Скачать 54.29 Kb.
|
МОУ «Малощербединская СОШ Романовского района Саратовской области» Конспект урока по предмету изо 5 класспо теме: Рукоделие"Уклад, нравы, обычаи деревенских жителей Древней Руси. Изготовление кукол - оберегов"Составила учитель: Инкина Е.Г Декабрь 2013 г. Задачи урока: - Познакомить учащихся с бытом и нравом жителей русских деревень в древности. - Научить учащихся изготавливать куклу – оберег, по показу учителя. - Повторить правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницами, ручной иглой). Материалы к уроку: Готовая презентация «Куклы обереги». На каждом столе учащихся разложены материалы и инструменты для изготовления куклы - оберега (лоскуты ткани, вата, ножницы, ручная игла, катушечная белая нить, лента). Урок проводится с использованием презентации Этапы урока: 1. Нравы, обычаи деревенских жителей Древней Руси. История кукол - оберегов.2. Повторение правил ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.3. Изготовление куклы- оберега.4. Итог урока. Выставка кукол- обереговХод урокаРебята, отгадайте мою загадку. Отгадка подскажет нам, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. “Вот весёлая девчонка: Нос в веснушках, вьётся чёлка, И играть мне не лень С той игрушкой целый день” Правильно, это кукла! Мы сегодня на уроке поговорим о быте и нравах деревенских жителей древней Руси и о куклах - оберегах. Сегодня на уроке каждый из вас, изготовит самостоятельно куклу-оберег. Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами. Куклы делались из лоскутов ткани. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её против часовой стрелки и приговаривали: “Отвернись злом, повернись добром”. В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок, играя с ними, растёт и развивается, учиться жить. В русских деревнях девочек учили изготавливать кукол, начиная с пяти лет. Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы – обереги были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых приёмов: скручивания ткани. Лицо кукле не прорисовывалось. Так как деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не будет больше оберегать семью. Для более подробного рассказа о куклах заранее готовится доклад учащимися. Для изготовления куклы нам понадобятся некоторые части нашего тела. Отгадайте какие: “Мы проворные сестрицы, Две сестрицы – мастерицы, Пишем, шьём, рисуем, вяжем, Про себя мы вам расскажем”. Правильно, ответ загадки – руки. “Наши руки - не знают скуки”. С самого раннего детства деревенских девочек и мальчиков учили трудиться своим примером. Часто пожилые деревенские люди говорили своим внукам пословицы и поговорки о труде. Послушайте несколько пословиц о труде: - “Дерево сильно корнями, а человек – трудом” - “Деревья смотри в плодах, а человека – в делах” Прививали деревенские жители своим детям любовь к родному краю, к Руси через пословицы и поговорки: - “За морем теплее, а у нас светлее” - “Велика святорусская земля, а везде солнышко” - “Своя земля и в горсти мила” Мы будем изготавливать с вами вот такие куклы: показ слайдов 1 – 5. Для изготовления куклы - оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки: 1. “Ткани я цветной кусок - называюсь….(лоскуток) 2. “Птичка невеличка Носиком нырнёт, Хвостиком вильнёт, Дорожку проведёт” (иголка) 3. “Она соединяет детали изделия между собой” (нить) 4. “Два ножа, а посередине гвоздик” (ножницы) Правильно, все инструменты, материалы и приспособления вы разгадали. Посмотрите на слайд № 6. Нам понадобятся следующие инструменты и материалы для изготовления куклы: вата, ручная игла, ткань белая, цветные лоскуты, лента атласная, ножницы, катушка белых ниток. Разложите на своих столах необходимые материалы и инструменты для изготовления куклы – оберега. Всё необходимое лежит в вашей швейной коробке. До начала работы давайте вспомним ТБ при работе с иглой и ножницами (ответы учащихся - повторение). Приступим к первому этапу. Необходимо скрутить белую ткань трубочкой и сложить её пополам. Посмотрите на слайд № 7. Теперь отмерьте от верха согнутой трубочки 4см возьмите нитку и туго замотайте ее на расстоянии 4-х см, так у нас получится голова. Затем в получившееся отверстие для головы, положите немного ваты, чтобы голова получилась круглой. Посмотрите на слайд № 8. Затем возьмите лоскуток белой ткани размером 30 на 30 см, согните его треугольником, внутрь подставьте заготовку во внутреннюю часть центра сложенного треугольника, так чтобы в центре согнутого треугольника получилась голова. Посмотрите на слайд № 9. Затем возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы. Посмотрите на слайд № 10. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. Давайте с помощью нитки отметим на заготовке кулачки. Для этого отступим от кончиков 0,5см и скрутим это место ниткой. Посмотрите на слайд № 11. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмём цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправим двойную нить и завяжем узел. Отступим от длинного края 3мм и проложим на лоскуте с помощью иглы и нити прямой шов (намёточный). Правильно, молодцы! Соберите нитку на получившемся шве и немного потяните её, чтобы получилась юбка для куклы. Посмотрите на слайд № 12. Затем эту юбку оденем на куклу и закрепим её с обратной стороны куклы. Посмотрите на слайд № 13 Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежем фартук и приложим его к передней части юбки. Закрепим юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжем на бантик с задней стороны куклы. Посмотрите на слайд № 14 Завяжем кукле косынку, которую мы сделаем из цветной треугольной ткани. Посмотрите на слайд № 15 Вот такая кукла – оберег у нас получилась! Давайте устроим выставку ваших кукол. Вот какие красивые куклы у вас получились. Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах. Итог: - Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? - Почему тряпичную куклу деревенские жители назвали оберегом? - Как воспитывали деревенские жители своих детей? - Из чего изготавливается кукла – оберег? - Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для изготовления куклы? Девочки, а теперь уберите за собой свои рабочие места. Молодцы, ребята! А сейчас мы устроим с вами деревенские посиделки. Будем петь деревенские песни или вспоминать колыбельные песни. Конец урока. Выставка получившихся кукол – оберегов |
Тематическое планирование по предмету изо. 1 класс | Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к Методы педагогической драматургии в обучении изо. 11. Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12. Рисование с натуры,... | ||
Учебно-тематический план по предмету изобразительное искусство 1 год обучения Путешествие по стране изо. Знакомство с героями страны изо. Краски: непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные | Рабочая программа по предмету «изо» 7 класс В 7 классе обучется 22 учащийся. Из них 14 девочек и 8 мальчика. Класс работоспособный, дружный. Замечательно умеют срисовывать,... | ||
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории | Рабочая программа по предмету «изо» 5 класс В 5 классе обучется 17 учащихся. Из них 11 девочек и 6 мальчиков. Класс работоспособный, со средними художественными навыками и умениями.... | ||
Конспект урока изо по теме «Народные промыслы. Гжель» Вид урока: Урок подведение итогов Задание: декоративно оформить выполненную на мастер-классе фигуру, сохраняя традиции промысла | Рабочая программа учебного предмета искусство (изо) 4 класс Изучение искусства (изо) в четвёртом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач | ||
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на... Вид документа Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» | Конспект урока (изо) Тема: «Кто в тереме живёт?» с применением икт (интерактивной доски) 5 класс Цель урока: выполнить чертёж фасада архитектурного сооружения, используя различные по форме и размерам многоугольники | ||
Конспект интегрированного урока (изо – экология) Роговцева Н. И., Богданов Н. В., Фрейтаг И. П., Технология, 1 класс, Москва, Просвещение, 2011 г | Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Урока: групповая Цель урока Мастер – класс по предмету «Окружающий мир» в 1 классе Тема урока: «Как зимуют травы, кустарники, деревья» | ||
Конспект урока изо в 1 классе по теме «Природа и изделие. Человек-художник» Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную | Урок изо в 5-м классе по теме "Пасхальный перезвон" Цель урока: расширять знания детей о народных праздниках; обучать декоративному оформлению пасхальных яиц |