Скачать 58.93 Kb.
|
Урок во втором классе. Тема второй четверти «О России петь - что стремиться в храм». Тема урока: «Рождество Христово». Цель: ознакомить учащихся вторых классов с традициями празднования Рождества Христова на Руси и ролью детей в этом праздновании. Задачи: разучить с учащимися рождественскую колядку “Добрый тебе вечер”, прослушать и обсудить фрагмент “Рождественского канона” “Христос рождается”, вспомнить с ребятами разученную в первом классе песню “Все идут, спешат на праздник” и исполнить ее как хоровод с элементами игры, закрепить разученную на прошлом уроке “Рождественскую песенку” П. Синявского. В конечном итоге, исполняя и слушая на уроке музыку, посвященную празднику Рождества Христова, подвести ребят к мысли, что вся она пронизана светом, добром, радостью и душевным покоем. На уроке используются следующие образовательные технологии:
Ход урока. Распевание. Учитель: Тему урока я назову вам чуть позже, а сейчас давайте послушаем небольшое произведение. Обратите внимание, какой характер у этой музыки, какое настроение. В исполнении кого или чего она звучала? Звучит фрагмент “Рождественского канона” “Христос рождается”. Ученики: Музыка звучала плавная, строгая, напевная, добрая, ласковая, светлая. Пел мужской хор. Учитель: А где может звучать такая музыка? Ученики: В церкви. Она похожа на молитву. Учитель: Верно. Она действительно звучит в церкви во время торжественного богослужения в честь Рождества Христова и называется это произведение, фрагмент которого мы слышали, “Христос рождается”. Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока - Рождество Христово. Праздник Рождества был одним из самых любимых на Руси. Особенно в давние времена. Готовились к нему заранее. Всей семьёй наряжали красавицу - ёлку. Готовили друг другу подарки. Особенно старались порадовать маленьких детей. И вот, наступала ночь с шестого на седьмое января. Под праздничный звон колоколов прихожане целыми семьями - и взрослые, и дети - собирались на торжественное богослужение. Церкви были нарядно украшены еловыми ветками, ярко горели свечи, светло и радостно звучали молитвенные песнопения. И такое же светлое и радостное настроение не покидало людей и после окончания торжественного богослужения, тем более что праздник на этом не заканчивался. Только теперь главная роль в нём отводилась детям. Они собирались вместе и отправлялись колядовать. Шли от одного края села к другому, останавливаясь около каждого дома, и пели колядки, то есть песни, в которых поздравляли хозяев с Рождеством Христовым, желая им благополучия, здоровья, а за это хозяева одаривали поющих сладостями. Одну такую колядку мы с вами сейчас разучим. Послушайте: пою первый куплет “Добрый тебе вечер”. Учитель: Понравилось? Ученики: Да. Учитель: А какое чувство возникло у вас, когда вы слушали песню? Ученики: Радости, доброты. Учитель: Ребята, а какая здесь мелодия? Ученики: Ласковая, напевная, светлая, искренняя. Учитель: А какие слова в этой колядке самые главные? Ученики: Сын Божий в мир родился. Учитель: Правильно. Эти слова мы пропоём чуть ярче, чем все остальные. А учить эту песню мы с вами будем с голоса, как это делали те дети, которые впервые отправлялись колядовать. Разучиваем слова первого куплета, затем поём их, стараясь, чтоб мелодия звучала мягко, выразительно. Затем разучиваем слова второго куплета, и поём вместе первый и второй куплеты по руке. И после того, как колядка будет выучена целиком, надо предложить ребятам подумать, с какими движениями они хотели бы её исполнить, представить себя на месте колядующих. Конечно, её надо петь стоя, помогая выразительному исполнению жестами, мимикой, но главное- это напевная, ласковая интонация, проходящая через всё произведение. Добрые слова, ласковая мелодия всегда находят отклик в детском сердце, и колядка звучит в исполнении ребят эмоционально и выразительно. Учитель: Молодцы, ребята. У вас очень хорошо получилось. Но давайте вернёмся к детям, которые уже обошли с поздравлениями все дома в округе и наколядовали целую корзину угощений. Затем они отправлялись к одному из ребят домой, где все вместе за праздничным столом могли полакомиться этими сладостями .А ещё могли бы поиграть, попеть песни и поводить хороводы вокруг ёлки. И, наверное, там звучала и такая музыка.-Играю на фортепьяно мотив песни “Все идут, спешат на праздник”. Учитель: Знакомо вам это произведение? Ученики: Да. Это песня “Все идут, спешат на праздник”. Учитель: А какая здесь мелодия? Ученики: Радостная, напевная, подвижная, лёгкая, добрая, ласковая. Учитель: Да. Только характеризуя её как подвижную, лёгкую, какой ещё жанр, кроме песни мы имеем в виду? Ученики: Это танец, хоровод.(Говоря о танце, ребята вспоминают, как на уроках в первом классе они действительно водили под эту песню хоровод). Учитель: А теперь я вам напою её со словами, а вы, если помните, тихонечко пойте её вместе со мной. Также, как и предыдущая, она поётся а cappella, то есть без сопровождения. (Обычно ребята хорошо помнят и мелодию и текст, так что поют её всю от начала до конца.) Учитель: Молодцы. Песня в вашем исполнении звучала и радостно и празднично. Видно, что она вам нравится. Только, как будто чего-то не хватает? Ученики: Надо петь и водить хоровод. Учитель: Давайте так и сделаем. Только хоровод водить хорошо тогда, когда все идут дружно, в ногу, а для этого было бы замечательно, если бы кто-нибудь подыграл нам ритм. Есть у нас ложки, бубны и треугольники. Как вы думаете, ребята, какие инструменты лучше других подходят к этой песне? Ученики: Треугольники. Они звучат мягко, легко, и их звук напоминает звон колоколов. Учитель: Хорошо. Тогда давайте выберем музыкантов, которые будут играть на треугольниках и помогут нам не сбиться с ритма. (Желающих поиграть на музыкальных инструментах всегда много, особенно на треугольниках, поэтому класс лучше разделить при исполнении этой песни на две - три группы, чтобы могли помузицировать как можно больше детей).И ещё: в этой песне, напевной, мягкой по звучанию очень важно, чтобы сильные доли такта были исполнены каким-либо инструментом, лучше- треугольником, чтобы не акцентировать их голосом, не терять ласковой интонации. Музыканты наши готовы. Учитель: А теперь давайте представим себе, что в классе у нас стоит наряженная ёлка, и будем водить рождественский хоровод. Следуя словам песни, кто-то из ребят берёт в руки игрушечную овечку, кто-то - носочки, и с первыми звуками треугольников в классе звучит светлая, напевная мелодия. . Дети любят эту песню, поют её с подкупающей искренностью. По окончании хоровода ребята, которые шли с подарками ( овечкой, носочками ), оставляют их перед репродукцией иконы “Рождество Христово”. Теперь в центр класса выходят те ученики, которые исполняли песню, сидя на своих местах. Меняются и музыканты. И Рождественская мелодия звучит снова. Наконец, все поучаствовали в исполнении. Учитель: Ребята, а вам самим понравилось водить хоровод под эту песню? Ученики: Понравилось. Учитель: А вы знаете, ведь этой песне больше ста лет, и даже ешё, наверное, больше. И колядке «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», которую мы сегодня выучили на уроке, тоже очень много лет. А вы их пели сегодня с таким удовольствием. В чем же дело? Может быть, есть в этих песнях что-то, что их роднит? Что помогло им дожить до наших дней? Ученики: Они посвящены празднику Рождества Христова. Мелодии этих песен добрые, светлые, ласковые, напевные, красивые. Учитель: И, наверное, очень заразительные, если мы их сегодня пели, и не раз, а кто-то загрустил, когда мы закончили водить хоровод. Наверное, хотели попеть ещё. А вот на прошлом уроке, ребята, мы с вами учили «Рождественскую песенку» П.Синявского, нашего современника, а это значит, что и песня тоже современная. А есть в ней что-то похожее на те песни, которые мы сегодня пели, или она совсем другая? Ученики: Она тоже о Рождестве Христовом. И музыка тоже напевная, ласковая, добрая, душевная. Учитель: Этим она близка старинным Рождественским песням. А в чём отличие? Ученики: В ней есть куплет и припев, а в колядке и в хороводной песне были только куплеты. Мелодия куплета спокойная, мягкая, а припев поётся радостно, весело, чуть быстрее. Учитель: А мелодичность, напевность сохраняются? Ученики: Да. Учетель: Значит, и петь мы её будем с тем же светлым и радостным настроением, как и старинные песни о Рождестве. Исполняем “Рождественскую песенку” П.Синявского. Учитель: Подходит к концу этот урок, и мне хочется спросить вас: узнали вы что-то новое о том, как праздновали Рождество Христово на Руси? Какая роль отводилась в эти праздничные дни детям? Ученики: Они ходили с колядками по селу, пели рождественские песни, играли и водили хороводы вокруг ёлки. Учитель: И везде их сопровождала музыка, посвящённая Рождеству. В ней было что-то общее? Ученики: Да, она светлая, радостная, напевная, добрая, душевная, ласковая. Учитель: Совсем скоро - седьмого января - весь православный мир будет праздновать Рождество Христово. И над городами и сёлами нашей сегодняшней России, как и много лет назад будет плыть радостный колокольный звон. И таким же “Праздничным трезвоном” заканчивается наш сегодняшний урок. Звучит колокольный звон. |
Урок в 5 «Б» классе на тему : «Красочные звуки Сказки» Урок проводится в 5 «Б» классе. Тема четверти «Можем ли мы увидеть музыку?», тема урока «Красочные звуки сказки» | Кол-во часов Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, в неделю – 2 ч (2 ч во второй четверти, 2ч в третьей четверти) | ||
Кол-во часов Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, в неделю – 2 ч (2 ч во второй четверти, 2ч в третьей четверти) | Отчет о работе мо учителей иностранного языка за 2 четверть 2013-2014 учебного года Семенцовой Н. В. – 85,82%, что несколько меньше, чем в 1 четверти 89,71%, у Карпенко М. И. – 66,67%, что соответствует показателю... | ||
Тема «Архитектура России» Основным содержанием изучения изобразительного искусства в 8-ом классе в IV четверти является архитектура и декоративное искусство... | Кол-во часов Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, в неделю – 1 ч (1ч во второй четверти, 1ч в третьей четверти) | ||
Урок по русскому языку во втором классе тема урока Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс». Памятка-алгоритм для работы с безударными гласными; толковый словарь | Итоговый урок по орксэ в 5«а» классе В нашей школе были выбраны 2 модуля; основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Основные темы, с которыми работали... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов: всего – 70 ч., в неделю – 2 ч., в I четверти – 18 ч., во II четверти – 14 ч., в III четверти – 20 ч., в IV четверти... | Урок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская... Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать... | ||
Наталья Львовна, а во втором вопросе только один правильный ответ? Утренние зимние сумерки плотно занавесили окна кабинета биологии. Второй урок, идет зачетная контрольная работа в 10 «а» | Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма» Уяснить, что причина перехода к нэпу была прежде всего политическая-реальная угроза потери большевиками власти | ||
Анализ итогов первой четверти 2012 2013 учебного год Анализируя итоги успеваемости учащихся 1-х классов в первой четверти, необходимо отметить, что результаты являются удовлетворительными.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? Как человек говорит с Богом. Что такое пост? | ||
Уроку по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Православная молитва» Урок проводится по Курсу орксэ модуль опк в 4 классе по учебнику А. В. Кураева. По тематическому планированию это 4 урок в первой... | Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... |