Слайд № 1
Титульный
| Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего семинара-практикума Вы видите на слайде.
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.
| Слайд № 2
| В центре воспитательного процесса находится ребёнок, т.е. происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
| Слайд № 3
| В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.
| Слайд № 4
| Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Определение Вы видите на слайде. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Т. А. – предметно-схематичными моделями, Глухов В, П. – блоками-квадратами, Большова Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
| Слайд № 5
| Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.
| Слайд № 6
| Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, всем Вам хорошо известны и отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.
| Слайд № 7
| Слова К.Д.Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.
| Слайд № 8
| Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- связность, последовательность,
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для:
обогащения словарного запаса;
обучения составлению рассказов;
пересказов художественной литературы;
отгадывания и загадывания загадок;
заучивания стихов.
| Слайд № 9
| Используя мнемотехнику, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.
| Слайд № 10
| На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
| Слайд № 11
| На этом слайде Вашему вниманию представлена мнемотаблица, которая служит планом по составлению описательного рассказа. С помощью такой мнемотаблицы ребёнок сможет рассказать о любом животном.
| Слайд № 12
| Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. И Вашему вниманию представлены игры, которые созданы на основе приёмов мнемотехники.
| Слайд № 13
| Игра «Цветик-семицветик», на слайде указана цель игры.
Дети получают сердцевину цветка с символом действия, задача ребёнка подобрать нужные картинки и озвучить свой ответ.
Например: кошка мяукает; корова мычит;
волк – воет; тигр – рычит;
лошадь – ржёт;
поросёнок – хрюкает;
собака – лает, воет.
| Слайд № 14
| Игра «Поезд». Цель игры показана на слайде. Перед игрой дети рассматривают вагончики. Внимание детей обращается на окошки поезда, они все разные по размеру. Затем картинка ставится в окошко среднего вагона, а затем работаем со словом: уменьшаем его, и затем увеличиваем.
Например:
Коса, косичка, косища;
Дом, домик, домище;
Сапоги, сапожки, сапожища.
| Слайд № 15
| Игра «Волшебный круг».
Даю устные объяснения.
| Слайд № 16
| Игра «Сосчитай-ка».
Даю устные объяснения.
| Слайд № 17
| А сейчас, уважаемые коллеги,
мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Сейчас я предлагаю Вам разделиться на две группы. «Солнышко» и «Ромашка», согласно рисункам.
Первое задание.
Каждой группе предлагается мнемотаблица, необходимо составить небольшой рассказ, опираясь на мнемотаблицу. Время для подготовки – 5 минут.
(включить музыку)
(убавить звук на колонках, когда рассказывают)
Второе задание.
Вам предлагается текст, необходимо зарисовать мнемотаблицу к данному тексту. Время на подготовку - 5 минут. (Музыку на колонках включить).
(убавить звук на колонках, когда рассказывают).
Третье задание.
По мнемотаблице рассказать о животном. Время на подготовку 5 минут. (Музыку на колонках включить).
(убавить звук на колонках, когда рассказывают).
Четвёртое задание.
Нужно придумать игру с использованием приёма мнемотехники. Время на подготовку 5 минут. (Музыку на колонках включить).
Пригласить одного – двух человек (по желанию), чтобы рассказали о том. Какую игру придумали.
(убавить звук на колонках, когда рассказывают).
| Слайд № 18
| Итак, приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к занятиям, а соответственно повышается их эффективность.
| Слайд № 19
| Для тех, кто заинтересовался сегодняшней темой, и, желает использовать этот метод в своей практике, предлагаю ознакомиться с буклетом, в котором дана литература и интернет-сайты по этой теме.
| Слайд № 20
| И в заключение, семинара предлагаю Вам ответить на вопросы небольшой анкеты. Благодарю за внимание!
|
|