Скачать 81.22 Kb.
|
Правила техники безопасности и гигиены Цель урока: познакомить учащихся с правилами техники безопасности и гигиены в компьютерном классе. Ход урока I. Вступительная речь учителя: Учитель на доске рисует две чаши весов. В левую чашу предлагаю детям записать все то хорошее, что мы имеем с внедрением в нашу жизнь компьютера. (Ответы детей: игры, облегчил работу бухгалтерам и т.д.). В правую чашу пишу одно предложение – «Оказывает вредное влияние на здоровье человека», и ставлю знак «=». Сегодня на уроке нам с вами предстоит выяснить, как же избежать вредного воздействия ПК для здоровья человека. Персональный компьютер — электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания. 1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.). 2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо. 3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания. 4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления. 5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий. 6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы. Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских. Особенности электропитания системного блока. Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК — это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера — источник повышенной пожароопасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских. Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока. Система гигиенических требований. Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и на органы зрения. Требования к видеосистеме. В прошлом монитор рассматривали в основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемой в целом. 1. Монитор компьютера должен удовлетворять следующим международным стандартам безопасности: по уровню электромагнитных излучений; по параметрам качества изображения (яркость, контрастность, мерцание, антибликовые свойства и др.). Узнать о соответствии конкретной модели данным стандартам можно в сопроводительной документации. Для работы с мониторами, удовлетворяющими данным стандартам, специальные защитные экраны не требуется. 2. На рабочем месте монитор должен устанавливаться таким образом, чтобы исключить возможность отражения от его экрана в сторону пользователя источников общего освещения помещения. 3. Расстояние от экрана монитора до глаз пользователя должно составлять от 50 до 70 см. Не надо стремиться отодвинуть монитор как можно дальше от глаз, опасаясь вредных излучений (по бытовому опыту общения с телевизором), потому что для глаза важен также угол обзора наиболее характерных объектов. Оптимально размещение монитора под углом 15 от глаз пользователя до центра монитора. Завышенное расстояния от глаз до монитора приводит к дополнительному напряжению органов зрения, сказывается на затруднении перехода от работы с монитором к работе с книгой и проявляется в преждевременном развитии дальнозоркости. 4. Важным параметром является частота кадров, которая зависит от свойств монитора, видеоадаптера и программных настроек видеосистемы. Для работы с текстами минимально допустима частота кадров 72 Гц. Для работы с графикой рекомендуется частота кадров от 85 Гц и выше. Требования к рабочему месту. В требования к рабочему месту включают: требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому в быту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают. Несмотря на то что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики. 1. Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела. 2. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника. 3. Если при правильной установке монитора относительно уровня глаз выясняется, что ноги пользователя не могут свободно покоиться на полу, следует установить подставку для ног, желательно наклонную. Если ноги не имеют надежной опоры, это непременно ведет к нарушению осанки и утомлению позвоночника. Удобно, когда компьютерная мебель (стол и рабочее кресло) имеют средства для регулировки по высоте. В этом случае проще добиться оптимального положения. Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения. 4. Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100° — 110°. При использовании обычных школьно-письменных столов добиться одновременно правильного положения и монитора, и клавиатуры практически невозможно. Для работы рекомендуется использовать специальные компьютерные столы, имеющие выдвижные полочки для клавиатуры. Если такой полочки нет и клавиатура располагается на том же столе, что и монитор, использование подставки для ног становится практически неизбежным, особенно когда с компьютером работают дети. 5. При длительной работе с клавиатурой возможно утомление сухожилий кистевого сустава. Известно тяжелое профессиональное заболевание — кистевой туннельный синдром, связанное с неправильным положение рук на клавиатуре. Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть желательно предоставить рабочее кресло с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры. 6. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Если предусмотреть необходимое расположение рабочего стола и кресла затруднительно, рекомендуется применить коврик для мыши, имеющий специальный опорный валик. Нередки случаи, когда в поисках опоры для руки (обычно правой) располагают монитор сбоку от пользователя (соответственно, слева), чтобы он работал вполоборота, опирая локоть или запястье правой руки о стол. Этот прием недопустим. Монитор должен обязательно находиться прямо перед пользователем. Требования к организации занятий. Экран монитора — не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны, поэтому соблюдайте правильную посадку за компьютером. Ежедневно в компьютерном классе необходимо проводить влажную уборку, так как каждая пылинка действует как увеличительное стекло. Продолжительность работы за компьютером не более 20 – 30 минут. Для соблюдения правил за одним компьютером работает один человек. Помните! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Во избежании несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования необходимо выполнять следующие правила: Входить в компьютерный класс спокойно, не торопясь и только с разрешения преподавателя. НЕ включать и не выключать компьютеры без разрешения преподавателя. Подключать периферийные дополнительные устройства учащимся не разрешается. НЕ трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей. НЕ прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора. НЕ размещайте на рабочем месте посторонние предметы. НИКОГДА не пытайтесь самостоятельно устранить неисправности в работе аппаратуры, при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекращайте работу и сообщайте об этом преподавателю. В случае обнаружения запаха гари или дыма НЕМЕДЛЕНО прекратить работу и сообщить об этом преподавателю. Запомните! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья. Правильная посадка за компьютером. Рисунок выполнен учащимся 10 класса Кирюхиным В., на основе рис. в журнале «Информатика в школе» №6 за 2004 год. II. Знакомство со стендом «Техника безопасности и правила личной гигиены при работе в компьютерном классе». |
Урок №1 Тема: Введение. Техника безопасности и правила поведения... Цель урока: Сформировать представление о требованиях безопасности и гигиены, познакомиться с правилами при работе с компьютером | Уроки информатики в компьютерном классе я начинаю со знакомством... На каждом уроке напоминаю правила поведения в кабинете информатики. После знакомства с правилами предлагаю учащимся нарисовать дома... | ||
Конспект урока вводный инструктаж по технике безопасности на уроках... Цель: Познакомить с правилами техники безопасности на уроках технологии. Научить различать материалы и инструменты | Уроки здоровья в 1 классе Тема: Советы Мойдодыра (Правила личной гигиены) Цели: знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены | ||
Тема урока Кол-во часов Правила безопасности труда и личной гигиены учащихся во время урока. Организация сельскохозяйственного труда на пришкольном участке.... | Урок по окружающему миру в 1классе Тема : Правила гигиены Цели: знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены | ||
Инструкция по технике безопасности в компьютерном классе. 1 Структура... Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе | Тема раздела, урока Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умеют: следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных... | Учитель математики, информатики и вычислительной техники Образование высшее Стаж работы Урок Правила техники безопасности. Повторение курса 8 класса (двоичная система) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с правилами техники безопасности во время работы в химической лаборатории | Конспект занятий по правилам пожарной безопасности. «От чего возникает... Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... | ||
Экзаменационные вопросы «гост 12 004-90 Организация обучения безопасности труда» Тестовые задания разработаны преподавателями гигиены детей и подростков кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды медико-профилактического... | Урока по предмету изо 5 класс по теме: Рукоделие Повторить правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницами, ручной иглой) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с правилами техники безопасности. Работать над формированием у учащихся сознательного отношения к правилам.... |