Скачать 113.19 Kb.
|
Технологии успешного обучения и воспитания, ориентированные на формирование мотивации достижений. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителя. Ведущей целью образования в информационную эпоху является мотивация к достижению успеха. Что такое «достижение» в учебе? Это то, что выполнено на «отлично»? Оказывается, нет. Достижение – это то, что сегодня ты делаешь лучше, чем вчера. Сейчас в мире повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Понятие педагогической технологииВ настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3)процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и в качестве реального процесса обучения. Основные качества современных педагогических технологийСтруктура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; 3) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала - диагностика учебного процесса. Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Педагогические технологии, направленные на достижения успешности в обучении 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. 1.1. Педагогика сотрудничестваПедагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. В концепции сотрудничества ученик педставлен как субъект своей учебной деятельности. 1.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.АмонашвилиУрок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь. 1.3. Интерактивное обучение Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.. При интерактивном обучении диалог строится на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Следует выделить несколько методов интерактивного обучения Это: метод “Синквейна”, перепутанные логические цепи, кластер, двухчастный дневник, 6 цветов де Боно, кейс-метод и другие. Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам. Педагогическая ценность:
Перепутанные логические цепи Перепутанные логические цепи – педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий. Советы преподавателю
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Советы преподавателю
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии 2.1. Игровые технологииИгра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
2.2. Проблемное обучениеТакая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.3.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса3.1. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
3.2. Технологии уровневой дифференциацииДифференцированное обучение –это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. 3.3. Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Метод проектов - это комплексный обучающий метод, , который дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. «Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» Стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. 3.4. Технология программированного обученияУправляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. 3.5.Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. 3.6. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
3.7. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Компьютерные технологии развивают открывают совершенно новые, технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. 4. Технологии развивающего обученияВ 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных. Специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению (открытию) знания Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве. 5. Технологии интеграции в образовании Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Цель интегрированных уроков – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и задач. Они имеют определенные преимущества:
6. Портфолио — это технология сбора и анализа ин формации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио — организатор его учебной деятельности, для учителя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер:
Этот способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Привлечение родителей к активному сотрудничеству со школой и детьми. В заключение следует подчеркнуть: только та технология успешного обучения и воспитания будет ориентирована на формирование мотивации достижений, т. е. даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем. |