Скачать 78.43 Kb.
|
Тема 8. Методические аспекты использования компьютерных технологий в учебном процессе ОБЖ Компьютерные технологии на уроках ОБЖ используются пока весьма редко по причине слабой обеспеченности общеобразовательных школ хорошими компьютерами и явно недостаточного количества соответствующих компьютерных программ по курсу ОБЖ. Изданное по заказу МЧС в 2002 г. мультимедийное пособие для 10-го класса - первый шаг к компьютеризации обучения ОБЖ. Как показывает практика, преподаватели ОБЖ часто используют компьютер как вспомогательное средство для иллюстрации учебного материала. В помощь преподавателям в 2003 г. А.А. Афанасьев, А.В. Наследухов, С.К. Миронов издали библиотеку электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» (БЭНП «ОБЖ. 5-11 классы»). Однако появляются и обучающие программы. Так, например, в учебно-методическом пособии для учителей при обучении правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций предлагаются следующие компьютерные программы: - Программа автоматизированных расчетов задач по ГО «Арго»; - Комплексная оценка обстановки при ЧС (две части); - Программа прогнозирования масштабов поражения АХОВ при авариях на опасных химических объектах и транспорте; - Войска спецназа (спасательные средства). Новейшая энциклопедия вооружений: Атлас мира (экология). Правила дорожного движения. Правила медицинской помощи. Атом на службе человеку; - Уроки ОБЖ в формате презентаций PowerPoint/ Ресурсы Интернета: - МЧС (http://www.emercom.gov.ru/), - Министерство обороны (http://www.mail.ru/), - Министерство образования и науки (http://www.ed.gov.ru/) - Комитет по образованию правительства С.-Петербурга (http://www.edicom.spb.ru/). В 2005 г. по заказу МЧС России вышел в свет учебно-методический комплект по ОБЖ, который, по замыслу МЧС, предполагает непрерывное образование по ОБЖ с детского сада. Электронные издания, входящие в комплект, - «Электронные издания по обучению детей в диалоговом режиме для 5-11 классов» (по сути, банк тестовых заданий) и «Электронные издания по курсу ОБЖ для 8, 9 и 11 классов» (разработки уроков). «Электронные издания по курсу ОБЖ для 8, 9 и 1 1 классов» предназначены для подготовки и проведения учителем уроков по основным темам ОБЖ, предусмотренным Федеральным компонентом государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования и обязательным минимумом содержания образования 1998 г. и примерными программами предмета ОБЖ. Эти мультимедийные издания содержат в себе «скелет» изучаемой темы - поурочно распределенные основные понятия, положения и правила, таблицы, схемы и диаграммы, иллюстративный материал в виде рисунков, фотографий, видео-и анимационных фрагментов, интерактивных схем и таблиц. Электронное пособие имеет тесты для контроля усвоения знаний, перечень наиболее сложных изучаемых терминов, их определение и пояснение. Звуковое сопровождение способствует развитию таких важных качеств, как интуиция и образное мышление. Хорошо, если бы каждая тема содержала набор практических заданий различной степени сложности, а также список учебных пособий и периодических изданий по данной теме. Структура включает следующие разделы: «Уроки», «Журнал успеваемости», «Медиатека», «Конструктор уроков», «Энциклопедия», «Помощь». При необходимости учитель изменяет предложенное содержание в зависимости от используемой программы, отведенных часов и других условий. Пособия могут быть использованы учащимися при самостоятельном изучении ОБЖ, при подготовке к контрольно-проверочным занятиям и экзаменам по этому предмету. Поурочные разработки можно использовать в ОУ, где на преподавание ОБЖ отводятся часы регионального компонента, в 8-м и 9-м классах (если школа работает по БУПу-1998) и в 9-, 10-, 11-х классах, если школа работает по БУПу-2004. Можно также порекомендовать для проведения уроков по пожарной безопасности входящую в комплект компьютерную игру «Действия при угрозе и возникновении пожаров» - дидактическое средство обучения учащихся 5-7-х классов (возраст 12-14 лет), которое представляет собой набор ситуативных заданий по профилактике пожароопасных ситуаций и поведению в случае возгорания и задымления. Игра состоит из нескольких не связанных единым сюжетом уровней: «Квартира», «Школа», «Улица», «Природа», каждый из которых представлен в двух вариантах - «профилактика» и «возгорание». Приблизительное игровое время на каждом уровне варьируется от 2 до 6 мин. Используя эту игру, я провожу интересный и увлекательный урок для детей 5-х классов, совмещая игру и обучение. Мультимедийный учебник имеет дидактические преимущества по сравнению с традиционным. Они состоят в следующем: - в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации; - осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; - предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; - осуществляется обратная связь через систему тестов, что позволяет корректировать процесс изучения материала. В основе подготовки преподавателя к использованию компьютерных технологий в учебном процессе лежат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения. Главными задачами для преподавателя должны стать следующие: - создание условий для активного усвоения знаний и способов деятельности всеми участниками образовательного процесса; - обеспечение контроля; - расширение информационного пространства по обучению ОБЖ, обучение пользованию информационными ресурсами; - обеспечение интегрированного подхода в преподавании ОБЖ. Компьютерные технологии можно использовать на всех типах уроков при: - получении новых знаний и формировании умений; - практическом применении знаний, умений; - обобщении и систематизации изученного; - контроле и коррекции знаний, умений. Планируя урок с применением компьютерных технологий, учитель соблюдает дидактические требования, в соответствии с которыми: - четко определяет педагогическую цель применения компьютерных технологий в учебном процессе; - уточняет, где и когда он использует компьютерные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала; - согласовывает выбранное средство компьютерной технологии с другими техническими средствами обучения; - учитывает специфику учебного материала и особенности класса (компьютерную грамотность учащихся); - анализирует и обсуждает с классом принципиальные вопросы изучаемого материала. Компьютерные технологии можно использовать на нестандартных уроках: деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, КВН, конкурсы, театрализованные фантазии, концерты, аукционы, диалоги. Сегодня компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка и ведет к изменению деятельности и учителя, и ученика. Применение технических средств обучения в курсе ОБЖ Для повышения учебно-познавательной деятельности учащихся должны быть применены активные методы обучения. Совершенствуя логику учебного материала, повышая педагогическое мастерство учителя и широко применяя в учебном процессе новейшие технические средства, можно добиться интенсификации учебного процесса. Классификация ТСО: по функциональному назначению: – передача информации, контроль, тренажерные, обучение и самообучения, комбинированные; по характеру решаемых задач: образовательные, воспитательные, развивающие; по принципу устройства и работы (механические, электромеханические, оптические звукотехнические, электронные и комбинированные); по роду обучения (индивидуальные и групповые); по характер воздействия на органы чувств (визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные); по характеру предъявления информации (экранные, звуковое, экраннозвуковое). Требования: функциональное – способность аппаратуры обеспечивать необходимый режим работы; педагогические; эргономические – удобство, безопасность эксплуатации; эстетические; экономические. Функции ТСО: коммуникативная – передача информации; управление – взаимосвязь; коммуникативное хранение; научно-исследовательская. Исходя из выше изложенного необходимо, чтобы кабинет ОБЖ был оснащен нужным оборудованием (видео- аудио аппаратура и др.), наглядными пособиями, стендами, плакатами, видео- аудио роликами по темам программы, макетами, СИЗ, манекен на который будут показывать определенные моменты, примеры оружия, форма и др. На каждый раздел темы нужно предоставлять подходящий материал. ТСО позволяют учителю более точно и гибко использовать необходимую информацию, позволяют по-новому строить и решать такие сложные задачи, как повторение и обобщение изученного материала, контрольная проверка заданий, различные варианты творческих заданий. ТСО можно использовать и для самостоятельной работы учащихся, создает возможность для проведения вариативных и индивидуальных заданий, выполняя которые, необходимо использовать учебную литературу и запись. ТСО часто выступает в роли мотива, возбуждающего интерес к предстоящему изучению темы, отдельного раздела, курса. Специфика ТСО позволяет использовать их на уроке в различных ситуациях: - в качестве эпиграфа; - как источник учебной информации; - при проблемном изучении материала; - для аналитической работы; - для контрольных заданий. Использование ТСО может привести к повышению качества образования и развитию познавательных способностей учащихся при необходимых условиях, а именно: - глубокое знание учителем предмета и используемого ТСО; - тщательная подготовка педагога к уроку с учетом поведения учащихся при использовании на уроке ТСО; - научная организация учебного процесса; - материально-техническое обеспечение кабинета; - наличие необходимого виде-, CD-, DVD-материала. Использование ТСО позволяет рационально организовывать учебный процесс, делает занятия интересными и эффективными. Примерный набор ТСО современного кабинета ОБЖ: а) персональный компьютер, б) универсальный (мультимедиа) видеопроектор, в) видеомагнитофон; г) телесканер на видеокаемере; д) усилитель звука е) микрофон для преподавателя; ж) контрольный телевизор; з) акустическая система; и) принтер; к) блок управления и коммуникации с дистанционным управлением; л) лазерная указка; м) электронная копи-доска; н) робот-тренажер «Гоша – Н» Задания для слушателей курсов
|
Ббк я Я дидактические и методические аспекты использования мультимедийных средств в учебном процессе: метод пособие / А. Б. Яковлев. Омск:... | Баканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных... Баканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных технологий в процессе обучения литературе. // Проблемы информатики... | ||
Программа дисциплины использование современных информационных и коммуникационных... Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. В процессе использования информационно-... | ||
Использование компьютерных технологий на уроке русского языка и литературы Возможности компьютера оказались чрезвычайно полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Поэтому совершенно... | Мониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных... Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений | ||
Отчет о работе предметного мо учителей: технологии, физкультуры В 2011-2012 учебном году работа школьного мо учителей технологии, физкультуры, обж направлена на обеспечение качественного образования... | Н. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии» Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» На современном этапе ни одни исследования в науке невозможно представить без использования информационных технологий. Данный реферат... | ||
Справка о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных... В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» имеется... | Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по... Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... | ||
Методические рекомендации к самостоятельным работам студентов мдк.... Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... | Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных... Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных... | Урок по теме: «Система образования в Великобритании и сша» Последние годы внимание общества буквально приковано к использованию информационных и компьютерных технологий в учебном процессе.... |