Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к





НазваниеУроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к
страница1/17
Дата публикации24.02.2015
Размер2.13 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания

изобразительного искусства

  1. Художественные материалы и техники в практике обучения изобрази­
    тельному искусству.

  2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.
    Сравнительный анализ.

  3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
    безобразное в жизни и в искусстве.

  4. Методы научно- педагогических исследовании в области методики
    преподавания изобразительного искусства.

  5. Диагностика художественного развития учащихся средней школы.

  6. Особенности педагогического общения на уроках ИЗО в школе.

  7. Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном
    образовании и воспитании школьников.

  8. Содержание образования по изобразительному искусству в школе.

  9. Изобразительный, музыкальный, литературный ряд на уроках ИЗО в
    школе.

10.Методы педагогической драматургии в обучении ИЗО. 11 .Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12.Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

  1. Структура программы обучений изобразительному искусству
    Б.М.Неменского.

  2. Внекласснач работа по изобразительному и декоративно-прикладному
    искусству в школе.

15. Учебные и творческие задачи при работе над натюрмортом.
16.Реализация проблемного метода обучения на уроках ИЗО.

17.Формирование художественно-творческой активности школьников на

уроках ИЗО. 18.Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции "Приобщение к

мировой художественной культуре"

19.Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения. 20.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в

общеобразовательной школе.

21. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства. 22.Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на

уроках ИЗО в школе. 23.Основные дидактические принципы преподавания ИЗО в школе, с позиции

концепции "Школа рисунка - графическая грамота". 24.Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках и

во внеклассной работе с учащимися общеобразовательной школы. 25.Педагогические технологии и методики обучения изобразительному

искусству. Определения понятий.

МЕТОДИКА 1. Художественные материалы и техники в практике обучения ИЗО.

Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства техники художественные делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические).

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных

материалов.

Среди изобразительных видов искусства живопись - наиболее популярный вид, не смотря на то что графика - самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изображение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении.

Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям sxd деталей нередко оказывается невозможной. Когда акварель употребляется с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, свойства этого материала меняются, приближаясь к гуаши.

Гуашь (от итал. «водяная краска») - 1. Красочный материал, сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большей кроющей способностью. Гуашью работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водою. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись гуашью ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании гуашь светлеет

2. Гуашь - техника, которую в отличии от акварели принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.

Мозаика - разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей и т.д. Изображение составляется из укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу предназначенном ей месте (стена, свод, и пр.) или на отдельной плитке, которая затем вделывается в стену.

Графика (от греч. «пишу», «рисую») - один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и в жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок. Цвет в графике ограничен избранной техникой и цветом основы (в большинстве случаев бумага - белая, тонированная, окрашенная или цветная, реже - пергамент, шелк).

К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже - акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим.

Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).

Пластические искусства - то же, что пространственные, визуальные (зрительные), изящные искусства С некоторой долей условности пластические искусства делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные, или тектонические: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

Скульптура (или в рамках школьной программы - лепка), (от лат. «ваять», «высекать») - вид изобразительного искусства.

Художественная выразительность скульптуры определяется выбором материала (мрамор, гранит, бронза, дерево, в рамках школьных уроков - пластилин, бумага, гипс, глина), способом обработки (высекание или лепка), особенностями формообразования и стиля. 2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.Сравнительный анализ.

Программа Ь.М.Нсменскш о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г.

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный

ТРУД

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических

навыков и навыков художественного воспитания.

Концепция и задачи Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:

  • формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры;

  • обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

  • развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

  • усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-
    ценностных критериев жизни;

  • развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности
    детей.

Основные виды деятельности:

  • Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • лепка;

  • аппликация;

  • объемно-пространственное моделирование;

  • проектно-конструктивная деятельность;

  • художественное фотографирование и видеосъемка;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ товарищей,результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Программа В.С.Кучина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (автор IM '.Кучин, К.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.:

Дрофа, 2004.

Программа и ее особенности

Основная теоретическая и методическая база обучения - классическая школа реализма, рисования с натуры.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, но можно добавить 1 час из вариативной части Базисного учебного плана.

Концепция и задачи:

1 формирование духовной культуры личности;

2) овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по

1

2

представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 3) развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству? Основные виды деятельности:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и по
    представлению.;

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

  • декоративная работа;




  • лепка;

  • аппликация с элементами дизайна;

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Программа Т.Я.Шпикаловой.«№образительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (авторы: Е.В.Алексеенко,

С.И.Ьоюва, Г.А.Велнчкииа и др. Научный руководитель I .Я.Шпика лова) (М.: Просвещение., 2003).

Программа и ее особенности

Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического

искусства.

традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью.

Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом», на предметах произведений мастеров родного края; учатся понимать, что

искусство своего региона и Отечества - путь к познанию искусства любых эпох и народов.

1 час - изобразительная деятельность, 1 час - изобразительной области «технология» или из Вариативной части Базисного учебного плана.

«Изобразительное искусство. 5-9 классы», (авторы Т.Я.Шпикалова, Т.Я.Ершова, В.И.Колякина и др. Научный руководитель

Т.Я.Шпикалова) (М. Просвещение, 2005).

Продолжает и развивает связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 4 классы» .

Концепция и задачи:

  • Формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами интегрированного курса изобразительного
    искусства и художественного труда на народных традициях;

  • содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию их собственными силами нравственно-
    эстетической среды с искусством с учетом многообразия его видов;

  • формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры
    в связи с историей, бытом и жизнью народа;

  • формирование особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения
    искусства России.

Основные виды деятельности:

  • Рисование с натуры, по памяти и по представлению;

  • выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм;

  • выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент);

  • выполнение декоративных композиций-импровизаций;

  • моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги;

  • лепка;

  • художественная роспись;

  • аппликация;

  • работа с тканью;

  • работа с природными материалами.

3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

Основой познания образовательной области «Искусство» является эстетика.

Эстетика как область чувственного отношения к миру, эмоциональная основа художественного творчества, понимает искусство как создание

специфических идейно-эстетических ценностей, основанных на идейно-эстетических отношениях человека к действительности.

Точки соприкосновения с эстетикой в первую очередь имеют следующие виды деятельности:

  • художественное творчество

  • художественная критика

  • наука об искусстве

  • эстетическая жизнь человека.

Красота -одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и (или) внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение. Независимо от субъективных приоритетов при восприятии красоты формы, цвета или звука характер эстетического ощущения определяется пропорциями, ритмом, взаимосвязанностью частей и целого. Человека эстетически волнует также организованность как преодоление дезаргонизованности. Поэтому часто понятие красоты и гармонии взаимосвязаны.

Гармония (от греч. Звучание, согласие, противоположность хаосу) - философско-эстетическая категория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее критериям совершенства и красоты. Гармония всегда относительна и исторически конкретна. Как диалектическое единство реального и идеального, она представляет в качестве одного из важнейших критериев эстетической оценки.

Эстетику, которую чаще всего называют наукой о прекрасном, наукой о «творчестве по законам красоты», всегда определяло отношение к прекрасному как совершенству.

Высшей степенью красоты, выражением ее сущностного начала является прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства как обладающее высшей эстетической ценностью. В разные исторические периоды мыслители по-разному трактовали понятие «прекрасное». По Платону, прекрасное - это вечная, Божественная идея. Фома

Аквинский рассматривал источник прекрасного в Боге. По мнению Юма; «прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту» Красота как эстетическое понятие, относящееся только ко внешним проявлениям является разновидностью прекрасного. Однако прекрасное обозначает высшую степень, как во внешнем, так и во внутреннем выражении, а красивое

2

3

характеризует только внешнюю сторону явлений.

Противоположность прекрасному - безобразное выражает негативную эстетическую

ценность. Парадокс безобразного в искусстве состоит в том, что действительно безобразный предмет может быть изображен прекрасно. Аристотель, впервые обративший внимание на парадоксальность проблемы взаимоотношений прекрасного и безобразного, подчеркнул разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Поэтому эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Диалектика противоречия может проявляться также во взаимоотношениях между

внешней и внутренней красотой изображаемого явления. Следует все же отметить, что само представление о безобразном всегда социально исторично. 4. Методы научно-педагогических исследований в обласи методики преподавания изобразительного искусства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогическая мастерская гмо учителей изо «Современные образовательные технологии на уроках изо» (отв. Калашник Е. В., методист...
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconРабочая программа по изо 4 класс. Пояснительная записка
Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной...
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconМетодические рекомендации по теме «Роль художественного слова на...
Вид документа Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо»
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconУчебно-тематический план по предмету изобразительное искусство 1 год обучения
Путешествие по стране изо. Знакомство с героями страны изо. Краски: непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к icon«Использование инновационных технологий на уроках изо»
Изо моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным...
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconРабочая программа по искусству (изо) составлена на основе обязательного...
Изучение искусства (изо) в пятом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема первого полугодия: «изо и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства...
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconНестандартный урок изо в 1 классе Учитель изо сухарева Л. В
Цели: развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза, изучение фрагментов природы
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа в тетради по изо, знакомство с учебниками по изо, правилами работы, инструментами
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconРабочая программа учебного предмета искусство (изо) 4 класс
Изучение искусства (изо) в четвёртом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лось пересмотреть полностью преподавание предметов черчения и изо. В данной школе я работаю 14 лет и 10 лет веду интегрированные...
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconРабочая программа мбоу «Монашевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по искусству изо для обучения в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconУрок изо в 5 классе мбоу «сош №15» Учитель ИЗО мбоу «сош №15» г. Ачинска
Ознакомление учащихся с правилами изображения праздничного настроения изобразительными средствами
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconКонспект урока изо по программе Б. М. Неменского для 6-го класса...
Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую?
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconУчителей обж, физической культуры, технологии, музыки и изо
В 2012-13 учебном году перед учителями обж, физкультуры, технологии, музыки и изо были поставлены следующие цели и задачи
Уроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск