Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо





Скачать 256.1 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо
Дата публикации18.10.2013
Размер256.1 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Астрономия > Методические рекомендации
Название документа - «Роль художественного слова на уроках ИЗО»

Название информационного блока - Развитие творческих способностей.

Вид документа - Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках ИЗО»

Назначение документа – Учителям ИЗО.

Область применения – Преподавание предмета, методическая учеба.

Аннотация – В разработке даны методы обучение, наиболее эффективные для обучения учащихся на уроках ИЗО. Предложены методические рекомендации с использованием художественного слова, приведены упражнения для развития творческих способностей.

Автор разработки – Земская Елена Львовна, учитель ИЗО.

Название образовательного учреждения – МОУ СОШ № 2

Почтовый адрес школы – 157000 Костромская область, город Буй, улица Республиканская, дом 4 а.

Электронный адрес – school2buy@mаil.ru

1. Обоснование актуальности опыта, его практической значимости.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытие, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень уроков по изобразительному искусству.

Посредством образного отображения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно прикладное искусство, скульптура, дизайн помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Уроки изобразительного искусства предусматривают как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
2. Цель:

- Показать значимость художественного слова на уроках изобразительного искусства и связи между другими предметами.
3. Задачи:

- научить применять художественное слово в различных типах урока изобразительного искусства.

- познакомить с практической деятельностью учителя, при работе с художественным словом на уроках в разных классах.
4. Степень новизны.

Связь предметов литературы и изобразительного искусства, развитие образного мышления с опорой на художественное слово и изображение действительности.

Занятие апробировано на уроках изобразительного искусства в 2,3-х классах III четверти 2007/08 учебного года.

5. Описание опыта: Иллюстрирование художественных произведений по их отрывкам (четверостишье, загадка и т. д.). Документ включает в себя:

1. Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках ИЗО»;

2. Конспекты уроков;

3. Выводы.
6. Условия реализации и внедрения опыта: на уроках ИЗО, методических объединениях, семинарах.
7. Критерии и показатели результативности внедрения опыта: умение самостоятельно применять полученные знания для составления композиционных решений.
8. Перспективы применения опыта в массовой школе.

Данный материал соответствует действующей программе по изобразительному искусству во 2, 3 классе под руководством Б.М. Неменского. Им могут пользоваться и учителя, работающие и по другим программам.
9. Приложение:

1. Конспект урока во 2 классе «Краски вечерних пейзажей».

2. Конспект урока в 3 классе «Театр теней».

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержа­ния, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди учёных ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Махмутовым.

Согласно ис­следованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного ме­тода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными спо­собами — зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода — сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнооб­разного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктив­ный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чте­ние и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает приме­нение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоцио­нальную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждо­го урока изобразительного искусства рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы зна­ниях. В то же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые за­тем обогащаются в результате активизации мышления, творческого вообра­жения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизай­нерских и декоративных).

Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. Учитель, чтобы об­ратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений.

Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и со­бытиях, усиливает образную выразительность рисунков.

Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровожда­ются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, от­крыток, иллюстраций и др.).

Отбор произведений изобразительного искусства для изучения школьника­ми определяется следующими принципами:

— художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;

— виды и жанры изобразительного искусства в их многообразии, традици­онность видов народного творчества, технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;

— единство эстетического восприятия и художественной практики школь­ников.

В соответствии с учебными задачами для каждого класса, учителю предо­ставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке. На занятиях важным является не историческая последовательность произведений изобразительного искусства, а подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, при­емы и средства композиции, особенности колористического решения карти­ны. Желательно при этом ориентироваться на лучшие произведения русского и зарубежного искусства разных периодов. Приобретенные художественные знания, умения и навыки помогают учащимся самостоятельно ориентиро­ваться в мире художественной культуры, в социокультурной среде.
«Лишь тот, кто откроет человеку красоту,

тот приготовит его душу для подвига»

Лётчик эскадрильи Г. Светличный
Есть старая китайская легенда о смерти величайшего художника эпохи средневековья У Дао-Цзы: будто бы на глазах у друзей и зри­телей он написал на стене пейзаж, затем чудесным образом вошел в свою картину, скрылся в изображенной там пещере и исчез навсегда, а вместе с ним исчезла и картина.

Такова легенда, одна из множества ей подобных. Мы часто сталкиваемся с выражениями: «проник в замысел», «поглощен зрелищем», «с головой ушел в книгу» и т.д. Употребляя слово «восхищение», мы, как правило, не отдаем себе отчета в том, что речь идет о душе, «похищаемой ввысь».

Общение с искусством — это, прежде всего новое общение с самим собой. Музыка властно врывается в нашу душевную жизнь, недаром существует расхожее выражение о «звучащих струнах души».

Поступками литературных героев, меряют иные люди свои собственны поступки, а взрослые люди отыскивают в прозе и поэзии сочувствия свои, размышлениям, эмоциям, радуются совпадениям, познавая себя, а через себя — мир в прошлом, минувшем и настоящем.

С картиной все обстоит гораздо сложнее. Конечно, она в какой-то степени отражает тот видимый мир, в котором обитает человек. С давних времен зритель останавливается перед изображением, восхищенный способностью художника сотворить на плоскости иллюзию мира. Это наивное восхищение понятно. Во-первых, написать вполне профессионально то, что нас окружает, дело не простое, требующее умения и мастерства. Во-вторых, большинство зрителей начинает свое открытие живописи с простодушного восхищения, постигая красоту мира через его гармоничное воспроизведение на полотне. Грустно, что на этом отношения зрителя картиной заканчиваются.

Поэтому наша цель, научиться искусству восприятия. Что это значит?

Многие виды искусства не статичны, они каждый миг дарят новые впечатления. Даже самая сложная музыка, вконец утомившая слушателя,

оставляет надежду, что следующий аккорд внесет разнообразие в звуковой поток. Роман, кажущийся поначалу скучным, может на следующей странице подарить неожиданный поворот сюжета. Картина же вся перед нами. Она не поменяется, даже если зритель простоит перед ней месяц. Меняться надо зрителю, в нем, и только в нем, происходит процесс, который, обогащая душу, позволяет увидеть все в том же холсте нечто совершенно незнакомое; и тогда возникает диалог, и жаль уйти от картины. Процитирую поразительную строфу Ф. Тютчева:

Блажен, кто в наши дни победу

Добыл не кровью, но умом,

Блажен, кто точку Архимеда

Сумел, сыскать в себе самом.

Именно в серьезном проникновении в суть художественных ценностей может современный человек найти нравственный и интеллектуальный фундамент для собственных независимых суждений, найти «точку Архимеда» в калейдоскопе сегодняшней культуры.

В старые добрые времена была учебная дисциплина, называемая риторикой. Изучивший ее азы человек мог не только самостоятельно со­здать текст любого жанра, прекрасно ориентируясь, где, в какой речевой ситуации он произведет наибольшее воздействие на читателя или слуша­теля, но и аргументировано развернуть тезисы своей речи, вести беседу на любую тему и т.п.

И еще, в глубокой древности на родине риторики, в Древней Греции, теоретики и практики этой учебной дисциплины знали одну истину: нельзя вооружать острым оружием убеждающей речи безнравственно­го человека. Поэтому и ставили древние во главу риторического обу­чения ЭТОС (нравственное, моральное право на убеждающую речь), ЛОГОС (созидательная идея, творческая мысль, которую несет автор текста людям) и ПАФОС (эмоциональная сила речи, чтобы повлиять на сердца людей). В этом этическая и философская суть риторики.

До сих пор мы говорили о главном результате обучения: о воспитании духовной, нравственной личности, где главной целью было: способствовать формированию духовно-нравственной личности гражданина Отечества, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и разви­вая его. И в наибольшей мере способствует выполнению этой цели работа над словом как средством выражения идей, понятий, суждений, чувств.

Язык художественной литературы обладает особыми качествами – образностью, выразительностью, живостью. Писатели, оттачивая язык своих произведений, находят наиболее точные, убедительные, яркие и в то же время доступные пониманию читателя слова для выражения, задуманного содержания.

Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение. Рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на уроках по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

В младших классах можно начать урок с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами…» В загадке отмечаются некоторые формы и детали – красивый хвост, шпоры и повадки петуха, которые выделяют его среди других птиц.


С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов. Предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.

Например, изображение мышки на основе восприятия загадки: «Маленький шарик под лавкой шарит». Здесь можно использовать два приема изображения мышки: - изображение животного из круга (акварель);

- изображение животного с помощью кругового штриха (карандаш).


Учителю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение).

Таким образом, художественное слово на уроке используется в качестве специального приема, главным образом, используемое с целью привлечения интереса и внимания детей к теме урока, возникновения эмоционального настроя, способствовать развитию творческой инициативы.

Художественный образ всегда связан с чем-то определенным, кон­кретным и вместе с тем говорит о многом.

...По узкой горной дороге едет одинокий всадник. Вечереет. Вокруг ни души, только величественные склоны Кавказских гор.

Человек охвачен глубоким волне­нием, которое испытывает, очевидно, каждый при виде прекрасной природы. Этот всадник — Лермонтов... Он едет и вспоминает стихи Гете. А потом создает свое за­мечательное стихотворение-перевод «Горные вершины».
Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.
Подлинно художественный образ, как правило, прост и навеян самой жизнью. Лермонтов написал: «Горные вершины спят во тьме ночной». Просто и поэтично. Он продолжает рисовать картину вечернего покоя: «Тихие долины полны свежей мглой». Обе эти фразы четко соединены, одна вытекает из другой. «Не пылит до­рога, не дрожат листы...» Картина покоя словно завершена: спят горы, долины — во тьме... И, завершая картину, спокойно и убежденно звучит: «Подожди немного, отдохнешь и ты». Нам ясно, что образ природы, схваченный острым глазом худож­ника, создал определенное настроение, воплотился в глубокую мысль.

Но почему глубоко личные настроения Лермонтова так близки и понятны нам?

В том-то и дело, что художественный образ западает в душу читателя только тогда, когда его создатель выскажет свое отношение к миру так, чтобы оно находи­ло постоянный отклик у других. Художественный образ дает нам возможность не только раскрыть свои собственные чувства и мысли, но и увидеть в нем себя, свои мысли, чувства, стремления, надежды.

Создание своих, неповторимых художественных образов (при­чем обязательно в разных видах искусства, а не только в изобра­зительном) — непременное условие формирования творчески рас­кованной, смелой, яркой, интересной личности ребенка.

Развитие творческого потенциала ребенка требует напряжен­ной работы его души, мысли, воображения. Так же, как разно­образная двигательная активность необходима для его полноцен­ного физического развития.

Такие задания, как «сочинение» пейзажа, побуждают ребен­ка отвлечься от чужих работ (срисовывают дети, как правило, сказочных героев) и прислушаться к себе, задействовать соб­ственную образно-эмоциональную память. Поэтому практичес­кое освоение приема цветового контраста целесообразно начать именно с работы над пейзажем.

Над художественным образом пейзажа ребенок начал работать уже в третьем классе. Он старался передать образ природы, ее настроение, выбирая для этого особую технику и приемы рабо­ты с цветом. Хочется думать, что осознание взаимосвязи образа и технических приемов закрепилось у учеников третьего класса, так как в четвертом классе начинается работа с цветом на ос­нове законов Цветоведения.

Ребенок уже умеет создавать образы природы, ассоциируя раз­ные природные состояния с проявлениями человеческих эмоций. Важен также «характер» того или иного пейзажа — суровый, ди­кий, романтический, «уютный» и т. д., что зависит от составля­ющих его элементов (голые скалы или широкое поле, лесная опушка или морская даль).

Одни и те же световые, атмосферные эффекты будут по-раз­ному проявляться в пейзажах с разным характером. Поэтому мало подобрать пейзаж с определен­ным «характером». Важно также тонко различать оттенки тех или иных «эмоций». Если светит солнце, то какое оно: ласковое, или ликующее, или, быть может, жгучее и злое? Если льет дождь, то он может быть скучным и монотонным, а может быть и майским ливнем... Но, пожалуй, наиболее разнообразны на­строения ветра.



Но как показать ветер на картине? Из чего складывается его образ? Как и раньше, обратимся за помощью к литературным строкам и начнем работу над композицией либо с применения цветового контраста, либо с неконтрастных цветов. Такое зада­ние поможет ребенку научиться передавать словесные характе­ристики ветра через цвет, через законы цветоведения. Что ж, внимательно вчитаемся в поэтические строки, где говорится о ветре.

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.
Какая чудесная музыка ветра звучит здесь! Ветер довольно силь­ный, но не однообразный. Разве может быть однообразной краси­вая музыка? Ветер кружится, танцует, играет снежинками.

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами.

Дождь падает отдельными полосами, такими же разорванны­ми, как порывы ветра, принесшего тучи. Частые капли дождя летят по ветру и падают на землю косо, под углом. Достаточно изобразить их, чтобы получился «портрет» ветра.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Плавное, медленное качание, чуть рябит отражение красного солнца в лужах; значит, ветер мягкий, задумчивый, а не злой.

Мы увидели три разных образа ветра, почти почувствовали его. А ведь ветер — это еще и трепет листьев, и качающиеся ветви.

Как видите, литературные строки содержат в себе много об­разной информации, необходимой маленькому художнику для работы, в том числе и информации о цветовой гамме всего пей­зажа. Конечно, подробные цветовые характеристики встречают­ся нечасто, но это и не нужно для работы: в стихах талантливых русских поэтов созданы такие выразительные пейзажные обра­зы, что ребенок, вживаясь в них, сам «увидит» подробности. Такие задания разовьют в нем чуткость к поэтическому слову, к природе.

Ребенок должен внимательно прочитать стихотворение и по­стараться почувствовать и увидеть то, что явилось источником вдохновения для поэта. Он должен анализировать возникающие чувства, словесно фиксировать их. Так определяются характер и настроение будущего рисунка. В соответствии с этим выбира­ются приемы работы с цветом — контрастное решение либо ра­бота на сближенных тонах.

Напомним, что применение контраста в композиции усили­вает состояние напряжения, а использование цветов, сближен­ных по цветовому кругу, не контрастных и по цвету, и по свет­лоте, создает ощущение комфорта, успокоения. Не забудьте, что для большей активности образа можно сочетать хроматический контраст с тональным. Подбираем цветовую гамму, характер линии, штриха, мазка, а также технику, наиболее подходящую для создания образа.



Прочитаем два стихотворения С.А. Есенина, в которых созда­ны разные образы ветреной погоды, и ответим на вопросы.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер,

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Каков характер ветра в одном и в другом стихотворении?

1. Резкий, злой.

2. Плавный, спокойный, добрый.

Каким должен быть общий тон картины?

1. Небо в тучах; темная композиция

2. Слова «золотая», «розоватой», «бабочек», «звезда» созда­ют впечатление сказочного мерцания света в ранних светлых су­мерках; композиция светлая.

Каким мазком хочется передать такое состояние?

1. Резкий.

2. Плавный.

Какое стихотворение создает ощущение напряжения, а ка­кое покоя?

1. Напряжение, тревога.

2. Покой, легкость.

Требуются ли цветовой и тональный контрасты?

1. Используется контраст, фиолетового и желтого.

2. Решение через сближенные цвета по цветовому кругу и по светлоте.

При подборе колорита и цветовой гаммы учитываются цвета и оттенки, о которых говорится в стихотворении.

Творческие задания для самостоятельной роботы.

Внимательно прочитав стихотворения, передать образ ветра, применяя законы цветоведения, тональные особен­ности цвета, возможности использования разного по характеру мазка, штриха, линии, пятна, силуэта и фактуры. Подобрать цве­товую гамму, соответствующую настроению пейзажа, времени года, о котором говорит автор, использовать те цвета и оттенки, которые он упоминает. Если в тексте не говорится о цвете, вы­брать его самому.

Хлесткий ветер в равнинную синь

Катит яблоки с тощих осин.

(С. Есенин)

Ветер злой, холодный

Листья оборвал

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

(И. Белоусов)

Ветер злой, ветер крутой в поле

Заливается,

А сугроб на степной воле

Завивается.

(А. Фет)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется.

(С. Есенин)

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

(С. Есенин)

Проплясал, проплакал дождь весенний.

(С. Есенин)

После работы над пейзажем, можно перейти к созданию об­разов своих любимых сказочных героев, добиваясь эмоциональ­ной выразительности с помощью контрастных или сближенных цветов. Помним также и о важности удачного выбора техники. При этом главное — добиться нужного впечатления, убедитель­но выразить свое отношение к персонажу, для чего, возможно, потребуется объединить несколько техник и приемов работы с цветом в одной композиции.

Вывод: Слово – тот строительный материал, при помощи которого создается художественный образ. Включение художественного слова повышает положительное эмоциональное отношение, способствует формированию создавать яркие образы, которые за­тем обогащаются в результате активизации мышления, творческого вообра­жения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизай­нерских и декоративных).

Приложение 1.

Конспект урока на тему: «Краски вечерних пейзажей»

2 класс.

Тип урока – Беседа.

Цель: - Предоставить детям возможность удивиться и порадоваться необыкновенному звучанию вечерних пейзажей, вызвать эмоциональное сопереживание настроению картин.
Задачи: - Развивать у детей цветовое видение, способность чувствовать

и соотносить цвет с настроением, которое оно вызывает.

- Видеть в картине единство содержания и средств выра­зительности.

- Обратить внимание детей на то, как цвет вечерних лучей солнца

влияет на цвет окружающих предметов.

- Обогащать речь детей эмоционально-окрашенной лексикой,

эстети­ческими терминами.

Подготовительная работа.

- Неоднократные на­блюдения на прогулке за тем, как изменяется цвет окружающих предметов на вечерней заре, на за­ходе солнца. Выполнение вечерних пейзажей.

Материалы.

- Репродукции картин «Летний вечер. Околица» И.Левитана, «Пейзаж. Лес» С.Жуковского, «Закат» А. Рылова, «Вечер на Украине» А. Куинджи; детские рисунки вечер­них пейзажей.
Ход урока.

Дети свободно усаживаются перед стендом, на котором размещены их соб­ственные рисунки — вечерние пейзажи. Рядом на закрытом стенде помещены картины худож­ников.

- Ребята, мы с вами наблюдали, как красивы вечерние пейзажи, как изменяет­ся цвет неба, деревьев, травы в лучах вечернего солнца. И мы рисовали это. Давайте рассмотрим ваши рисунки. Вот какие они получились необыч­ные. Давайте поговорим о них. О чем вы хотели в них рассказать? Почему использовали такие крас­ки? (Послушать рассказы 2—3 детей.) Вы молод­цы, придумали интересные рисунки. А сейчас да­вайте посмотрим, как рассказали об этом времени суток художники. (Открывает картину «Летний вечер. Околица» И. Левитана, дает возможность рассмотреть ее.)

- Как вы думаете, о чем же эта кар­тина? (Выслушать 2—3 детей.) Художника Исаака Ильича Левитана восхитил ясный летний вечер на окраине русской деревушки. На картине изобра­жена деревенская околица — окраина деревни. За забором — неширокое поле, вдоль которого тя­нется лиственный лес. Он золотится в лучах захо­дящего солнца. В центре картины — дорога. Ши­рокая на переднем плане, она, убегая в сторону леса, становится все уже. Весь передний план кар­тины уходит в густую вечернюю тень, которая при­глушила яркие краски, превратив их в тончайшие переходы серовато-серебристых, зеленовато-блеклых, зеленовато-молочных тонов. От этого еще ярче, еще звонче сияют краски леса, преобра­женного золотом заката.

Линия дороги и изгороди — все устремлено, все влечет взгляд туда, где царствует ликующий свет, в этот таинственный лес с ярко вспыхи­вающими красноватыми отблесками и глубоки­ми темно-зелеными тенями. И дальше, где неж­нейшими зеленовато-желтоватыми переливами сияет бесконечный лучезарный простор неба с танцующими в теплом вечернем воздухе легкими облачками. Лучи заката особенно прон­зительно сверкают, вспыхивая на деревянных столбах и воротах изгороди. Покой и тишина разлиты, в мирно засыпающей природе. Мы словно слышим хрустальную музыку упоительно тихого летнего вечера.
Люблю я этот час,

Когда со всех сторон

Ко мне идут густые тени,

И веет свежестью, и воздух напоен.

Дыханьем дремлющих растений.

И. Никитин

Засверкал огонь зарницы,

На гнезде умолкли птицы,

Тишина леса объемлет,

Не качаясь, поле дремлет.

А. Фет

Художник Архип Иванович Куинджи тоже написал картину про летний вечер. Посмотрите на нее. (Открывает картину.) Этот вечер не похож на тот, который мы с вами только что видели. Чем же? Да, это вечер на юге, в укра­инском селе. Это уже более позднее время, когда гаснет вечер и все начинает погружаться в темную южную ночь. Последние лучи заходя­щего солнца ярким розовым светом окрасили белые хаты, крыши домов, траву, небо на гори­зонте между темными, почти черными кронами деревьев. Зеленоватые тени лежат на неосве­щенной стороне домов. Сказочное очарование теплого южного вечера в потухающем пламени заката. Все объято розовой дремотой и негой.



А вот еще одна картина о летнем вечере. Ее написал художник Станислав Юлианович Жу­ковский. Называется она «Пейзаж. Лес». (Откры­вает картину.) Какой же он наблюдал закат и где?

Догорает день, зарею

Ярко пышут небеса,

А вдали туманной мглою

Одеваются леса.

С. Дрожжин

Бесконечная стена леса, и, повторяя, ее изги­бы, уходит вдаль насыпь с колеей железной до­роги. Последние лучи солнца окрасили все в красновато-лиловые, теплые коричневые оттен­ки. Только кое-где выделяется еще прозрачными пятнами светлая зелень листвы березок, и сверка­ют их бело-розовые стволы. Интересно выстро­ена художником и композиция картины. Высо­кие деревья слева, над насыпью дороги, кажутся огромными. Можно рассмотреть их стволы, ветви. Дальше, приближаясь к линии горизонта, лес превращается в сплошную массу, создавая ощущение бескрайности, бесконечности. Правая сторона картины погружена в коричневатую тень. Небо пылает лилово-сиреневыми тонами, и лег­кие вечерние облачка светятся оранжево-желто­ватыми красками. Удивительно ярки, нарядны краски, создающие настроение светлой печали, восхищения красотой гаснущего дня.



Вглядитесь в этот пейзаж. (Открывает карти­ну «Закат» А. Рылова, дает возможность рас­смотреть ее.)

Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат краснеет.

А. Фет

Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Рас­скажите. (Выслушать 2—3 детей.) Не правда ли, картина вызывает чувство тревоги, беспокойст­ва, ожидания чего-то таинственного, может быть, угрожающего. Это чувство вызывают цве­товые тона, которые использовал художник. Не­сомненно, он видел их в природе, почувствовал это состояние настороженности и предупрежде­ния, которые звучали громко и тревожно в пла­менеющем красном небе с фиолетовыми туча­ми, желто-зеленоватой, ярко-золотой полосой у горизонта, там, где за лесом садится солнце.

Кроваво-красные краски неба отражаются в реке, и она стала такой же. Изменился цвет де­ревьев, травы. Он стал каким-то коричневым, бурым. Сосны на первом плане темными силу­этами просматриваются на фоне реки и неба. Вот, оказывается, каким может быть вечерний пейзаж.

Итог урока: А сейчас внимательно посмотрите на все эти пейзажи и скажите: всегда ли цвет неба голубой, а деревьев и травы зеленый? (Ответы детей.)

- С чем это связано?

Значит, мы узнали еще один интересный «секрет» художников-живописцев: цвет в природе зависит от время суток (утро, день, вечер, ночь). Значит на все пред­меты, объекты природы влияет свет солнца.

- В какой цвет окрашивает солнце окружающую природу вечером?

(Ве­черний свет, вечерняя заря все окрашивает в розоватые, красноватые, лиловые, фиолетовые или коричневатые тона).

Приложение 2.
Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе
Тема: «Художник в театре. Создание театрального сюжета. Декорации театра теней».
Цель: Научить изготовлять театральные декорации для театра теней,

используя прием – силуэт дерева, выполненный из цветной бумаги.
Задачи: 1. Систематизировать знания детей о театре, о работе художника

в театре.

2. Вспомнить виды театра и их значение.

3. Научить изображать лес с помощью силуэта дерева из бумаги.
Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей, альбом, графический карандаш.
Оборудование:

- Репродукции изображения разных пород деревьев;

- Загадки о деревьях;

- Демонстрационные работы;

- Таблицы выполнения силуэта дерева.

-Репродукции картин художников: И. Шишкин «Дубы», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Осенний лес».
План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Беседа по теме урока.

  3. Введение в проблему урока.

  4. Упражнение.

  5. Практическая работа.

  6. Итог урока. Анализ детских работ.


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока.

Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла - всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.
- Что вы себе представляете, слыша слова ТЕАТР?

Театр – это один из видов искусства. На сцене перед зрителями актеры разыгрывают разные по содержанию пьесы: трагедии, драмы, комедии.

Первые театры появились очень давно в Древней Греции. Представления проходили под открытым небом. А с середы I века до нашей эры начали возводиться театры с рядами каменных скамей, такие как театр в Эпидавре. Римляне первыми стали использовать декорации, которые поднимались и опускались во время действия. В средние века в Европе театр возродил Уильям Шекспир. Все роли в спектакле исполняли мужчины и мальчики. Особой популярностью пользуется театр в Японии, где происходят красочные действия с яркими масками. Ну а современные театры отличаются многообразием их видов.

- Какие виды театров вы знаете?

(Кукол, художественный, драматический, оперный, мюзикл, балет, теней, мимический, пантомимы, сатиры).

- Кто работает над созданием театральных постановок?

(Драматурги, постановщики, режиссеры, художники, декораторы, костюмеры, гримеры, сценаристы, и даже зрители).

Очень большую работу для создания спектакля делают декораторы.

Театрально-декорационное искусство — вид изобразительного творчества, связанный с ху­дожественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драма­тического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства — декорации, осве­щение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров — составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сцени­ческого действия, подчиненное замыслу спек­такля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сцениче­ские представления без элементов художест­венно-изобразительного оформления являют­ся исключением.

Основа художественного оформления спек­такля — декорация, изображающая место и время действия. Образ, воплощаемый на сцене, первоначаль­но создается художником в эскизе или макете.
3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать в роли декоратора, и создавать среду леса, т. е. рисовать задник изображающий лес.

- Какой бывает лес?

Смешанный. Хвойный. Дубрава. Роща.

- Вот как художники изобразили такие леса.

Учитель показывает картины:

И. Шишкин «Дубы».

А. Куинджи «Берёзовая роща».

И. Левитан «Золотая осень».

И. Грабарь «Осенний лес».
Попробуйте угадать загадки о деревьях:
Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимой вся без иголок. (Лиственница.)
Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина.)
Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)
Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна).
- На прошлом уроке мы говорили о театре теней, что это за театр? Каковы его особенности?

Давайте посмотрим, как будут выглядеть деревья в театре теней.

- Попробуем изобразить деревья для театра теней.
4. Упражнения.

Как изобразить такие деревья. Вы сегодня принесли бумагу и ножницы.

Помним, как работать с ножницами: инструктаж по технике безопасности.

Возьмите любой лист цветной бумаги: зеленый, черный, коричневый.

Разрежем пополам и еще пополам, получатся заготовки для четырех

деревьев. Возьмем одну часть сложим пополам, нарисуем контур дерева,

вырежем и получим силуэт дерева.
Силуэт - простейший вид тонового рисунка (контурный рису­нок, заполненный одним ровным тоном).

Рефлексия. У кого получилось. Кому своя работа нравится.
5. Практическая работа.

- Наша задача выполнить декорацию для театра теней изображающую лес для действий на переднем плане.

Используйте силуэты разных видов деревьев, у кого не получается можно пользоваться шаблонами.


6. Итог урока. Анализ детских работ.

Литература.


  1. Абрамова М. А. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству». М. – 2002 г.

  2. Виноградова Г.Г. «Изобразительное искусство в школе». М. 1990 г.

  3. Курочкина Н.А. «Знакомство с пейзажной живописью». СПб.:2003 г.

  4. Рутковская А. «Рисование в начальной школе» . СПб.: 2001 г.

  5. Рыбакова О. Ю. «Азбука Искусств». М.: 2006 г.

  6. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство». М.: 2003 г.

  7. Чудакова Н.В. «Я познаю мир». М.: 1995 г.

  8. Шохин К.В. «Эстетическое воспитание». М.: 1970 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconУроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к
Методы педагогической драматургии в обучении изо. 11. Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12. Рисование с натуры,...
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо icon«Использование инновационных технологий на уроках изо»
Изо моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным...
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогическая мастерская гмо учителей изо «Современные образовательные технологии на уроках изо» (отв. Калашник Е. В., методист...
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconРабочая программа по искусству (изо) составлена на основе обязательного...
Изучение искусства (изо) в пятом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема первого полугодия: «изо и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства...
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconНестандартный урок изо в 1 классе Учитель изо сухарева Л. В
Цели: развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза, изучение фрагментов природы
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconРабочая программа учебного предмета искусство (изо) 4 класс
Изучение искусства (изо) в четвёртом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа в тетради по изо, знакомство с учебниками по изо, правилами работы, инструментами
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconУчебно-тематический план по предмету изобразительное искусство 1 год обучения
Путешествие по стране изо. Знакомство с героями страны изо. Краски: непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лось пересмотреть полностью преподавание предметов черчения и изо. В данной школе я работаю 14 лет и 10 лет веду интегрированные...
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconУрок изо в 5 классе мбоу «сош №15» Учитель ИЗО мбоу «сош №15» г. Ачинска
Ознакомление учащихся с правилами изображения праздничного настроения изобразительными средствами
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconРабочая программа по изо 4 класс. Пояснительная записка
Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной...
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconКонспект урока изо по программе Б. М. Неменского для 6-го класса...
Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую?
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconУчителей обж, физической культуры, технологии, музыки и изо
В 2012-13 учебном году перед учителями обж, физкультуры, технологии, музыки и изо были поставлены следующие цели и задачи
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» Назначение документа Учителям изо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск