Скачать 101.76 Kb.
|
МБОУ Федосеевская средняя общеобразовательная школа Выполнила учитель истории и обществознания Чугунова Лидия Ивановна 2011-2012 уч. год Урок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма » к нэпу Цель: Уяснить, что причина перехода к НЭПу была прежде всего политическая-реальная угроза потери большевиками власти; что нэповская модель, ориентированная на восстановительный период, была малопригодна для решения задач индустриальной модернизации. Задачи: 1.Подвести учащихся к пониманию причин сущности основных мероприятий и итогов НЭПа. 2. Продолжить формирование умений, давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы. Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами лабораторно-практической работы Основные понятия и термины: аренда,концессия,продналог,хозрасчет Оборудование: медиапроектор, презентация «Новая экономическая политика», документы, Опережающее задание: Повторить особенности политики « военного коммунизма». Ход урока I. Организационный момент Вводное слово учителя: Учитель отмечает, что один из уроков Гражданской войны заключался в том, что в борьбе за власть без поддержки крестьянства в России - крестьянской стране победить невозможно. Но продолжающаяся и после разгрома главных сил белых экономическая политика «чрезвычайки» по отношению к социальному слою, составляющему 85% населения, спровоцировала «малую гражданскую войну». Выступления крестьян будут жестоко подавлены, но противоречия останутся. Нужно ли менять внутренний курс, в каком направлении двигаться, какие уступки можно было позволить для сохранения власти- вот задачи, которые необходимо было решать партии-победителю. Как, в каких условиях это происходило, как воспринималось в различных слоях населения, к каким последствиям привело, мы узнаем на уроке. II. Изучение нового материала План 1.Причины перехода к НЭПу 2.Основные направления нэпа 3.Экономические итоги нэпа 4.Советское общество в годы нэпа 5.Экономические противоречия нэпа 6.Хлебозаготовительныйт кризис 1. Причины перехода к нэпу Экономические и социальные последствия Гражданской войны Материал для изучения вопроса учитель представляет в виде слайда презентации (слайд2)
Работа с презентацией (слайд3) Снижение уровня производства после Гражданской войны
Для анализа статистических данных используются познавательные задания Задание 1 На основании данных о положении экономики в 1921 году дайте оценку экономическим аспектам политики «военного коммунизма». Не забудьте, что промышленность, транспорт, земля, недра перешли в собственность государства. Задание2 На основании статистических данных и приведенных фактов и документов сформулируйте, в чем заключались главные проблемы в повседневной жизни обыкновенного горожанина или крестьянина. Как бы вы лично попытались их решать? Учитель: Факты В 1921-1922гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной-летом 1921г голод в Поволжье унес жизни 5млн. человек. В 1919г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920г. по Европейской России, Сибири и Украине- более 3 млн. случаев. По данным историка Е.Салдаева в начале 1921г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена-192 тыс., картошки-более 20тыс. рублей. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за саамы короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200-300 руб.. К концу года положение ухудшилось и к этим ценам следует приписать ноль. Январь-февраль 1921г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки». Учащиеся в группах работают с документами, выполняя задания 1,2 Документ 1 Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде: « 3 сентября 1920г…Оказывается, что декрет о повышении жалованья штатным преподавателям на 300% уже вышел два месяца назад, а мы получали все еще 5300…Приказ Реввоенсовета должен дойти до нас…Дай бог получить к новому году. А паек семейству, вероятно, совсем не дадут, по той простой причине, что не из чего…а наличными –ни гроша, и кругом в долгу. 24 декабря 1920 г.. А положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи, как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем» Документ 2 Из частного письма: « Дорогой братец, Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я, начальник дивизии, получаю 15миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят обещали много всего, но ничего не дали» 2-3.Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа Правящей партии, провозгласившей себя партией пролетариата и беднейшего крестьянства, необходимо было налаживать мирную жизнь разоренной страны. Значительная часть партийцев считала, что это можно было сделать прежними методами. Для актуализации знаний учащихся учитель обращается ко второй графе сравнительной таблицы «Экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны и в 20-е гг.» Работа со слайдами презентации (слады 4-6) «Экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны и в 20-е гг.»
4.Советское общество в годы нэпа Работа со слайдами (слады 7-12) Содержание этого вопроса учитель раскрывает, организуя фронтальную работу класса с познавательными заданиями. Задание 1 Определите, заинтересован ли рабочий Калинин, обратившийся с письмом к В.М.Молотову, в сохранении нэпа. Попробуйте подсчитать, правомерны ли его жалобы « Переходный момент превратился уже в длительное строительство, и эта длительность стала давить рабочих…ведь мне., как рабочему видно только одно, что получаю 280 копеек в сутки: квартира стоит 10 рублей в месяц, освещение 3-5 рублей, ботинки в кооперативе 25-20 рублей(и плохого качества),хлеб белый 13-11 копеек, 400гр, папиросы 20 копеек, пачка, мясо 35-40 коп.и т.д.. Вы скажете, что это обывательщина, мелочь, важнее есть дела…, а пока вы там спорите, у меня семья может с голоду умереть. Да и сам останусь голый и больной от переутомления!! Еще раз говорю, репрессий не боюсь ( да, кстати , я не из «бузотеров»и на заводе дисциплинированный рабочий, проверьте) Задание 2 Почему комсомолец Запорожец, житель деревни Наумовка Конотопского округа, недоволен нэпом? Что вызвало главное недовольство трудящихся? «Мне кажется…вопросу ликвидации нэпа пора бы уделить максимум внимания…, а главное, пора бы прекратить бессовестное надувательство и существование людей за счет трудовых денег рабочих и крестьян…» В результате выполнения познавательных заданий учащиеся определяют причины недовольства нэпом в различных слоях населения и приходят к выводу: недовольство политикой, которая вывела страну из чрезвычайщины «военного коммунизма», парадоксально, но не случайно. 5-6. Противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. Работа со слайдами (слайды 13-15) Противоречивый характер нэпа учитель характеризует, организуя работу класса по составлению в тетрадях плана-перечисления «Основные противоречия нэпа» План : Основные противоречия нэпа 1. Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение т.д.) вступали в противоречия с практикой нэпа (рынок и частная собственность) 2. Лозунги «Смычка города и деревни», «Подъем сельского хозяйства», т.е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречия с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль. 3. Политическая практика РКП(б)-ВКП(б) противоречила провозглашенному ею принципу экономического плюрализма. 4.Нэп порождал имущественное и социальное неравенство. Учитель подчеркивает, что время не было бескризисным (кризисы 1923,1925,1927гг.), и возникающие экономические проблемы государство предпочитало разрешать методами принуждения. III.Закрепление изученного материала Фронтальная беседа (слайд15) Вопросы: Каковы были причины введения новой экономической политики? Какова сущность нэпа? Каковы были экономические итоги нэпа? Какие изменения произошли в социальной структуре общества в годы нэпа? IV. Анализ и оценка итогов урока V. Домашнее задание Каждый ученик получает задание: Выполнить тестовое задание. 1). В перечне декретов Советской власти выберите декреты, принятые во время проведения политики «военного коммунизма» (А) и нэпа(Б).
2). Восстановите правильную хронологическую последовательность событий.
3). Соотнесите причину и следствие.
|
План реферата: Ситуация, сложившаяся в России, явившаяся предпосылкой... Политика "военного коммунизма". Его отличительные стороны, сущность и влияние на социально-общественную жизнь страны | Тема: «Новая экономическая политика» Причины перехода советского правительства от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике | ||
Тема: «Экономическая политика красных и белых» «военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор выясняются причины победы большевиков в гражданской... | Урок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против» Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных... | ||
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели" Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л.... | Урок истории в 4 классе Тема: Государственные символы России А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год | ||
Урок истории в 7 классе Тема: Россия наша родина Дать представления и понятия о нашей Родине. Учить показывать границы современной России | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Урок информатики в 10 классе Тема: «Создание анимации формы в программе Flash» «История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель. Доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик, охарактеризовать основные мероприятия нэпа, проанализировать противоречия... | ||
Урок истории в 9 классе Тема: «На пути к 1917 году. Реформа или революция» Первой мировой войны на социально-экономическое положение и политическую ситуацию в России; понимания сути «распутинщины» как явления,... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Программа элективного курса «История войн и военных конфликтов (20-начало 21 веков)» Часов, ориентирована на привлечение учащихся к глубокому изучению военной истории как важной составной части истории в целом (прежде... | Конспект урока по истории России в 6 классе Учитель истории 1 квалификационной... Тема: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке. На изучение темы отведено 6 уроков | ||
Конспект Урока истории в 11 классе, курс базовый. Урок разработан... Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне | Образовательная программа «Школа России» Урок математики в 4 классе Тема. Умножение многозначных чисел на однозначное число. Закрепление. Урок-сказка «Снежная королева» |