этап урока
| время
| деятельность
| формы
| методы
| Средства обучения и контроля
|
учителя
| учащихся
| обучения
|
I. Организационный
| 3 мин
| -Приветствует учащихся.
-Отмечает явку. Проверяет готовность к занятию
-Формулирует тему занятия.
-Ставит учебные цели:
1.Повторить правила техники безопасности при работе в химической лаборатории
2.Познакомиться с лабораторным оборудованием, химической посудой, процессом изготовления фильтров
3.Провести лабораторную работу №2 «Наблюдение за горящей свечой»
4.Сделать выводы по результатам наблюдения и записать их в тетрадь для практических работ -Создает деловую, дружескую атмосферу общения
| -Приветствуют учителя. -Адаприруются к рабочему месту. -Осмысливают поставленные учителем учебные цели. Записывают в тетради дату, тему занятия
| Фронтальная
| Информа-
ционно-сооб-
щающий
| Речевая коммуникация (правильная, понятная, выразительная речь, темп, ударения, стиль речи и т.п.)
Неречевая коммуникация(мимика, взгляд, жесты, внешний вид и т.п.)
Компьютер.
Слайды с названием темы и цели урока - № 1 – 2
|
III. Практическая работа №1.
| 4 мин
| Правила техники безопасности во время работы в химической лаборатории
|
| Фронтальная
| Информа-
ционно-сооб-
щающий
| Слайд
№ 3 - 13 Речевая коммуникация (правильная, понятная, выразительная речь, темп, ударения, стиль речи и т.п.)
Неречевая коммуникация(мимика, взгляд, жесты, внешний вид и т.п.)
Компьютер.
|
10 мин
1
мин
2 мин
3 мин
4 мин
| Для выполнения ПР №1:
-Какое устройство имеет лабораторный штатив?
- Зарисуйте в тетради, подпишите части лабораторного штатива.
- Использование лабораторного штатива. Помогает учащимся при выполнении работы. - Приемы работы со спиртовкой
- назовите основные части спиртовки
Зажгите спиртовку, рассмотрите строение пламени:
- темная зона(нижняя часть пламени)
- яркая часть пламени
- Верхняя часть пламени(самая высокая температура)
Зарисуйте строение пламени спиртовки
Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, поскодонных колбах – конических и круглых.
В пробирках смешивают малые количества вещества. Для перемешивания веществ в пробирке запрещается встряхивать ее, закрывать отверстие пальцем. Для перемешивания веществ по нижней части пробирки постукивают пальцем.
Для нагревания используют круглодонные колбы. Нагревание проводят закрепив их в лапке лабораторного штатива на необходимой высоте.
- Какая часть пламени должна нагревать дно круглодонной колбы?
| -Работа с лабораторным оборудованием и химической посудой
-Работа в тетрадях для практических работ
- Отвечают на вопросы учителя
Работают со штативом
Называют части спиртовки
Рисуют строение пламени
Отвечают на вопрос
| фронтальная
| Беседа, репородуктивный, частично-поисковый,
ответы на вопросы,
инструктивно-практический,
работа в парах
| Слайды 14 – 16 Стеклянная, керамическая посуда: Плоскодонные коническая и круглая колбы, круглодонная колба, мензурки, химические стаканы, пробирки, стеклянная палочка, воронки разного размера, чашки для выпаривания, керамические стаканы, ступки с пестиком, чашки Петри, предметные стекла,
-Лабораторное оборудование: штатив, держатели для пробирок, колбы, фарфоровых чашек; держатели для пробирок, штатив для пробирок; спиртовки. Компьютер, мультимедиапроектор, экран
|
| Для следующей операции нам необходима воронка, бумажный фильтр, плоскодонная коническая или круглая колба и вода. Работу выполняем вместе со мной.
Фильтровальную бумагу сложить как показано на рисунке в учебнике, если фильтр выступает за края воронки, необходимо обрезать его по размеру воронки, вложить в воронку и смочить водой, чтобы фильтр плотно прилегал к стенкам воронки и чтобы фильтр не впитал фильтруемую жидкость.
Как нужно наливать в воронку фильтруемую жидкость?
Я надеюсь, что после того, как каждый из вас самостоятельно изготовил фильтр в дальнейшем у вас не будет затруднений при выполнении этой операции. Кроме стеклянной посуды используется фарфоровая:
- фарфоровая чашка для выпаривания веществ. Ее закрепляют в кольце лабораторного штатива и нагревают пламенем спиртовки.
- В каких случаях используется выпаривание?
- ступка и пестик для измельчения твердых веществ. При выполнении некоторых практических работ мы будем получать газообразные вещества.
Для этого используют простейшие приборы:
- колба или пробирка с плотно входящей в нее пробкой
- Аппарат Кирюшкина
Как проверить прибор для получения газов на герметичность?
| Работа с лабораторным оборудованием и химической посудой
-Работа в тетрадях для практических работ
- Отвечают на вопросы учителя
Изготовление фильтра
| Фронтальная, работа в парах
| инструктивно-практический, репродуктивный, частично-поисковый,
| Воронка, бумажный фильтр, колба, склянка с водой, ножницы
Компьютер, мультимедиапроектор, экран
Фарфоровая чашка для выпаривания, лабораторный штатив, фарфоровая ступка
Приборы для получения газов, стакан с водой
|
IV. Практическая работа №2
| 5 мин
| ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 ОПЫТ1.ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИ ГОРЕНИИ СВЕЧИ
- Какие опыты будут проведены при выполнении практической работы №2
- Какие явления называют физическими и чем они отличаются от химических?
- Как вы будете проводить первый опыт по наблюдению за физическими явлениями происходящими при горении свечи.
- Какие физические явления должны наблюдаться при горении свечи?
Какие выводы вы можете сделать после выполнения опыта?
|
Проводят наблюдение за горящей свечой
-Работа в тетрадях для практических работ
- Отвечают на вопросы учителя
Выполнение опыта №1
| Фронтальная, работа в парах
| инструктивно-практический, репродуктивный, частично-поисковый,
беседа, ответы на вопросы
|
Свеча, асбестовые сетка, стеклянная трубка, пробирка
Компьютер,
мультимедиа-
проектор. Экран.
Слайды 17,18
Слайд № 16
|
IV. Практическая работа №2
| 6 мин
| ОПЫТ 2 ОБНАРУЖЕНИЕ ПРОДУКТОВ ГОРЕНИЯ В ПЛАМЕНИ СВЕЧИ
- Вспомните ход работы по обнаружению продуктов горения в пламени.
- Какие продукты образуются при горении свечи?
- Как доказать, что при горении свечи выделяется углекислый газ?
- Записать на доске уравнение химической реакции, подтверждающей наличие в продуктах горения углекислого газа.
- К какому виду относится данная химическая реакция?
| Проводят опыты по обнаружению продуктов горения
-Работа в тетрадях для практических работ
- Отвечают на вопросы учителя
| Фронтальная, работа в парах
|
|
Держатель, предметное стекло, сухая пробирка, известковая вода Слайд 19
Компьютер,
мультимедиа-
проектор. Экран.
|
IV. Практическая работа №2
| 4 мин
| ОПЫТ 3 ВЛИЯНИЕ ВОЗДУХА НА ГОРЕНИЕ СВЕЧИ Как изменяется яркость пламени, если в пламя продувать воздух? Как объем воздуха влияет на время горения свечи? Почему? Записать в тетрадях уравнения реакции горения веществ, входящих в состав парафина. Какие продукты горения парафина получаются?
| Выполняют опыт з – влияние воздуха на горение свечи.
Делают вывод.
|
|
| Стеклянная трубка, , две свечи, асбестовые сетки, стеклянные сосуды разной емкости
Слайд 20 Компьютер,
мультимедиа-
проектор. Экран.
|
V.Подведение итогов
|
| Проводит эвристическую беседу, по проведенным практическим работам. -
| Отвечают на вопросы. Делают самоанализ изучения. Называют основные трудности. Подводя итог, говорят о практическом применении полученных знаний.
| фронталь-ная
коллектив-ная
| Информа-ционно-ре-цептивный
| Электронный слайд № 21 Компьютер,
мультимедиа-
проектор. Экран. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.:Дрофа,1997,2007 .
|
VI. домашнее задание
| 2 мин
| Дает домашнее задание с пояснениями. Оформить практическую работу в тетрадях для практических работ. Дома вы еще раз внимательно прочитаете практическую работу, во время записей вам необходимо описать ход выполнения практической работы и ответить на все вопросы, которые поставлены в тексте практической работы
| Определяют местонахож-дение домашнего задания в учебнике. Отвечают на вопросы преподавателя. Анализируют полученное задание и намечают траекторию его решения в общем виде.
| фронталь-ная
коллектив-ная
| Репродук-тивный и частично поисковый
| Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.:Дрофа,1997,2007 Слайд 21
|