Скачать 2.13 Mb.
|
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания изобразительного искусства
10.Методы педагогической драматургии в обучении ИЗО. 11 .Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12.Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.
15. Учебные и творческие задачи при работе над натюрмортом. 16.Реализация проблемного метода обучения на уроках ИЗО. 17.Формирование художественно-творческой активности школьников на уроках ИЗО. 18.Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции "Приобщение к мировой художественной культуре" 19.Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения. 20.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. 21. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства. 22.Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на уроках ИЗО в школе. 23.Основные дидактические принципы преподавания ИЗО в школе, с позиции концепции "Школа рисунка - графическая грамота". 24.Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках и во внеклассной работе с учащимися общеобразовательной школы. 25.Педагогические технологии и методики обучения изобразительному искусству. Определения понятий. МЕТОДИКА 1. Художественные материалы и техники в практике обучения ИЗО. Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства техники художественные делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические). Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов. Среди изобразительных видов искусства живопись - наиболее популярный вид, не смотря на то что графика - самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изображение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении. Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям sxd деталей нередко оказывается невозможной. Когда акварель употребляется с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, свойства этого материала меняются, приближаясь к гуаши. Гуашь (от итал. «водяная краска») - 1. Красочный материал, сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большей кроющей способностью. Гуашью работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водою. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись гуашью ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании гуашь светлеет 2. Гуашь - техника, которую в отличии от акварели принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения. Мозаика - разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей и т.д. Изображение составляется из укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу предназначенном ей месте (стена, свод, и пр.) или на отдельной плитке, которая затем вделывается в стену. Графика (от греч. «пишу», «рисую») - один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и в жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок. Цвет в графике ограничен избранной техникой и цветом основы (в большинстве случаев бумага - белая, тонированная, окрашенная или цветная, реже - пергамент, шелк). К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже - акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим. Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель). Пластические искусства - то же, что пространственные, визуальные (зрительные), изящные искусства С некоторой долей условности пластические искусства делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные, или тектонические: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Скульптура (или в рамках школьной программы - лепка), (от лат. «ваять», «высекать») - вид изобразительного искусства. Художественная выразительность скульптуры определяется выбором материала (мрамор, гранит, бронза, дерево, в рамках школьных уроков - пластилин, бумага, гипс, глина), способом обработки (высекание или лепка), особенностями формообразования и стиля. 2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.Сравнительный анализ. Программа Ь.М.Нсменскш о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный ТРУД Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю. При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного воспитания. Концепция и задачи Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:
Основные виды деятельности:
Программа В.С.Кучина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (автор IM '.Кучин, К.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.: Дрофа, 2004. Программа и ее особенности Основная теоретическая и методическая база обучения - классическая школа реализма, рисования с натуры. Программа рассчитана на 1 час в неделю, но можно добавить 1 час из вариативной части Базисного учебного плана. Концепция и задачи: 1 формирование духовной культуры личности; 2) овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по 1 2 представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 3) развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству? Основные виды деятельности:
Программа Т.Я.Шпикаловой.«№образительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (авторы: Е.В.Алексеенко, С.И.Ьоюва, Г.А.Велнчкииа и др. Научный руководитель I .Я.Шпика лова) (М.: Просвещение., 2003). Программа и ее особенности Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства. традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью. Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом», на предметах произведений мастеров родного края; учатся понимать, что искусство своего региона и Отечества - путь к познанию искусства любых эпох и народов. 1 час - изобразительная деятельность, 1 час - изобразительной области «технология» или из Вариативной части Базисного учебного плана. «Изобразительное искусство. 5-9 классы», (авторы Т.Я.Шпикалова, Т.Я.Ершова, В.И.Колякина и др. Научный руководитель Т.Я.Шпикалова) (М. Просвещение, 2005). Продолжает и развивает связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 4 классы» . Концепция и задачи:
Основные виды деятельности:
3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Основой познания образовательной области «Искусство» является эстетика. Эстетика как область чувственного отношения к миру, эмоциональная основа художественного творчества, понимает искусство как создание специфических идейно-эстетических ценностей, основанных на идейно-эстетических отношениях человека к действительности. Точки соприкосновения с эстетикой в первую очередь имеют следующие виды деятельности:
Красота -одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и (или) внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение. Независимо от субъективных приоритетов при восприятии красоты формы, цвета или звука характер эстетического ощущения определяется пропорциями, ритмом, взаимосвязанностью частей и целого. Человека эстетически волнует также организованность как преодоление дезаргонизованности. Поэтому часто понятие красоты и гармонии взаимосвязаны. Гармония (от греч. Звучание, согласие, противоположность хаосу) - философско-эстетическая категория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее критериям совершенства и красоты. Гармония всегда относительна и исторически конкретна. Как диалектическое единство реального и идеального, она представляет в качестве одного из важнейших критериев эстетической оценки. Эстетику, которую чаще всего называют наукой о прекрасном, наукой о «творчестве по законам красоты», всегда определяло отношение к прекрасному как совершенству. Высшей степенью красоты, выражением ее сущностного начала является прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства как обладающее высшей эстетической ценностью. В разные исторические периоды мыслители по-разному трактовали понятие «прекрасное». По Платону, прекрасное - это вечная, Божественная идея. Фома Аквинский рассматривал источник прекрасного в Боге. По мнению Юма; «прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту» Красота как эстетическое понятие, относящееся только ко внешним проявлениям является разновидностью прекрасного. Однако прекрасное обозначает высшую степень, как во внешнем, так и во внутреннем выражении, а красивое 2 3 характеризует только внешнюю сторону явлений. Противоположность прекрасному - безобразное выражает негативную эстетическую ценность. Парадокс безобразного в искусстве состоит в том, что действительно безобразный предмет может быть изображен прекрасно. Аристотель, впервые обративший внимание на парадоксальность проблемы взаимоотношений прекрасного и безобразного, подчеркнул разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Поэтому эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Диалектика противоречия может проявляться также во взаимоотношениях между внешней и внутренней красотой изображаемого явления. Следует все же отметить, что само представление о безобразном всегда социально исторично. 4. Методы научно-педагогических исследований в обласи методики преподавания изобразительного искусства. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогическая мастерская гмо учителей изо «Современные образовательные технологии на уроках изо» (отв. Калашник Е. В., методист... | Рабочая программа по изо 4 класс. Пояснительная записка Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной... | ||
Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на... Вид документа Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо» | Учебно-тематический план по предмету изобразительное искусство 1 год обучения Путешествие по стране изо. Знакомство с героями страны изо. Краски: непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные | ||
«Использование инновационных технологий на уроках изо» Изо моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным... | Рабочая программа по искусству (изо) составлена на основе обязательного... Изучение искусства (изо) в пятом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема первого полугодия: «изо и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства... | Нестандартный урок изо в 1 классе Учитель изо сухарева Л. В Цели: развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза, изучение фрагментов природы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа в тетради по изо, знакомство с учебниками по изо, правилами работы, инструментами | Рабочая программа учебного предмета искусство (изо) 4 класс Изучение искусства (изо) в четвёртом классе начальной школы направлено на достижение следующих целей и задач | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лось пересмотреть полностью преподавание предметов черчения и изо. В данной школе я работаю 14 лет и 10 лет веду интегрированные... | Рабочая программа мбоу «Монашевская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по искусству изо для обучения в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального... | ||
Урок изо в 5 классе мбоу «сош №15» Учитель ИЗО мбоу «сош №15» г. Ачинска Ознакомление учащихся с правилами изображения праздничного настроения изобразительными средствами | Конспект урока изо по программе Б. М. Неменского для 6-го класса... Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую? | ||
Учителей обж, физической культуры, технологии, музыки и изо В 2012-13 учебном году перед учителями обж, физкультуры, технологии, музыки и изо были поставлены следующие цели и задачи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... |