Тема: «Экономическая политика красных и белых»





Скачать 118.33 Kb.
НазваниеТема: «Экономическая политика красных и белых»
Дата публикации18.09.2014
Размер118.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Плетнева М. Е., учитель истории

Новомихайловской средней школы

Корсаковского р-на, Орловской области
Тема: «Экономическая политика красных и белых»

(история, 9 класс)

Данный урок разработан для учащихся 9 классов и спланирован на основе использования современных педагогических технологий - технологии компетентностного подхода, учебного сотрудничества, технике педагогической поддержки. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология «военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор выясняются причины победы большевиков в гражданской войне. Сопутствующая задача урока – подготовка учащихся к ГИА. Даётся разноуровневое домашнее задание.
Цель урока: сформировать представление учащихся о сущности политики военного коммунизма и экономической политике белых, выявить их влияние на итоги войны.
Образовательные задачи: в ходе занятия учащиеся смогут

- раскрыть суть политики «военного коммунизма», назвать причины, которыми она была вызвана;

- привести примеры мероприятий политики военного коммунизма в промышленности и в сельском хозяйстве;

Развивающие задачи: в ходе занятия учащиеся продолжат

- развитие умений сравнивать, давать оценочные суждения, мотивировать свой выбор, обосновывать и защищать свою позицию;

- развитие умения работать в группах, делать выводы, обобщать материал.

Воспитательные задачи: в ходе занятия учащиеся смогут

- высказать собственное мнение о причинах победы «красных» и поражения «белых».

- обсудить уроки Гражданской войны, познакомиться с мнениями историков по этому вопросу, поразмышлять и высказать своё мнение.
Основные понятия: военный коммунизм, трудовая повинность, продразвёрстка, аннулировать

Основные персоналии: П. Н. Врангель
Оборудование: доска, учебник §16, рабочая тетрадь §16, карта «Гражданская война в России 1918 – 1920 гг.», карточки с заданиями.
Эпиграф: «...гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей...

...братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За её завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по своему... Пусть над красным и белым обелисками вознесёт мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придёт покаяние. И только тогда закончится гражданская война»

Б. Васильев


Ход урока.

1 этап. Оргмомент. Приветствие, проверка подготовки к уроку.

2 этап. Мотивация.

Посмотрите фрагмент из кинофильма «Свадьба в Малиновке».

  1. Что мы видим в представленном видеофрагменте?

  2. Почему герой сюжета ведёт себя таким образом?

  3. На основе представленных видеофрагментов сделайте вывод об отношении широких народных масс к белогвардейцам и красноармейцам.

Гражданская война – это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп. Это две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. И вот сегодня, спустя восемь десятилетий, оглядываясь назад, мы задаём себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне? Вопрос о причине победы большевиков продолжает оставаться остродискуссионным.

Вывод: Экономическая политика красных представлялась народу более привлекательной. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему.
3 этап. Целеполагание.

На уроке вы узнаете:

  1. как большевикам удалось подчинить экономику потребностям войны, какие меры предприняло советское правительство для достижения победы в Гражданской войне,

  2. что такое политика «военного коммунизма», «продразвёрстка»

  3. с какими предложениями в области аграрной политики выступали А. В. Колчак, А. И. Деникин, П. Н. Врангель

После урока вы сможете:

  1. Дать характеристику социально-экономической политики советской власти периода Гражданской войны

  2. Сравнить и дать оценку экономической политики «красных» и «белых»

  3. Высказать собственное мнение о причинах победы «красных» и поражении «белых»


4 этап. Исследование новой темы.

С началом Гражданской войны кризис в экономике усилился. Многие промышленные города оказались в руках белых. Экономические связи между предприятиями, между городом и деревней распались. В городах начался голод. Красная Армия нуждалась в бесперебойном снабжении вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием. Чтобы максимально мобилизовать все ресурсы, советская власть в годы Гражданской войны прибегла к политике «военного коммунизма».
Прочитайте два последних абзаца на стр. 119 учебника и найдите ответы на вопросы:

1. Почему эта политика получила название «военный»

2. Почему «коммунизм»?

Заполните соответствующую схему в рабочих тетрадях на стр. 59.
Прочитайте первый абзац на стр. 120 учебника и докажите, что в промышленности был взят курс на ускоренную национализацию.
Прочитайте отрывок из документа (Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности от 29 января 1920 г.)

  1. Объясните, что такое трудовая повинность?

  2. На какие виды работ она распространялась?

  3. Какие меры обеспечивали её выполнение?

  4. Как вы считаете, с какой целью она вводилась?


Какой вывод можно сделать из приведённых ниже фактов:

- В качестве заработной платы рабочим вместо денег выдавали продуктовый паёк, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости

- Была отменена плата за жильё, транспорт, коммунальные и прочие услуги

- Под запретом оказалась продажа продовольствия, а затем и других товаров широкого потребления.
Прочитайте последний абзац на стр. 121 учебника и выберете правильный ответ на вопросы:

  1. Какие цели преследовал декрет от 11 января 1919 г. «О развёрстке хлеба и фуража»?

А) усилить позиции комбедов

Б) вернуть доверие среднего крестьянства

В) ликвидировать кулачество

  1. Что изменилось в деревне после введения продразвёрстки?

А) крестьянам заранее сообщали, какое количество хлеба им предстоит сдать государству

Б) крестьянам оставляли половину полученного урожая

В) продразвёрстка распространялась только на кулаков

Выполните задание 1 в рабочей тетради на стр. 58
Послушайте рассказ учителя и заполните таблицу:

Лидер белого движения

Предлагаемые меры и реформы

А. В. Колчак




А. И. Деникин




П. Н. Врангель





Выпишите в тетрадь термин «аннулировать» и его определение.

5 этап. Интерактивные упражнения
1 версия. Некоторые отечественные историки считают, что победа большевиков – это следствие непопулярности белого движения, кроме того неорганизованности крестьянства, которое было способно лишь на стихийные выступления без перспективной цели. А также большевистский террор, – жестокость, репрессии, большевики, вдохновленные примером французских якобинцев, уничтожали не только действительных, но и потенциальных противников.
2 версия. Другие историки расставляют акценты иначе: "Народ России дошел до такого состояния, что перестал верить кому бы то ни было. Солдаты перебывали и на одной и на другой стороне. Сражались в войсках Колчака, потом, взятые в плен, служили в рядах Красной Армии. Так на юге России население пережило 14 режимов, и каждая власть требовала повиновения своим порядкам и законам. Люди выжидали, чья возьмет. В этих условиях большевики переиграли всех своих противников".
Существует множество факторов, которые в сумме определили благоприятный для советской России исход в Гражданской войне.
Работа в группах

Прочитайте и проанализируйте источники, ответьте на вопросы. Назовите причины.
I группа

Из книги А.И. Деникина " Очерки русской смуты".

….между тремя основными народными слоями - буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха - единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций - правых и левых…были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски "вернейшей" ориентации и "наилучших" форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.

Вопросы и задания.

  1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?

  2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

  3. На основании предоставленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.


II группа

Из политического доклада В.И. Ленин на VIII Всероссийской конференции РКП (б).

Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя…

Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства…Все способы давления, финансового, продовольственного, военного были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию…Латвию, Литву и Польшу…идти против нас…но.. каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России…является только Колчак или Деникин, т.е. представители старой империалистической России.

Вопросы и задания.

  1. Проанализируйте документ. Выделите международные аспекты победы большевиков.

  2. Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Какие причины вы можете еще назвать еще?


III группа

Из воспоминаний П.Н.Милюкова.

…Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

Вопросы и задания.

  1. Обратите внимание на высказывание П.Н. Милюкова. Как вы думаете, почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?

  2. Проанализируйте документ, выскажите свою точку зрения по данному вопросу.



IV группа

Из работы И.В. Сталина.

Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно - политическими центрами Москва и Петроград, - однородными в национальном отношении населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточная окраины, без военных промышленных и культурно- политических центров, с населением в высокой степени разнообразны в национальном отношении…- превратились в базу контрреволюции…

Из речи Л.Д. Троцкого.

Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

Вопросы и задания.

  1. Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Какие причины вы можете еще назвать еще?

  2. Как вы объясните слова Л. Д.Троцкого? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне?

  3. О каких преимуществах в ведении гражданской войны видно из речи И. В. Сталина?

6 этап. Новый продукт
Опираясь на факты, учащиеся выделяют причины победы большевиков в Гражданской войне:

  1. Прежде всего, интеллигенция поддержала социалистическую революцию в начальной стадии, уничтожающей консервативные устои России.

  2. Белое движение было малочисленно, т. к. не могло опереться на главную силу – крестьянство.

  3. Советской власти удалось организовать гигантскую военную силу путём насильственной мобилизации, политической обработки призвавших.

  4. Отсутствие необходимых специалистов, гражданских администраторов было причиной того, что необходимые реформы (аграрная) не были проведены белыми.

  5. Движение интернационалистов в России.

  6. Между белогвардейцами не было согласованности, политические расхождения.

  7. Иностранная интервенция, поддерживающая белое движение оттолкнула от него многих его сторонников.

Вывод: Таким образом, объективные и субъективные причины (факторы) в 1918 – 1922 гг. оказались в целом благоприятными для большевиков, что и предопределило исход Гражданской войны.
7 этап. Рефлексия

Учащиеся получают задания на карточках:
А1 Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

  1. Публикация проекта земельной реформы правительством Деникина

  2. Издание Декрета о развёрстке хлеба

  3. Публикация Закона о земле А. В. Кривошеий

  4. Роспуск комбедов


А2 Политику «военного коммунизма» характеризует:

  1. Быстрое развитие тяжёлой промышленности

  2. Использование принципов хозрасчёта

  3. Свобода торговли между городом и деревней

  4. Введение продразвёрстки


А3 Для внешнеполитических взглядов большевиков 1918 – 1919 гг. было характерно:

  1. Желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Советской России из международной изоляции

  2. Стремление возродить российское государство, вернув в его состав все бывшие территории Российской империи

  3. Представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время

  4. Мнение о возможности мирного сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической


В1 Какие три из перечисленных понятий относится к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу

  1. концессия

  2. продразвёрстка

  3. паёк

  4. денационализация

  5. трудовая повинность

  6. аренда











8 этап. Оценивание

9 этап. Домашнее задание

1 группа

Заполнить таблицу: внутренние и внешние факторы победы большевиков.
2группа

Эссе: есть ли на ваш взгляд оправдание красному или белому террору. Подберите свидетельства современников кровавого лихолетья
3группа

Составить тезисы на тему «Условия и образ жизни населения в годы Гражданской войны»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconПрофессиональная этика и этикет учебно-методический комплекс
«Экономика», магистерских программ «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Экономика фирмы и отраслевых рынков»,...
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconУрок Тема: Наименьшее общее кратное (п. 7)
Реши задачу. Из 156 чайных, 234 белых и 390 красных роз сделали букеты, причем в каждом букете роз каждого вида было поровну. Сколько...
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мама купила 6 шаров красного и голубого цвета. Красных было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета могло быть? (2варианта...
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconМетодические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине...
Общие требования к курсовой работе по учебной дисциплине «Экономическая и социальная политика в сфере труда и занятости»
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconТема: «Новая экономическая политика»
Причины перехода советского правительства от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconВезучая
Олег идет пьяный, шатаясь, падает в снег поперек дороги. Лежит на спине, пытаясь напевать: «Три белых коня. Эх! Три белых коня! Декабрь,...
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconМ еждународный банковский институт
Экономическая политика государства в условиях переходной экономики: цели и инструменты
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconРабочая программа по дисциплине Международные отношения и политика региона. 1918-2007
Тема Внешняя политика Китая накануне и в период антияпонской национально-освободительной войны. 1937-1945 гг
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconШахматная доска представляет собой поле из 64-х (8×8) черных и белых...
В шахматной игре участвует 32 боевые единицы – по 16 от черных и белых. Набор фигур состоит из короля, ферзя, двух слонов, коней,...
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconКонтрольная работа №1 реферат тема: «Новая экономическая политика...
Правильный выбор траектории общественного развития может послужить мощным импульсом и на длительный период обеспечить стабильный...
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconУчебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая политика» для направления...
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconБюллетень новых поступлений за май 2011
Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены 16
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconРегиональная экономическая политика и муниципальная составляющая ее ресурсного потенциала
Северо-Кавказском научно-исследовательском институте экономических и социальных проблем
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconПрограмма дисциплины Институты в теории общего экономического равновесия
Макроэкономика, Государственные и муниципальные финансы, Институциональная экономика и экономическая политика
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconПрограмма дисциплины «Социальная политика» для направления 080100....
Тема Социальная политика в условиях контрактных отношений. Система национальных проектов в области социального развития
Тема: «Экономическая политика красных и белых» iconПрограмма дисциплины «Социальная политика» для направления 080100....
Тема Социальная политика в условиях контрактных отношений. Система национальных проектов в области социального развития


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск