Скачать 197.8 Kb.
|
ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методическом комплексе дисциплины (профессионального модуля) и учебно-методическом комплексе специальности (профессии) среднего профессионального образования
1.1. Положение об учебно-методическом комплексе (далее УМК) дисциплины, профессионального модуля, а также специальности (профессии) предназначено для введения единых требований к содержанию, структуре, оформлению методического обеспечения специальности (профессии), дисциплины, профессионального модуля, реализуемым по всем формам обучения образовательных программ среднего профессионального образования (ОПОП СПО и ППКРС СПО).
2.1. Подготовка учебно-методического обеспечения каждой специальности (профессии), формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам, профессиональным модулям (междисциплинарным курсам). 2.2. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов и квалифицированных рабочих, служащих. 2.3.Создание условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать учебный процесс, обеспечивать преемственность в преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей. 2.4. Создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы специальностей и профессий СПО. 2.5. Получение учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников и учебно-методических пособий.
Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины или профессионального модуля плана подготовки студентов по одной из специальностей, профессий. В состав учебно-методического комплекса дисциплины или профессионального модуля включаются: 3.1. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по соответствующей специальности (профессии), на основании которой преподаватель знакомится с основными дидактическими единицами дисциплины или профессионального модуля, обозначает ее межпредметные связи и определяет ее место в общей системе подготовки специалиста, квалифицированного рабочего, служащего. 3.2.Примерная (типовая) учебная программа по дисциплине или профессиональному модулю. 3.3. Рабочая программа учебной дисциплины или профессионального модуля – документ, предназначенный для реализации требований к содержанию и уровню подготовки студента по конкретной учебной дисциплине, профессиональному модулю учебного плана специальности (профессии). Рабочая программа учебной дисциплины (профессионального модуля) должна содержать: 3.3.1. Цели и задачи освоения дисциплины, профессионального модуля; 3.3.2. Место дисциплины или профессионального модуля в структуре ОПОП СПО базового уровня или ППКРС СПО; 3.3.3. Общие и профессиональные компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (профессионального модуля); 3.3.4. Объем дисциплины, профессионального модуля и виды учебной работы; 3.3.5. Структуру и содержание дисциплины или профессионального модуля: 3.3.5.1. Структуру дисциплины, профессионального модуля; 3.3.5.2. Содержание разделов дисциплины (профессионального модуля), образовательные технологии; 3.3.5.3. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах; 3.3.5.4 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах; 3.3.5.5. Примерную тематику курсовых проектов (работ) (при их наличии);3.3.5.6. Самостоятельную работу студентов;3.3.6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины или профессионального модуля: 3.3.6.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля;3.3.6.2. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации; 3.3.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (профессионального модуля); 3.3.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины и профессионального модуля; 3.3.9. Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины или профессионального модуля. Рабочая программа учебной дисциплины (профессионального модуля) оформляется в соответствии с принятой формой и утверждается в установленном порядке (Приложения 2). 3.4. Методические материалы и рекомендации для преподавателей Данные материалы указывают на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных разделов и тем рабочей программы дисциплины (профессионального модуля) наиболее эффективно: 3.4.1. Календарно-тематические планы преподавателей; 3.4.2. Технологические карты обеспечения занятий (Приложения 3); 3.4.3. Учебник, учебное пособие, курс лекций, конспекты учебных занятий, планы учебных занятий соответствующих учебных дисциплин и профессиональных модулей; 3.4.4. Мультимедиа-пособия; 3.4.5. Дидактические материалы. Обязательным структурным элементом УМК является наличие учебника, либо учебного пособия, либо курса лекций, либо конспекта лекций, либо конспекта учебных занятий по дисциплине (профессиональному модулю), разработанных преподавателем, ведущим учебную дисциплину или модуль в соответствии с педагогической нагрузкой. Курс лекций или конспекты лекций и другие формы методического обеспечения занятий должны быть выполнены на электронном и бумажном носителях (бумажная копия вкладывается в папку УМК дисциплины, профессионального модуля). Дидактические материалы представляют собой достаточно широкий спектр разнообразных методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия со студентами. Дидактические материалы могут быть представлены в следующем виде:
3.5. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (профессионального модуля). Этот блок УМК включает:
3.5.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины (профессионального модуля) представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины или модуля. 3.5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:
3.5.3. Методические рекомендации по выполнению практических/семинарских занятий, лабораторных работ. Практические занятия – одна из форм учебного процесса, направленная на развитие самостоятельности студентов и приобретение ими умений и навыков. Особая форма практических занятий - лабораторные работы, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. В процессе лабораторной работы студенты выполняют одно или несколько лабораторных заданий под руководством преподавателя и в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Практические занятия по отдельным дисциплинам и профессиональным модулям рекомендуется проводить в форме семинаров, что позволяет привить студентам практические навыки самостоятельной работы с научной и учебной литературой, получить опыт публичных выступлений. Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум. Учебно-методические материалы практических и семинарских занятий и лабораторных работ, входящие в состав УМК, включают:
3.5.4.Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта). Содержание рекомендаций может включать:
3.5.5.Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы. Содержание рекомендаций может включать:
3.6. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и промежуточного контроля, контроля остаточных знаний:
3.7. Учебная и производственная практика Учебная и производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по избранной специальности (профессии) и проводится в соответствии с рабочим учебным планом. Учебно-методические материалы по учебной и производственной практике включают в себя:
УМК разрабатывается в печатном и электронном виде преподавателем/коллективом преподавателей в соответствии с учебным планом по специальности СПО, рассматривается и утверждается соответствующей предметной (цикловой) комиссией. Контрольный экземпляр УМК хранится в электронной базе данных методического отдела и в деле предметной (цикловой) комиссии. Предметной (цикловой) комиссией - разработчиком УМК выполняются следующие функции: 4. 1. на этапе подготовки УМК: разрабатывается и утверждается план подготовки УМК по соответствующей дисциплине (профессиональному модулю), в котором определяются сроки и ответственные за подготовку учебно-методических материалов комплекса. План подготовки на текущий год отражается в плане работы предметной (цикловой) комиссии и в индивидуальном плане работы преподавателя:
4.2. на этапе апробации УМК в учебном процессе председатель предметной (цикловой) комиссии проводит контрольные посещения занятий с целью оценки преподавательского мастерства педагога, соответствия излагаемого материала учебной программе, уровня освоения учебного материала студентами. Результаты контрольных занятий обсуждаются с преподавателем, проводившим занятие, основные выводы доводятся председателем до всех преподавателей предметной (цикловой) комиссии; 4.3. на этапе корректировки материалов УМК председатель предметной (цикловой) комиссии осуществляет периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки и практики, методик и технологий проведения учебного процесса. Методический совет колледжа:
УМК дисциплины или профессионального модуля утверждается ректором университета (Приложение 1). 5. Оформление материалов (документации) УМК 5.1. Все элементы УМК должны быть скомплектованы в отдельной папке. В целях организационного обеспечения создания и развития УМК настоящим Положением предусматривается введение формы титульного листа УМК дисциплины (профессионального модуля) (Приложение 1). 5.2. Учебно-методический комплекс в печатном варианте хранится в учебном кабинете и методическом отделе в отдельной папке, а также должен быть продублирован в электронном виде. 5.3. Учебно-методический комплекс может быть размещен на сайте университета, в этом случае он становится доступным не только преподавателям, но и студентам. 6. Структура и порядок утверждения учебно-методического комплекса специальности (УМКС) Учебно-методический комплекс специальности (профессии) – это совокупность нормативно-правовых и учебно-методических материалов, регулирующих и обеспечивающих образовательный процесс в рамках реализуемой основной образовательной программы по соответствующей специальности среднего профессионального образования. В состав учебно-методического комплекса специальности включаются:
Учебно-методические комплексы специальностей (профессий) разрабатываются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями. Учебно-методические комплексы специальностей (профессий) утверждаются проректором по учебной работе университета (Приложение 4). Принято на заседании педагогического совета 14.11.2013 (протокол № 2) Приложение 1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» Предметная (цикловая) комиссия_________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ И. о. ректор университета ______________С.К. Куижева «_____»__________ 20__ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине (профессиональному модулю) ____________________ ____________________________________________________________ (шифр и наименование дисциплины) по специальности (профессии) среднего профессионального образования ___________________________ ____________________________________________________________ (шифр и наименование специальности (профессии)) МайкопПриложение 1 (оборотная сторона) Учебно-методический комплекс по дисциплине (профессиональному модулю) составлен на основании ФГОС СПО и учебного плана МГТУ по специальности (профессии) ______________________ Составитель УМК: _________________________ _____________ ____________ ( квалификационная категория, (подпись) (Ф.И.О.) ученое звание) УМК утвержден на заседании предметной (цикловой) комиссии ____________________________________________________________ (наименование ПЦК, № протокола и дата) Председатель предметной (цикловой) комиссии «___»________20 __г. _____________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.) Одобрен методическим советом «___»_______20 _г. Председатель методического совета _____________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО: Начальник УМУ «___»________20 __г. ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.) Председатель выпускающей предметной (цикловой) комиссии _________ ____________ (подпись) (Ф.И.О.) Приложение 2 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» Политехнический колледж Предметная (цикловая) комиссия __________________________ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Л.И. Задорожная «_____»__________ 20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине (профессиональному модулю) ___________________ по программе базовой подготовки специальности (профессии) ______________________ Квалификация выпускника _______________________ Форма обучения _______________________ Майкоп Приложение 2 (оборотная сторона) Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана МГТУ по специальности (профессии) ________________________________ Составитель рабочей программы:
Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии ____________________________________________________________
Одобрено методическим советом политехнического колледжа «___»_________20__г.
Приложение 3 Технологическая карта обеспечения учебного занятия Код специальности (профессии) № занятия по КТП дисциплина (профессиональный модуль) ____________________ группа _________ Ф.И.О. преподавателя __________________________ Тема занятия _____________________________________________ Тип занятия ________________________________________________ Цели занятия: обучающая __________________________________________ воспитательная ______________________________________ Межпредметные связи _______________________________________ Техническое и информационно-компьютерное обеспечение занятия ____________________________________________________________ Методические указания ____________________________________________________________ Примечание ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 3 (продолжение) Организационная структура занятия
Подпись преподавателя _____________________________________ Приложение 4 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» Политехнический колледж УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Л.И. Задорожная «_____»__________ 20____г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по специальности (профессии)__________________________ (шифр и наименование специальности, профессии)) Майкоп |
Положение об учебно-методическом комплексе федерального государственного... Положение «Об учебно-методическом комплексе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины/профессионального... Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, профессиональных модулей,... | ||
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины смк. Оп-2/рк... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа развития государственного бюджетного образовательного учреждения... Положение об учебно-методическом комплексе ооп дополнительного профессионального образования разработано в соответствии с | ||
Учебно-методический комплекс по опд. В. «Европейское право» Специальность «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора гоу впо волгу от 7 апреля 2009г., в соответствии с требованиями... | Положение об учебно-методическом обеспечении дисциплины общие положения Настоящее положение разработано на основе Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и требований Государственных... | ||
Социально-культурный сервис и туризм В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы теоретической части курса «Менеджмента в социально-культурном сервисе... | Об учебно-методическом комплексе и Ооп бакалавриата, магистратуры и специалитета в соответствии с фгос впо, определяет дидактические, методические и технические требования... | ||
Теория и практика связей с общественностью В учебно-методическом комплексе представлено содержание лекций и практических занятий по курсу «Внутрикорпоративный pr», темы рефератов,... | Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | ||
Литература для подготовки приведены в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые выполнили все задания практических и лабораторных занятий под руководством... | Рабочая программа профессионального модуля выполнение работ по профессии «бармен» Рабочая программа профессионального модуля «Выполнение работ по профессии «Бармен»» разработана на основе Федерального государственного... | ||
Итоги и задачи по очно-заочной форме обучения в Объединенном учебно-методическом... ФЗ«Об образовании», Постановлением Правительства Российской Федерации о 03. 2001года №160 «Типовым положением об образовательном... | О методическом совете гбоу спо нсо «Куйбышевский политехнический техникум» Общие положения Целью работы мс является развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе Федерального Государственного образовательного... | ||
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины: 1с-бухгалтерия (наименование... Наименование документа: «Положение об основной профессиональной образовательной программе по специальности (профессии)» |