - важнейшая функция человеческого общества, без которой оно не может существовать. Раскройте отрасли педагогики и покажите ее взаимосвязь с другими науками. Проанализируйте реализацию идеи гуманизма в современном дошкольном образовании, опираясь на результаты практики.
Пение. Место данного вида искусства в жизни дошкольников. Репертуар, рекомендуемый для детей младшего дошкольного возраста. Особенности разучивания с детьми песен в младшем дошкольном возрасте.
Билет №29
Психолого-педагогические основы планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Современные виды, формы планирования. Проанализируйте план работы воспитателя, выскажите конструктивные замечания.
По результатам практики выделите функции, которые выполняет воспитатель в процессе ознакомления ребенка с социальной действительностью. Проанализируйте задачи и методы работы педагога при ознакомлении дошкольников с различными уровнями приближенности взрослых к ребенку. Составьте перспективный план работы.
Билет №30
На основе «Закона об образовании» охарактеризуйте понятие системы образования и принципы. Проследите специфику реализации принципов образования в общественном дошкольном воспитании. Покажите действие документов Государственного образовательного стандарта и Типового положения на территории вашего города.
Танцевально - ритмические движения, их значение в развитии ребенка. Методика разучивания танцевально - ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста.
|