Отчет о результатах самообследования
Муниципальное автономное образовательное учреждение « Межшкольный учебный комбинат» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан 1. Структура образовательного учреждения и система управления
Стратегической целью образовательной деятельности Межшкольного учебного комбината является: профориентационное специализированное обучение детей и учащейся молодёжи, ориентированное на непрерывное профессиональное самообразование подрастающего поколения их социальную адаптивность в современных рыночных условиях.
Педагогическая деятельность МУК ориентирована на реализацию вытекающих задач:
организация трудовой и профессиональной подготовки учащихся образовательных учреждений НМР, осуществляемой в соответствии с требованиями основного и дополнительного государственного образования
совершенствование и укрепление модели сетевого взаимодействия в рамках профильного обучения
развитие школьной профориентации через электронное образование
создание условий для непрерывного образования, профориентированного на решение кадровых вопросов предприятий города
создание комфортной, адаптивной образовательной среды для развития интеллектуальной, креативной молодёжи
2. Общественный запрос на профориентационные образовательные технологии Многолетняя практика убедительно показала, что введение профильного обучения в старших классах внесло позитивный вклад в формирование профессиональных интересов учащейся молодёжи. В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной профориентации и специализированной профильной подготовки старшеклассников для дальнейшего образования в вузах. Традиционно, такая форма взаимодействия привела к сохранению преемственности обучения СОШ-ССУЗ-ВУЗ, где связующим звеном должен стать Межшкольный учебный комбинат.
МАОУ «МУК» предлагает образовательные программы профессиональной подготовки для получения дополнительной профессиональной подготовки учащимися 8-11 классов по следующим направлениям:
1.Исполнитель художественно-оформительских работ
2.Повар
3.Кондитер
4.Сборщик электрических машин и аппаратов
5.Сборщик электроизмерительных приборов
6.Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
7.Продавец непродовольственных товаров
8.Контролер-кассир
9.Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
10.Парикмахер
11.Основы компьютерного делопроизводства.
12.Киношкола ,видеотворчество,искуство фотографии. 3. Контингент образовательного учреждения 3.1. Фактическое количество обучающихся на 1 сентября 2012 года составляет 950 учащихся. В межшкольном учебном комбинате сформированы 63 группы по 12 направлениям для предпрофильной подготовки учащихся 8-11 классов.
Наполняемость групп с учетом ТБ и практических занятий в мастерских составляет 12-15 человек.
3.2. Сохранность контингента обучающихся .
Реализация различных форм обучения.
С учетом учебной нагрузки и подготовки к ЕГЭ 11 классов, обучение проходит со второго полугодия (10 класс) и до декабря(11класс) по 2 часа в неделю.
Для определения потенциала учащихся при выборе профессии мы даём возможность попробовать себя в нескольких специальностях т. е. в новом учебном году возможен выбор другой профессии или углубить изучение если уже определился.
4. Содержание образовательной деятельности 4.1.Концепция развития учебно-воспитательного процесса.
Деятельность инженерно-педагогического коллектива нашего межшкольного учебного комбината ориентирована на раскрытие потенциала школьников к освоению профессиональных умений и навыков, получению ими начальных профессиональных знаний, выработку сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии с их возможностями, способностями и учётом рынка труда. Обучаясь в межшкольном учебном комбинате, учащийся знакомится с полноценной информацией о профессиях, сущностью специальностей, их спецификой и содержанием, характером и функциями трудовой деятельности, местом и ролью этих специальностей в научно-техническом прогрессе и их перспективностью. Наряду с этим, школьник получает первоначальные профессиональные знания, умения и навыки по отдельно выбранному направлению.
4.2 В Межшкольном учебном комбинате действуют следующие производственные классы: Программа курса «Оператор ЭВМ» предусматривает овладение учащимися знаниями, умениями и навыками организации работы с прикладными программами на персональном компьютере.
В ходе изучения курса обучающиеся знакомятся с понятием информации, ее ролью в современном мире, источниками информации, использованием ЭВМ для получения, переработки, передачи и хранения информации, компьютерными коммуникациями, освоением программного обеспечения и аппаратных средств современных ЭВМ.
По окончании учащиеся сдают квалификационные экзамены и получают удостоверение государственного образца. Квалификация: оператор ЭВМ. Программа данного курса предусматривает ознакомление учащихся со электросхемами, овладение умениями и навыками организации работы с инструментами, приспособлениями, используемых при работе на электрооборудовании.
В ходе изучения курса обучающиеся знакомятся с основами применения проводниковых электроизоляционных, магнитных и вспомогательных материалов, общей технологией электротехнических работ, применением аппаратов и электроизмерительных приборов, организацией и планированием производства, технологией электротехнических работ . По окончании учащиеся сдают квалификационные экзамены и получают удостоверение государственного образца. .
Квалификация: электромонтажник. Программа курса «КИПиА» предусматривает овладение учащимися общетехнических знаний по электротехническим материалам, элементам электротехники и электроники, устройству приборов контроля и регулирования, их эксплуатации.
На занятиях учащиеся изучают техническую документацию, электротехнические материалы, инструменты, технологическую последовательность разборки и сборки КИПиА, последовательность операций при выполнении ремонтных работ средств КИПиА. По окончании учащиеся сдают квалификационные экзамены и получают удостоверение государственного образца. Квалификация: слесарь КИПиА. Изучение курса «Швейное дело» ориентировано на развитие профессиональных навыков и умений в области технологии швейного дела и моделирования, а также выполнения всех видов работ по технологии изготовления одежды.
Учащиеся знакомятся со способами и приемами выполнения ручных, машинных и утюжильных работ; с устройством и назначением швейных машин, инструментов и приспособлений, основами моделирования, художественного оформления одежды .
По окончании учащиеся сдают квалификационные экзамены и получают удостоверение государственного образца. Квалификация: швея. Изучение курса «Инженерная графика» ориентировано на развитие навыков техники черчения, умение пользоваться измерительными и чертежными инструментами, выполнение практических работ в соответствии с ГОСТами ЕСКД, правилами безопасности труда.
Учащиеся знакомятся с основами геометрического и проекционного черчения, правилами построения комплексных чертежей и аксонометрических проекций, последовательностью выполнения эскизов и чертежей деталей, особенностями оформления и выполнения строительных чертежей.
По окончании учащиеся сдают квалификационные экзамены и получают удостоверение государственного образца. Квалификация: чертежник. Данный курс направлен на формирование у учащихся знаний, умений и навыков по профессии художник-оформитель. Содержание программы разработано на основе системного анализа художественно-оформительского производства и дизайна.
Учащиеся знакомятся с основами эскизирования, проектирования, дизайна и графики, моделирования и конструирования, цветоведения и материаловедения, мозаики, витража, шрифтовой работы, живописи, а также выполнения панно, декораций, гравюры, оформления стенгазет, тематических альбомов и стендов.
По окончании учащиеся сдают квалификационные экзамены и получают удостоверение государственного образца. Квалификация: художник-оформитель.
- «Коммерческий» :
Данный курс обучения ориентирован на ознакомление учащимися основам коммерческого дела. Программа построена с учетом современных требований рыночной экономики.
Обучение направлено на изучение вопросов экономики и маркетинга, основ бухгалтерского учета, профессиональной этики и психологии, искусства делового общения и основ менеджмента, техники вычисления и товароведении промышленных и продовольственных товаров, организации рекламы, определении качества промышленных и продовольственных товаров.
По окончании учащиеся сдают квалификационные экзамены и получают удостоверение государственного образца, и имеют возможность продолжить учебу в Гуманитарно-техническом колледже г. Нижнекамска по специальности «Товаровед» по сокращенной программе.
Квалификация: продавец продовольственных и непродовольственных товаров.
5. Организация учебно-воспитательного процесса.
В основу организации учебно-воспитательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ученику. Такой подход осуществляется не только через организацию учебного материала, доступного тому или иному ученику, но и через более гибкие дифференцированные формы для проявления индивидуальности как уникальности, неповторимости, оригинальности самореализации.
Совершенствование учебного плана и учебных программ.
Оптимальное сочетание базового и дополнительного образования.
Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей.
Изучение и внедрение в практику модульной системы обучения, проектной технологии, ИКТ технологий.
5.1 Структура образовательного процесса.
Важность и актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Целью проводимой межшкольным учебным комбинатом профориентационной работы, является выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии. Поэтому нами проводится координирующая работа с учётом всех этих факторов. 5.2 Обучение состоит из теоретической и практической частей, выполнением учащимся проектной работы по данному направлению .
Учебный план МБОУ «МУК» составлен в соответствии
-с Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Максимальная нагрузка учащихся соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10, зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
-Учебно-воспитательный процесс организован в послеурочном режиме, уроки начинаются с 14.25 до 18.00, продолжительность уроков 45 минут при шестидневной неделе. Для новых групп по 4 часа в неделю.
Уроки проходят парно дважы в неделю с перерывом 5-10 мин.
Для вторго года обучения 2 часа в неделю . Продолжительность учебного года:
Учебный план для VIII- X классов ориентирован на 35 учебных недель в год. Продолжительность урока - 45 минут.
Рабочие программы составлены в соответствии с федеральными образовательными стандартами предпрофобразования, с учётом требования к данному виду документации. Они обсуждены и утверждены на заседании педсовета.
Расписание уроков составлено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и учебным планом, руководствуясь требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 и утверждено директором. Расписание занятий соответствует основным целям и направлениям деятельности МУК, общей ориентации на качество образования, учитывает возрастные особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, а так же интересы детей, возможности и объём нагрузки учителей.
Классные журналы заполняются своевременно, в соответствии с рабочими программами, учебным планом. Текущий и итоговый контроль знаний учащихся ведётся систематически и объективно. В содержании названия предметов указываются по учебному плану. Учителя в течение учебного года повышают и совершенствуют свой профессиональный уровень через участие в ГМО учителей, на педсоветах, посещение уроков опытных учителей, организацию внеклассной работы и работы с родителями, изучение методической литературы.
В кабинетах созданы надлежащие условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. В них имеются необходимые для учебно-воспитательного процесса материалы, сменные и постоянные стенды, информационно-техническое обеспечение (множительная техника, телевизоры, DVD), систематизированный дидактический материал. Проветривание кабинетов осуществляется регулярно, естественное освещение в классных комнатах достаточное. Кабинеты эстетично оформлены и озеленены.
Максимальный объём учебной нагрузки соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10. Внутришкольный контроль учебно-воспитательной деятельности осуществляется в следующих формах:
1. Проверка тематического и поурочного планирования;
2. Проверка классных журналов,
3. Посещение уроков и мероприятий с последующим анализом;
5.3 Итоговая аттестация выпускников школы организуется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, утверждённым МО и Н РФ, МО и Н РТ и локальными актами, регулирующими процесс аттестации. Допуск выпускников 11 классов к итоговой аттестации осуществляется решением педсовета и приказами директора. Приказы оформлены поимённо. В 2011-2012 учебном году все обучающиеся допущены к итоговой аттестации. Результатом итоговой аттестации является выдача свидетельства об окончании курсов.
Протоколы экзаменов имеются в наличии. В книге выдачи свидетельств имеются подписи всех выпускников.
6. Состояние воспитательной работы и дополнительного образования.
Профориентирование школьников состоит из планомерно проводимой нами работы, позволяющей по результатам разноуровневого тестирования и работы психолога выявить интерес учащегося к данной области, а затем проверить его возможности и способности к усвоению материала, и в процессе обучения дать первоначальные знания, умения и навыки. Здесь мы раскрываем потенциал школьника к самоопределению и выбору профессии. Обучаясь в межшкольном учебном комбинате, учащийся знакомится с сущностью трудовых специальностей, их спецификой и содержанием, характером и функциями трудовой деятельности, местом и ролью этих специальностей в научно-техническом прогрессе и их перспективностью. Задачи:
- Использовать современные педагогические технологии в организации воспитательного процесса.
- Сформировать устойчивое нравственное поведение и здоровй образ жизни, определяющие мотивационную сферу учащихся, правовую культуру, гражданственность и патриотизм.
6.1 Трудовое воспитание и профориентация. «ТРУД И ПРИЗВАНИЕ».
От трудовых навыков – до выбора профессии.
Задачи:
- Формирование готовности выполнять профессионально-трудовые роли (Я и коллектив).
- Знакомство с профессиями нашего региона.
- Ориентация на выбор профессии востребованной в современной производственно-социальной сфере.
Содержание, виды и формы деятельности:
1. Путешествие по профессиям:
- классные часы;
- беседы;
- встречи-беседы с представителями разных профессий;
-экскурсии на предприятия города.
2. Конкурс сочинений «Самая лучшая профессия».
3. Месячник проф. ориентационной работы
4. Диагностика профессиональных намерений.
|