Что это такое?





Скачать 140.07 Kb.
НазваниеЧто это такое?
Дата публикации14.07.2014
Размер140.07 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Информатика > Вопрос
Что это такое? Кто это такой?

(Состав и действие предметов. Урок по информатике в 3 классе)
Автор: Смирнова Нонна Александровна, учитель начальных классов Немчиновского лицея Одинцовского района Московской области
Цели:

– формируем умение выделять важнейшие признаки объекта;

– формируем умение разделять составные части и свойства объекта;

– формировать умение классифицировать свойства и действия объектов;

– формируем умение пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

Личностные УУД:

1) формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) развитие познавательного интереса

Познавательные общеучебные действия:

1) формирование умения извлекать необходимую информацию из наблюдений, из личного жизненного опыта,

2) формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ),

3) формирование умения творчески мыслить.

Регулятивные учебные действия:

1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

2) формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные действия:

1)формировать умение работать в группах,

2)формировать умения четко формулировать свою мысль, отвечая на вопросы, 3)формировать умения планировать учебное сотрудничество.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) воспитание здорового образа жизни;

4) эстетическое воспитание.
Оборудование:

учебник «Информатика в играх и задачах,3кл.», Горячев А. В.;

мультимедийный проектор;

персональный компьютер ;

экран.

Программы:

• Microsoft Power Point;

• Microsoft Word.

Этапы урока

Ход урока

1.Организационный момент


Слайд 2.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Тут задачи, алгоритмы

И загадки все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!
Создадим хорошее настроение.

- Улыбнитесь друг другу, садитесь!

-Руки?

- На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

Прямая!



2. Актуализация знаний

а)Повторение пройденного.

Б)Постановка целей и определение темы урока.


Слайд 2

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – … (КОМПЬЮТЕР)

Учитель. Что может делать компьютер?

(С помощью компьютера дети могут играть, рисовать, смотреть мультфильмы, общаться с другими людьми, слушать музыку, производить сложные вычисления.)

Слайд 2

Учитель. Как Вы считаете, может ли компьютер без участия человека, захотеть поиграть или порисовать? (Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания - компьютерные программы.)

Учитель. Посмотрите на картинку. Что видим? (Робота.) Обязательно внутри него есть компьютер. Для робота очень важно правильно составить задание. Т.е. он должен работать по определенному плану. Как называется такой план? Алгоритм.

Слайд 3-5

Выполним алгоритм.

Учитель вызывает несколько мальчиков и девочек, которые встают согласно алгоритму.

Учитель. Дайте определение алгоритма.

Слайд 6

Алгоритм – последовательность действий, план действий, которые требуется выполнить, чтобы получить результат. На какой вопрос можно ответить с помощью алгоритма?

Как это делается?

Слайд 7

Мы с вами составляли алгоритм со знакомыми предметами. Сможет ли человек, робот, инопланетянин выполнить алгоритм « Вскипяти воду», «Съешь банан», «Собери гербарий», «Иди в школу», если он не знает, что такое чайник, банан, школьник, школа. Значит, какой он вопрос может задать? Что это такое? Кто это такой?

Чтобы ответить на эти вопросы надо сообщить о предмете или существе самое важное.

На уроке будем учиться выделять важнейшие признаки объекта, учиться выделять составные части и свойства объекта.

3. Открытие нового знания

Слайд 8

1.Практическая работа.

Разберите на части ручку, лежащую на вашем столе.

Что можно про нее сказать?

Есть стержень, колпачок, оболочка.

Что можно делать?

Рисовать, держать в руке, писать ,щелкать.

Вывод. Действительно, каждая из деталей по отдельности не может красиво написать буквы. Если же вы снова соберете их вместе, можно будет написать или нарисовать все, что захочешь. Таким образом, мы ответили на вопросы: Из чего предмет состоит? Что им можно делать?

Слайд 9

2.Игра «Угадай по действию».

Учитель. На нем можно ездить, кататься, перевозить грузы.

Можно ли отгадать, что это такое? Это могут быть машина, тележка, велосипед, самокат.

Из чего состоит? Руль, колеса, спицы, рама, педали.

Велосипед.

Учитель показывает детям очередной предмет, а ученики перечисляют, из чего он состоит.

Примеры:

  1. кисточка (ручка или основание и щетинка);

  2. книга (обложка, листы);

  3. стул (сиденье, ножки, спинка).

Учитель просит детей представить себе называемый предмет и перечислить его составные части. (Эта часть игры сложнее).

Примеры:

  1. гвоздь (ножка и шляпка);

  2. вилка (ручка и зубья);

  3. апельсин (кожура, дольки, семечки);

  4. дерево (корень, ствол, веточки, листочки);

Эту работу можно организовать несколькими разными способами:

можно работать парами или работать командами и организовать соревнование.

Слайд 10

3. Работа по таблице «Состав – Действия» (презентация) и работа в рабочей тетради. (Задание1, с.30)

Учитель. Чтобы процесс описания предмета был более наглядным, следует использовать таблицы, где в одной графе перечисляются составные части предмета, а в другой — его действия.

Задание 1

Учитель. Составные части и действия удобно записывать в таблицу.

Из чего состоит чайник? Что можно делать с чайником? (Дети называют сначала составные части чайника, затем действия, которые с ним можно выполнять, а учитель демонстрирует это на слайде презентации: заполняет сначала левый, затем правый столбцы таблицы.)

Чайник. Состав (из чего состоит?): носик, ручка, крышка, дно.

Действия (что с ним можно делать?): наливать воду, кипятить, мыть, ставить на плиту.

4. Применение нового знания

4. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Слайд 11

Задание 2. с.30 Кого нужно описать в этом задании?
Обратить внимание детей на то, что вопросы в таблице "Состав-Действия" записаны по - другому (не «Из чего состоит?», а «Что у него есть?»; не «Что с ним можно делать?», а «Что умеет делать?»);

  • отвечая на эти вопросы, нужно описать не просто человека или ребенка, а именно школьника!

Учитель. Рассмотрите рисунок. Кого будем описывать? Школьника. Предложить детям самостоятельно заполнить таблицу. Проверить результаты. Слайд презентации

Состав (что у него есть?) портфель, дневник, тетради, учебники, пенал.

Действия (что он может делать?) ходить в школу, учиться, получать оценки.

Слайд 12

5. Физминутка для глаз по методике В. Ф. Базарного. Альбом. Сборник песен для вожатых. Песня «Доброе утро, здравствуйте», выпуск 2007

Беседа по содержанию песни. Почему нужно друг другу говорить слова «доброе утро, здравствуйте»?



Слайд 13

6. Определение предмета . Узнать сказочного героя (по существенным признакам). Слайд презентации.

Она Буратино учила

писать,

И ключ золотой

помогала искать.

Та девочка-кукла с

большими глазами,

Как неба лазурного

высь, волосами,

На милом лице —

аккуратненький нос.

Как имя её? Отвечай на вопрос.

На завтрак съел он

только луковку,

Но никогда он не был

плаксой.

Писать учился

носом буковки

И посадил в тетрадке

кляксу.

Не слушался совсем

Мальвину

Сын папы Карло …



7.Самостоятельная работа с последующей проверкой. Работа в тетради. Задание 3.с.30. (по описанию состава и действий).

Учитель. О каком сказочном герое говорится в задании?

Какие действия Красной Шапочки названы в описании? (После того как имя будет отгадано и вписано в клетки)

(Ходит по лесу, не боится волков, ходит всегда в шапочке, лю-бит свою бабушку, носит в корзинке пирожки.)

5. Открытие нового знания

Слайд 14

8. Коллективная работа. Разгадайте чайнворд.

В классе могут быть дети, которые не знают, что такое чайнворды. Не надо спешить объяснять им это, пусть дети сами выведут правило построения чайнвордов. Вопросы чайнворда должны быть не сложными, чтобы дети смогли легко его разгадать. А дальше учитель просит их сделать вывод о правилах создания чайнвордов.

Что такое чайнворд?

Слайд15

Чайнворд – это игра, в которой называют слово, и каждое последующее слово должно начинаться с буквы, на которую было окончено предыдущее слово. Всегда даны подсказки - их существенные признаки.

Показать, что «по чайнвордски» можно составлять целые предложения. Предложить сочинить такое предложение к сказке Буратино.

6. Применение нового знания


9. Работа в парах.

Задание 4, с.31 Разгадайте чайнворд. Проверка.

Учитель. Какие со­ставные части предметов и существ названы в задании. (Клюв (у аиста), полоски (у тигра), берега (у реки.)

Какие действия предметов и существ названы? (Вить гнездо (аист), печь (торт), охотитъся (тигр), течъ (река.)





Слайд 16

10.Динамическая физкультминутка. Песня «Зарядка. Солнышко лучистое…»

Приложение 1




11. Сравнение состава и действий объектов (загадки)

Учитель. В загадках очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать. Учитель читает, приведенные ниже загадки, просит детей отгадать их (назвать объекты), а также назвать составные части и/или действия этих объектов, пользуясь текстом загадок.

«Два кольца, два конца, посередине гвоздик». (Ножницы состоят из: двух колец, двух концов, гвоздя.)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет".

(Действия дождя: шумит, идет, в дом не попадет.)

Слайд 17

Поработаем над загадкой, в которой действие одного объекта сравнивается с действиями других.

Скачет,  но  не  кенгуру.
Ест  сено,  но  не корова.
Перевозит  грузы, 

но  не  верблюд.
Ржет,  но  не  зебра.
Кто  это?


7. Открытие нового знания


Слайд 18

12.Знакомство со способами составления загадок.

Выбрать объект. Например, расческа.

Заполнить левую часть таблицы, ответы на вопрос: на что похож объект? (Всего 3 - 4 сравнения.)

Например: на забор, на пилу, на траву.

Заполнить правую часть таблицы: чем отличается? Например:

Чем расческа отличается от забора?  — Через забор можно перелезть.
Чем расческа отличается от пилы?  — Пилой можно пилить.
Чем расческа отличается от травы?  — Трава растет.

Вставить слова-связки «как…», «…но не…». Прочитать готовую загадку. Например:

Что это? Как забор, но не перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет.

Пользуясь таблицей можно придумать множество различных загадок, но чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

8. Применение нового знания


13.Самостоятельная работа.

Выполнить задание 7 .Учитель обращает внимание детей: в задании используется только часть таблицы «Состав-Действия» - а именно столбец «Состав»(«На что похоже?») В столбце «На что похоже?» записаны названия предметов, на которые похожи части рыбы. Чешуя - с кольчугой воина, хвост - с веером принцессы, плавники – с крыльями птицы. Допишите загадку. Что получилось?
Выполнить задание 8 (отгадывание загадок).Учитель обращает внимание детей на то, что:

  • эти две загадки нужно отгадать;

  • в первой загадке используется другая часть таблицы «Состав-Дей­ствия» - только столбец «Действия»;

  • во второй загадке используется только столбец «Состав».

  • в столбце «Такие же действия» записаны названия предметов, ко­торые выполняют те же действия, что и загаданный предмет или существо:

  • он колется, как ... ёлка; катится, как ... клубок; пыхтит, как ... паро­воз.

Вписать в столбец «Такие же действия» слово «паровоз».

9.Домашнее задание


Задания даются на выбор.Все задания творческие.

1. Придумай загадки с опорой на задание 9 учебника. В задании предлагается придумать три загадки: две - с помощью таблицы «На что похоже?» и одну - с помощью таблицы «Такие же действия».

2. Придумай чайнворд. Чайнворд может состоять из любого количества клеток. Лист бумаги согнутый пополам, расположи сгибом вверх. На верхней половине надо нарисовать пустой чайнворд. Здесь же под клеточками нужно записать вопросы к чайнворду. Внутри согнутого листа следует написать, а лучше, если дети смогут

нарисовать ответы.

3. Придумай загадку. Лист бумаги согнутый пополам, расположи сгибом вверх. На лицевой стороне следует написать придуманную загадку. Внутри рисуются таблицы, с помощью которых создавалась данная

загадка. На последней странице рисуется отгадка.

Рефлексия.


Слайд 19

Учитель. Что нужно знать о предмете, чтобы назвать его? (Из чего состоит, что может делать.)

- Какие свойства или признаки можно назвать существенными?

- С каким настроением вы уходите с урока?

– Какие задания вам удалось выполнить легко?

– При выполнении каких заданий испытывали затруднения?

* Отметить учеников, которые были активны на разных этапах урока

Ссылки на Интернет-ресурсы


Литература


Слайд 20.

Урок информатики в начальной школе по теме: "Алгоритм" Козлова Л.Л. - http://festival.1september.ru/authors/106-345-508/

Информатика в играх и задачах Григорьева М. Д.- http://festival.1september.ru/authors/100-270-011/

Урок информатики в 3-м клаёссе по теме "Состав и действия объекта" по курсу А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах"

Терскова Л. А.- http://festival.1september.ru/authors/100-822-602/ Электронный учебник«Информатика в играх и задачах»,3класс-http://lyceum1.perm.ru/goldmouse/3/3.htm#2Мулюкова

Наталья, МОУ "Лицей №1» Пермь, 2009

Малыши- карандаши - http://skazkiy.ru/index/0-78

клипарт- http://lenagold.ru/fon/clipart.html

анимации http://svetlanal.narod.ru/anim.html

http://gifportal.ru/101.html

http://www.podarki.ru/

http://www.rusedu.info/CMpro-p-p-2-all.htmlИнформатика - малышам

Слайд 21

Информатика. 3 класс, поурочные планы по учебнику А.В.Горячева и др., автор - составитель Ершова Н.А., Волгоград, Изд. Учитель, 2007.

А.В. Горячева и др. «Информатика в играх и задачах», 3кл.,Учебник в 2 ч., Москва, 2009

А.В. Горячева и др. «Информатика в играх и задачах», 3 кл., Методические рекомендации для учителя., Москва, Баласс, 2008

Материалы курса «Методика преподавания информатики в начальной школе (1–4-е классы) на примере курса «Информатика в играх и задачах»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 68 с.Учебно-методическое пособие. А.В. Горячев, А.А. Меньшакова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что это такое? iconЧто такое медиаурок и чем он отличается от традиционного?
Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Медиа это эмоционально яркое сообщение. Медиа – это коммуникативные средства...
Что это такое? iconЧто такое хорошее образование, что такое качественное образование?
Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи
Что это такое? iconВнеклассное чтение – за …
Хорошо это было или плохо Думаю, что уроки внеклассного чтения имели положительное значение для детей. Чтение книг воспитывает ребенка,...
Что это такое? iconПоэтому сначала важно понять, что такое метапредметность с точки...
Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве...
Что это такое? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущей целью образования в информационную эпоху является мотивация к достижению успеха. Что такое «достижение» в учебе? Это то,...
Что это такое? iconЗачем наказывать ребенка? Ребенок, чтобы стать взрослым, проходит...
Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,...
Что это такое? iconЭкология
Я хочу написать этот реферат для того, чтобы показать людям, что делается в мире и в нашей стране для сохранения окружающей среды....
Что это такое? iconУрок №2. Тема: «Информация»
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,...
Что это такое? iconЧто такое кинокамера или фотоаппарат?
А также это очень интересно осуществлять процесс фото- и киносъёмки, понимая то, что ты запечатляешь жизнь
Что это такое? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую...
Что это такое? iconРазработка урока по информатике на тему «Информация»
На прошлом уроке мы говорили о появлении термина «информатика». Давайте вспомним, откуда происходит «информатика», что это за наука,...
Что это такое? iconГоу впо
Что это такое?
Что это такое? iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что это такое? iconЧто такое творчество?
Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение...
Что это такое? iconИ. А. Бунин Отчий дом… Что же это такое? Это дом предков, родителей....
Отчий дом… Что же это такое? Это дом предков, родителей. Дом, в котором ты родился и вырос
Что это такое? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О, Мерлин, ну, что это такое? Почему, почему это происходит именно с ним? Гарри закрыл лицо руками и застонал, вернувшись к тому,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск