Об учебно-методическом комплексе и





Скачать 168.86 Kb.
НазваниеОб учебно-методическом комплексе и
Дата публикации20.12.2014
Размер168.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная академия ветеринарной медицины»

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор академии

______________ В.Г. Литовченко

25 марта 2014 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ И

ЭЛЕКТРОННОМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

(Новая редакция)

Принято на Ученом совете академии

Протокол № 8 от 25 марта 2014 г.

Троицк 2014

1. Назначение и область применения


    1. Настоящее положение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная академия ветеринарной медицины» (далее академия) регламентирует требования к составу и структуре учебно-методических комплексов (далее УМК) и электронных учебно-методических комплексов (далее ЭУМК) учебных дисциплин по реализуемым основным образовательным программам (далее ООП) бакалавриата, магистратуры и специалитета в соответствии с ФГОС ВПО, определяет дидактические, методические и технические требования к ним, а также порядок их предоставления  для использования в учебном процессе, доработки и обновления.

    2. Требования настоящего положения обязательны для всего профессорско-преподавательского состава академии, реализующих ООП бакалавриата, магистратуры и специалитета всех форм обучения, учебно-методического центра, деканатов, методического совета академии, методических комиссий факультетов, кафедр.

    3. Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 № 31402);

  • разделом 7 ч. 4 Гражданского кодекса РФ;

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее МОиН РФ) от 2 сентября 2011 г. № 2253 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса»;

  • инструктивным письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак «О показателе государственной аккредитации «Методическая работа»;

  • Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71;

  • приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. N 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»;

  • Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО), п.7.17. (7.18);

  • «Положением об Ученом совете ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины» (протокол № 14 от 30.04.2011г.);

  • «Положением об организации образовательного процесса в ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины» (протокол № 10 от 22.06.2010г.);

  • Положением о Методическом совете ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины» (протокол № 10 от 22.06.2010г.);

  • Положением о Методической комиссии ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины» (протокол № 10 от 22.06.2010г.);

  • ГОСТ 7.20-2000. Межгосударственный стандарт. Библиотечная статистика;

  • ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных изданий. Общие требования и правила составления;

  • ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».


2. Цель и задачи УМК и ЭУМК дисциплины

2.1 Учебно-методический комплекс (далее УМК) является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению подготовки или специальности.

УМК дисциплины представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, необходимую для методического обеспечения всех видов аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий по дисциплине, организации самостоятельной работы студентов, а также самостоятельного изучения дисциплины. Разработка УМК является обязанностью профессорско-преподавательского состава академии, основным направлением их методической работы, объектом педагогического творчества и одним из важнейших критериев педагогического мастерства.

Электронный учебно-методический комплекс (далее ЭУМК) - это электронное издание, включающее в себя совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (или блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной или нескольким специальностям (направлениям).

ЭУМК включает в себя мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой форме, содержащий все компоненты учебного процесса. ЭУМК публикуется на электронных носителях (компакт-диски, электронная компьютерная сеть) в целях поддержки и развития, как основного учебного процесса, так и дистанционных технологий непрерывного образования.

Рекомендуется  коллективная  разработка  УМК и ЭУМК  преподавателями соответствующей дисциплины.

2.2 Целью создания и использования УМК и ЭУМК является повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению учебной дисциплины, обеспечение качества подготовки высококвалифицированных специалистов (бакалавров, магистров).

2.2 Основные задачи, решаемые посредством УМК и ЭУМК:

    • соотнесение содержания, объёма и последовательности изучения разделов дисциплины, определенных рабочей программой, с требованиями к уровню освоения содержания дисциплины студентами в соответствии с ФГОС ВПО;

    • создание методической продукции, обеспечивающей методическое и информационное сопровождение образовательного процесса и реализацию инновационных подходов к обучению студентов;

    • определение содержания и объёма самостоятельной работы студента, форм и средств контроля её выполнения;

    • оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.


3. Порядок разработки УМК, ЭУМК дисциплины
УМК, ЭУМК дисциплины разрабатываются преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры для методического обеспечения преподавания данной дисциплины.

    1. Первичными документами при разработке УМК, ЭУМК являются:

    • ФГОС ВПО по направлению (специальности) подготовки (профилю);

  • примерная учебная программа дисциплины (при наличии), разработанная и утвержденная УМО или НМС;

  • рабочая программа учебной дисциплины, утвержденная методической комиссией факультета и проректором по учебной работе академии;

  • рабочий учебный план ООП.

    1. УМК, ЭУМК разрабатываются для дисциплин всех циклов базовой и вариативной частей учебного плана ООП (в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки), а также для дисциплин по выбору студентов и факультативных дисциплин, определенных в рабочем плане ООП.

Наименование дисциплины, трудоёмкость, семестры, формы учебной работы, виды промежуточной аттестации по дисциплине должны соответствовать требованиям, установленным в рабочем учебном плане ООП.

Для очной и заочной форм обучения по одной и той же образовательной программе разрабатывается единый УМК, ЭУМК дисциплины.

3.4 Создание УМК, ЭУМК включает в себя следующие этапы:

    • разработка рабочей программы по учебной дисциплине, входящей в учебный план подготовки студентов по соответствующему направлению (специальности) подготовки;

    • разработка методических рекомендаций (материалов) преподавателю, методических указаний студентам;

    • разработка курса лекций по дисциплине (для ЭУМК),

    • практик; написания курсовых и выпускных квалификационных работ;

    • разработка фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине;

    • обновление (доработка) учебного материала в процессе использования УМК, ЭУМК.

3.5 Разработка методических рекомендаций (материалов) для преподавателя предусматривает создание следующих материалов:

  • материалы, отражающие средства, методы обучения, в том числе и инновационные методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных разделов наиболее эффективно. Под инновационными методами в ВПО подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и др.);

  • материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой (государственной итоговой) аттестации, установленными ФГОС ВПО). Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине включает в себя: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения учебной дисциплины;

3.6 Разработка методических указаний для студентов предусматривает создание материалов,

раскрывающих характер различных видов учебной, самостоятельной работы, в том числе, курсовых работ.

3.7 Доработка (обновление) УМК может быть вызвана:

- изменениями    в     содержании    типовой    учебной     программы    дисциплины;

- изменениями в тематическом плане дисциплины;

- инициативой автора-составителя (авторов-составителей) УМК с целью повышения качества его структуры и содержания. Существенной доработкой (обновлением) УМК считается внесение в него системных изменений и дополнений, имеющих характер принципиальной новизны по сравнению с первоначальным вариантом. Это могут быть:

- изменения    рабочей    программы    дисциплины; 

- изменения    критериев    оценки    результатов    учебной    деятельности студентов по дисциплине;

- качественная переработка фонда оценочных средств;

- переработка методических рекомендаций (указаний) по дисциплине для преподавателей и студентов в связи с внесением изменений и дополнений в другие элементы УМК и т. п.

Вопрос о доработке (обновлении) УМК предоставляется на рассмотрение кафедры.

3.8 Апробация материалов ЭУМК проводится на первом потоке студентов, осваивающих соответствующую дисциплину. Основная задача преподавателя при проведении апробации – оценить степень усвоения учебного материала студентами, внесение корректив в ЭУМК, определить качество подготовки студентов.

При последующем чтении дисциплины преподаватели вносят изменения в материалы УМК с целью улучшения качества преподавания, а также включают в УМК, ЭУМК новые материалы, более полно отражающие современное состояние дисциплины.

Печатный вариант УМК размещается в папке (папках) со скоросшивателем либо снабжается переплетом.

3.9 Срок действия УМК, ЭУМК дисциплины в целом определяется сроком действия ФГОС ВПО по соответствующей ООП.
4. Организация контроля содержания и качества

разработки УМК, ЭУМК дисциплины
4.1 Контроль над содержанием, качеством и сроками разработки УМК, ЭУМК возлагается на заведующего кафедрой и методические комиссии факультетов.

4.2 Ответственность за своевременность разработки и комплектность УМК, ЭУМК дисциплины в соответствии с требованиями настоящего положения несет заведующий кафедрой.

4.3 Кафедра-разработчик УМК, ЭУМК осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК, ЭУМК.

С этой целью на кафедре необходимо:

4.3.1. На этапе подготовки УМК, ЭУМК:

    • включить подготовку элементов УМК, ЭУМК в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и в план работы кафедры;

    • рассмотреть учебные и учебно-методические материалы, представленные разработчиками УМК, ЭУМК;

    • обеспечить своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки УГАВМ;

    • осуществлять контроль готовности УМК, ЭУМК к использованию в учебном процессе;

    • принимать оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМК, ЭУМК.

4.3.2. На этапе корректировки материалов УМК, ЭУМК заведующий кафедрой осуществляет периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.

4.4 Компоненты УМК, ЭУМК разрабатываются преподавателями, рассматриваются на кафедре и утверждаются на заседании методической комиссии факультета.

4.5 Учебно-методический центр осуществляет периодический контроль содержания и качества подготовки УМК, ЭУМК по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов по направлениям (специальностям) подготовки.

4.6 Техник-программист оказывает техническую помощь преподавателям в подготовке ЭУМК.

4.7 Авторские права на ЭУМК.

Исключительное право на ЭУМК принадлежат ФГБОУ ВПО «УГАВМ».

Автору (соавторам) ЭУМК принадлежат неотчуждаемые бессрочные личные не имущественные права – право авторства, право на имя.

Использование в ЭУМК объектов авторского права третьих лиц осуществляется на основании договора с правообладателем за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
5.Структура УМК, ЭУМК дисциплины
5.1 Учебно-методический комплекс является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки, и в него входят:

5.1.1 Рабочая программа учебной дисциплины, содержащая:

  • Наименование дисциплины; перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре образовательной программы;

  • объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине;

  • материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствие с требованиями к итоговой аттестации, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования) - фонд оценочных средств;

  • перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины;

  • методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины;

  • перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

  • Академия может включить в состав рабочей программы дисциплины также иные сведения и (или) материалы.

5.1.2 Программа практики включает в себя:

  • указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

  • перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места практики в структуре образовательной программы;

  • указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических часах;

  • содержание практики, указание форм отчетности по практике;

  • фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

  • перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

  • Академия может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.

5.2 Электронный учебно-методический комплекс включает в себя следующие компоненты:

5.2.1 Рабочая программа учебной дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по определенному направлению или специальности.

5.2.2 График изучения дисциплины, в котором отражается рекомендуемый порядок изучения дисциплины и прохождения контрольных точек.

5.2.3 Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов, представляющие собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Сюда входят методические указания по изучению курса, по выполнению контрольных, расчетно-графических, курсовых, выпускных квалификационных работ и дипломных проектов.

5.2.4 Учебные и учебно-методические материалы по следующим видам занятий: лекционные, семинарские, практические. Они могут быть представлены: конспектами лекций (курсами лекций) (в том числе – электронными презентациями), электронными учебниками, электронными учебными пособиями, сборниками упражнений и сборниками задач, сборниками планов семинарских занятий, сборниками описаний лабораторных работ.

5.2.5 Учебно-справочные материалы – это словари, справочники, государственные законодательные и акты, нормативно-методические и нормативно-технические документы, стандарты ГОСТ, регламенты, инструкции, руководства пользователей программ и др.

5.2.6 Учебно-наглядные материалы, включающие электронные альбомы иллюстраций, атласы, комплекты плакатов, видеофильмы, слайды электронных презентаций, web-документы с иллюстративным материалом, коллекции звуковых файлов и др.

5.2.7 Словарь терминов и персоналий (или глоссарий) – специальные термины дисциплины (иногда – ключевые слова), содержание которых не очевидно и требует пояснения.

5.2.8 Формы текущего, промежуточного и итогового контроля – это примерные темы рефератов, докладов и эссе; контрольные вопросы по каждой теме рабочей программы и по всему учебному курсу (например, вопросы к зачету или экзамену); сборники контрольных или тестовых заданий, компьютерные программы электронного тестирования для проверки знаний студентов на различных этапах обучения.

5.2.9 Материалы практики, к которым относятся: перечень предприятий, организаций, заключивших договоры с вузом о проведении практики студентов по данной специальности/направлению подготовки; график прохождения практики, включая сроки проведения установочной и итоговой конференции; методические указания по организации и проведению практики для студентов; порядок оформления отчета по практике; порядок защиты отчета по практике.

5.2.10 Учебно-библиографические материалы: учебно-библиографический справочник (списки научной, учебной и методической литературы по дисциплине); списки государственных законодательных и нормативно-правовых актов; перечни нормативных и нормативно-методических документов, компьютерных программных средств.

5.2.11 Сведения об авторе (информация об авторе, способах связи с ним и об учебном заведении).

Электронный учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен справочными изданиями и словарями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, электронными словарями и сетевыми ресурсами.

5.3  Список перечисленных составных частей ЭУМК может быть продолжен, в то же время некоторые пункты в нём наоборот могут варьироваться – это зависит от конкретной учебной дисциплины (или блока дисциплин) и конкретной специальности (направления).
6. Требования к ЭУМК дисциплины
6.1 ЭУМК является мультимедийным программным продуктом, в виде совокупности связанных между собой гипертекстовых документов (html-файлов), а также текстовых документов формата doc, pdf, графических файлов формата jpg, и музыкальных midi-файлов, средством комплексного воздействия на обучающегося путём сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей.

Состав ЭУМК определяется разработчиками на основе требований, предъявляемых к содержанию конкретного ЭУМК: будут ли использоваться средства мультимедиа, система проверки знаний (тестирование), имитационное компьютерное моделирование и т.п. Структура и пользовательский интерфейс должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.

6.2 ЭУМК дисциплины должно предусматривать возможность его модификации и развития с учетом возможного совершенствования технических средств, а также изменения содержания материалов и способов их представления.

6.3 Электронный учебно-методический комплекс должен быть представлен в виде файловой структуры:

  • при наличии учебного пособия (часть ЭУМК) – в отдельной папке ;

  • тема (лекция) – внутри папки;

  • подраздел – в отдельном файле, внутри папки темы (лекции);

  • дополнительные материалы по теме (презентация, глоссарий, справочно-информационные материалы, ссылки на базы данных, сайты и т.д.) – в отдельном файле, внутри папки темы (лекции);

  • имена папок и файлов должны иметь соответствующую запись, выполненную ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ – имена папок, строчными буквами – имена файлов.

Материал должен быть тщательно выверен авторами.

6.4 Текстовая часть ЭУМК, включая формулы, таблицы, иллюстрации, может быть подготовлена в текстовых процессорах Microsoft Word (версии 2003, формат документа DOC, PDF). Страницы должны иметь поля – 2 см. Размер шрифта – 14. Гарнитура шрифта – Times New Roman. Начертание – обычное. Междустрочный интервал – одинарный. Абзацный отступ – 1,25 см. Выравнивание текста – по ширине. Ориентация страниц − книжная.

6.5 Преобразование текстового документа в электронном виде в электронное издание предполагает построение гипертекстовой структуры (документ, содержащий ссылки на другие источники информации) ЭУМК.

6.6Учебный материал ЭУМК может включать текст, мультимедийные элементы: аудио- и видеофрагменты, графические статические и анимационные изображения, интерактивные элементы. 

6.7 ЭУМК доступен студентам и преподавателям ФГБОУ ВПО «УГАВМ» в библиотеке, локальной сети академии.
7. Порядок эксплуатации и распространения ЭУМК

7.1 Созданный ЭУМК автор предоставляет на рассмотрение рецензенту и предоставляет на рассмотрение кафедры. Кафедра дает оценку созданному ЭУМК и выносит решение о корректировке ЭУМК или начале эксплуатации.

7.2 Сведения об ЭУМК, рецензия, выписка из протокола заседания кафедры, и сам созданный ЭУМК после прохождения методической комиссии факультета передаются в редакционно-издательский отдел для регистрации. В библиотеку, для дальнейшего использования и составления каталога, ЭУМК передается на оптическом носителе (CD-диск) (каждый созданный ЭУМК на отдельном носителе).

7.3 Библиотека включает ЭУМК в базу данных библиотеки, обеспечивает их сохранность, целенаправленное использование. Библиотека организует:


  • хранение ЭУМК, их рекламу в печати, на выставках, используя средства Internet;

  • использование ЭУМК в учебном процессе;

  • один раз в месяц подает информацию о поступивших и зарегистрированных ЭУМК в электронную библиотеку в виде сведений об ЭУМК.

7.4 В течение эксплуатации автор, кафедра - разработчик, библиотека организуют сбор и анализ информации о потребительских свойствах ЭУМК, с точки зрения студентов, преподавателей и администраторов системы.

Кафедра проводит:

  • оценку актуальности материалов ЭУМК;

  • анализ качества усвоения материала ЭУМК студентами;

  • выявление недостатков в содержании учебного материала, методике его представления, дизайне, системе контроля и др.;

  • формирование предложений по улучшению качества издания.

Кафедра принимает решение о внесении изменений в эксплуатируемый ЭУМК и устранение выявленных недостатков.

7.5 Кафедра – разработчик совместно с автором имеют право изъять ЭУМК из учебного процесса в целях полной переработки только после подготовки и регистрации нового ЭУМК.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об учебно-методическом комплексе и iconПоложение об учебно-методическом комплексе дисциплины (профессионального...
Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины (профессионального модуля) является...
Об учебно-методическом комплексе и iconПоложение об учебно-методическом комплексе федерального государственного...
Положение «Об учебно-методическом комплексе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Об учебно-методическом комплексе и iconПоложение об учебно-методическом комплексе дисциплины смк. Оп-2/рк...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Об учебно-методическом комплексе и iconУчебно-методический комплекс по опд. В. «Европейское право» Специальность
«Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора гоу впо волгу от 7 апреля 2009г., в соответствии с требованиями...
Об учебно-методическом комплексе и iconСоциально-культурный сервис и туризм
В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы теоретической части курса «Менеджмента в социально-культурном сервисе...
Об учебно-методическом комплексе и iconТеория и практика связей с общественностью
В учебно-методическом комплексе представлено содержание лекций и практических занятий по курсу «Внутрикорпоративный pr», темы рефератов,...
Об учебно-методическом комплексе и iconУчебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом...
Об учебно-методическом комплексе и iconПрограмма развития государственного бюджетного образовательного учреждения...
Положение об учебно-методическом комплексе ооп дополнительного профессионального образования разработано в соответствии с
Об учебно-методическом комплексе и iconОб учебно-методическом комплексе учебной дисциплины/профессионального...
Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, профессиональных модулей,...
Об учебно-методическом комплексе и iconЛитература для подготовки приведены в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине
К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые выполнили все задания практических и лабораторных занятий под руководством...
Об учебно-методическом комплексе и iconОбразовательная программа повышения квалификации руководителей эвакуационных...
Объединенном учебно-методическом центре Управления мероприятий защиты населения и территории Тюменской области (далее Центр)
Об учебно-методическом комплексе и iconПрограмма предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология»
Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения...
Об учебно-методическом комплексе и iconЗаконодательство в сфере конкурентного отбора в строительном комплексе
Состояние работы по совершенствованию законодательства, регулирующего сферу конкурентного отбора в строительном комплексе РФ. Подходы,...
Об учебно-методическом комплексе и iconМетодическое пособие для учителей
Сведения об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении в г имназии №1558
Об учебно-методическом комплексе и iconТест: выберите правильный ответ
Сведения об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении в г имназии №1558
Об учебно-методическом комплексе и iconКомплексное учебно-методическое пособиe составитель – проф. Ильясов Ш. З
В комплексоном учебно-методическом пособии рассматриваются проблемы общественно-политического развития страны с древнейших времен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск