Скачать 84.66 Kb.
|
МОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа №2» Урок информатики во втором классе по программе Н.В.Матвеевой Тема: «Письменные источники информации» учительница начальных классов МОУ «БСОШ№2» Альмухаметова Р.Г. Барда.2009. Цели и задачи: Раскрыть смысл понятия «Письменные источники информации» расширить представление о книгах - как письменных источниках информации. воспитывать интерес, бережное отношение к книге, любовь к чтению. Оборудование: видеофрагмент «Остров», электронная презентация, книги по разной тематике, старинные книги и документы из музея, документы, газеты и журналы, карточки с заданиями для групп, компьютерное обеспечение- электронные рабочие тетради. Тип урока: изучение новой темы; форма урока – урок- путешествие виртуального характера План урока
Ход урока. 1.Орг. момент. 2. Создание проблемной ситуации, актуализация, выход к теме. Сегодняшний урок мы начнем несколько необычно. Сейчас мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. Вы все готовы? А какое у вас настроение? Настроились, мы отправляемся в путешествие вокруг света.(В это время демонстрируется фрагмент видеофильма «Остров»-приложение1)Мы плывем по бескрайним морям, океанам. Но наш корабль теряет курс и мы оказываемся на необитаемом острове… К тому же у нас растеряны в океане все вещи. Как вы думаете, с какими трудностями нам придется здесь столкнуться? (голод, холод, нет еды, можем заболеть) Но к нашей великой радости, у нас уцелел один багаж- с книгами. Эти книги у вас на столах. Задание для групп. На столах у каждой группы разложены книги по определенной тематике. Рассмотрите эти книги, исследуйте, и скажите, смогут ли эти книги нам помочь в этой сложной ситуации. Если да, то каким образом? (научимся из дерева мастерить разные предметы, даже лодку; сможем оказать первую помощь, если это будет необходимо, научимся сшить одежду, будем лечиться, если заболеем; узнаем, кто обитает рядом с нами, узнаем по карте путь домой) Вывод: -Что мы узнали из книг? ( информацию) Значит, чем являются книги? (источником информации.) В каком виде представлена информация в книгах? (текстовая и графическая) Итак, мы с помощью книг выжили и смогли выбраться из необитаемого острова, и продолжаем свое путешествие уже на уроке по теме…..(спрашиваю детей) Наша тема - «Письменные источники информации» Что бы вы хотели узнать на уроке по этой теме? Как вы думаете, чем мы займемся? (через ответы детей выходим на цель урока) Мы рассмотрим: 1) какие еще бывают письменные источники информации 2) Для чего они нужны? (цель урока выносится на слайд №2) Работа над новой темой. Мы отправляемся дальше. Давайте уточним наш маршрут, выделим места, где мы побываем. (Слайд №3) (Загадки на карточках для групп.) Где у нас будет следующая остановка, мы узнаем у первой группы. (карточка с вопросом «Место, где живут старинные вещи - это ?» - музей) Людей, которые работают в музее, называют смотрителями или хранителями. – 1 группа. Словарная работа-карточка «хранитель» Загадка для второй группы: «На этих зданиях в Древней Греции были такие надписи: «Здесь живут мертвые и говорят немые». И в наше время тут можно найти очень много интересной и полезной информации? О каких зданиях идет речь?» библиотека Здесь у нас будут работать библиотекари.-2г. словарная работа-карточка «библиотекарь» Загадка для третьей группы. «Хранилище для документов - это?» (архив) словарная работа-карточка «архив» В третьей группе у нас будут архивариусы. Так называют работников музеев. Словарная работа-карточка «архивариус» А здесь у нас будут работать журналисты. Итак, где мы сегодня побываем? (в музее, в библиотеке, в архиве) (слайд №4) Чтобы попасть в эти места, вам нужно поработать в группах. Задания для групп: 1 группа - как вы думаете, зачем мы идем в музей? Что мы там по нашей теме можем узнать? Что бы вы хотели увидеть в музее? (старинные книги…,об истории создания книги) На столах у первой группы разложены старинные книги, документы-вещи-экспонаты, позаимствованные из музея. Внимательно рассмотрите эти экспонаты, попробуйте понять, о чем они? 2группа: Зачем мы идем в библиотеку? На столах у второй группы разложены книги по разным тематикам. На какие группы вы бы разделили эти книги? (У вас три полки, как вы разложите эти книги?) 3 группа: На столах у третьей группы разложены разные документы- паспорт, диплом и т.д. Назовите одним словом, что у вас лежит на партах? (документы) - словарная работа-карточка «документ» Какую информацию можно узнать по этим вещам? Можно ли их назвать источниками письменной информации? 4 группа: (На столах у четвертой группы разложены газеты, журналы.) Что это? Можно ли это назвать их источниками письменной информации? Полистайте, о чем можно узнать из этих источников? (Для работы групп даю время.) Выступает первая группа.- (В музее можно увидеть старинные книги, документы) Мы в музее. Слайды-№5 Существуют письменные и устные источники информации. Письменные источники информации существовали не всегда. Древние люди чаще всего использовали устные источники информации. Позже появилось письменность. Сл. №6 И тогда появились и книги .В древности носителем информации в книге была –что? (береста, пергамент, папирус) В музеях можно увидеть книги из бересты,-№-7; в виде деревянных дощечек.- №8 все эти книги – рукописные, написаны от руки. А это первый печатный станок- слайд №9 На таком станке была напечатана первопечатником Иваном Федоровым один из самых древних книг - Апостол. - Слайд№10 У нас в районном музее тоже хранятся древние книги, грамоты. (показываю-№11,12) Ну как, интересно было вам в музее? Дальше отправляемся в библиотеку. сл.№13(отвечает 2 группа, смотрим, как они разделили книги. А в библиотеку, зачем мы идем? ( Чтобы познакомиться с современными книгами.) А современные книги у нас разные: 1.- художественная (сказки, рассказы, стихи) 2.- учебная (учебники, рабочие тетради) 3.-справочная (словари, энциклопедии) (слайд №-14,показываю выставку) А какой носитель используется для изготовления современных книг? (бумага) А для электронной энциклопедии? (компакт-диски, жесткие диски) работает 3 группа. Посмотрите, что у вас лежит на столах. Что это? (документы.) Что вы узнали из этих документов? Это тоже письменные источники информации. Дома такие документы хранятся у вас в шкафу, в коробке. Это - ваш семейный архив-место ,где хранятся важные документы. Вот мы и отправимся в архив. Документы всего района хранятся в Бардымском архиве в больших коробках, на стеллажах - слайд №15-18 А сей час поработают наши журналисты. Что у вас на партах? Что узнали? Это письменные источники? Газеты и журналы тоже являются письменными источниками информации. Сл.№19 Где мы сегодня побывали? А теперь давайте посмотрим, смогли ли мы найти ответы на вопросы, поставленные в начале нашего путешествия 1) какие бывают письменные источники информации? 2) Для чего они нужны? Обобщение по теме.№20
В заключении говорю, что на основании исследования мы поняли, что разные книги содержат информацию по разным разделам научных знаний. Авторы книг, которых мы с вами не видим и не знаем, передали информацию нам с вами. Самих авторов (людей, которые написали книги), возможно, уже нет в живых. Однако учебники живут, мы ими пользуемся. И пользоваться мы должны с уважением. Домашнее задание - придумать от лица книги правила по уходу за книгой. Рефлексия. сл.№21-Если наше путешествие вам понравилось и вы все поняли, т.е. тема понятна и задания были интересными- то для обратного возвращения домой вы выбираете голубой кораблик, если тема была интересная, но остались вопросы- выбираете зеленый, если тему не поняли, а задания были сложные- черный. Посоветуйтесь, выберите нужный кораблик и положите на парту. Остальные уберите. (после этого ребята рассаживаются за компьютеры) Компьютерный практикум. Работа на тренажерах. Задание на местах-5-6 человек-4 ряд-сам работа.- Оценки. Общий итог - На каком кораблике мы уплываем домой. (каких корабликов больше)Что нового увидели. узнали? (останется время-знакомство с книгами) ПРИЛОЖЕНИЕ. Карточки для использования на уроке. Место, где живут старинные вещи - это--------? На этих зданиях в Древней Греции были такие надписи: «Здесь живут мертвые и говорят немые». И в наше время тут можно найти очень много интересной и полезной информации. О каких зданиях идет речь? хранилище для документов - что это? архив библиотека музей архивариус хранитель библиотекарь журналисты 1 группа. Как вы думаете, зачем мы идем в музей? Что мы там по нашей теме можем узнать? Что бы вы хотели увидеть в музее Внимательно рассмотрите эти экспонаты, попробуйте понять, о чем они ? 2группа: Зачем мы идем в библиотеку? На какие группы вы бы разделили эти книги? (У вас три полки, как вы разложите эти книги?) 3 группа: Назовите одним словом, что у вас лежит на партах? Какую информацию можно узнать по этим вещам? Можно ли их назвать источниками письменной информации? 4 группа: Что это? Можно ли это назвать их источниками письменной информации? Полистайте, о чем можно узнать из этих источников? |
Урок информатики в 9 классе (первый год обучения) Урок сопровождается слайдами презентации и мультимедийными фрагментами с cd-диска «Мир информатики» | Урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация» Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика... | ||
Урок информатики во 2 классе тема: «Устройства вывода информации» Автор: Степаненко Анна Николаевна учитель информатики мкоу «Лорис-Меликовская сош» | Урок информатики в 8 классе Разработал: учитель информатики ... | ||
Урок информатики алгебры (по темам «Работа в программе Excel» и«Социологические... ... | Урок по русскому языку во втором классе тема урока Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс». Памятка-алгоритм для работы с безударными гласными; толковый словарь | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок разработан для учителей, ведущих курс «Урал. Человек. Истоки» во втором классе | Урок чтения во втором классе (обобщающий) «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки Александра Пушкина. Цели: 1 Обобщить знания детей о творчестве А. С пушкина-сказочника | ||
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» Цель: ознакомить учащихся вторых классов с традициями празднования Рождества Христова на Руси и ролью детей в этом праздновании | «Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош... Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики | ||
Урок математики в 6 классе Закрепить знания, полученные на уроках информатики по созданию анимации в презентации | Урок в 6 классе по математике по теме: «Число или стремление к познанию» Урок проводится в кабинете информатики, на каждом пк установлена программа «Живая геометрия», на стене прикреплено число с точностью... | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Урок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Урок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса | Урок информатики в 8 классе. Тема: «субд access» Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Омского государственного технического университета |