Г. И. Баронова, С. А. Иванова





Скачать 75.45 Kb.
НазваниеГ. И. Баронова, С. А. Иванова
Дата публикации30.07.2014
Размер75.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Г.И. Баронова, С.А. Иванова,

г. Орск

Консультационная и диагностическая деятельность учителя

в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [1].

Внеурочная познавательная деятельность школьников, как форма организации внеурочной деятельности школьников, в МОАУ СОШ №4 организована в форме элективного курса «Проектная деятельность».

Деятельность учителя и учащихся в этом вопросе предполагает очень тесное взаимодействие. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследование – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Осуществляя учебно-исследовательскую деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не только от их возраста, но и от сформированности умений и навыков.

На всех этапах работы педагог выступает как помощник: он не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

  1. Консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. (Педагог подсказывает возможное направление мысли, а ребенок сам находит ответы, проверяет их правильность при помощи имеющихся знаний и делает выводы).

  2. Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию исследовательской деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

  3. Помогает: помощь учащимся при работе выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в исследовательской деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над исследованием; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.

  4. Наблюдает: наблюдение, осуществляемое учителем, нацелено на получение им информации, которая позволит педагогу продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и, с другой стороны, в основу лягут его действия по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся.

Интересен и результат работы. Чтобы его замерить, необходимо проводить диагностику. Диагностика проводится 2 раза в год (в начале учебного года и в конце). Данная методика диагностики изучения уровня навыков исследовательской работы учащихся начальной школы разработана но основе:

  • «Программы общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетенции школьников», составители Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков [3].

  • «Методики интеллектуальный портрет», составитель А.И. Савенков [4].

Исходя из понятия исследовательская работа, определены основные группы навыков и умений, подлежащих диагностированию:

  1. Любопытство по отношению к проблеме, объекту и предмету исследования (мне интересно).

  2. Навыки работы с проблемой (не соответствует желаемое с действительным).

  3. Умения ставить цепь исследования (что хочу исследовать).

  4. Навыки постановки гипотезы (будет то-то, если).

  5. Навыки выбора метода исследовательской работы (каким способом буду исследовать).

  6. Навыки ведения алгоритма эксперимента (в какой последовательности буду исследовать).

  7. Оценка и практическое применение созданного (для чего я это сделал).

  8. Навыки рефлексии (что делал, как делал, зачем делал, чему научился и как это знание можно использовать в других областях).

Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценить сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов позволяют критерии:

1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносится с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов:

1. Исходный уровень мы определяем как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

Таким образом, можно сделать вывод, что систематически оказывая помощь учащимся в их исследовательской деятельности, можно достичь определенных результатов.

Список литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010. - 223с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-0205498

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 208 с. - ISBN 978-5-9507-0545-8

  3. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/Д. В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков//Народное образование. - 2003. - № 8.

  4. Савенков А.И. Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в шк.-2002.-N 6.-С.54-62.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. И. Баронова, С. А. Иванова icon«Детский сад территория здоровья» Вид конкурсной работы и название
Анисимова Г. Г., Бауде Н. Д., Иванова Г. Н., Иванова Е. А., Тютчева О. Г., Ломанова Н. С
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconРоль логопеда в экологическом воспитании дошкольника с онр на материале...
Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconФгоу впо «Приморская государственная сельскохозяйственная академия» Научная библиотека
Павел Алексеевич Задорожин: биобиблиограф указ к юбилею П. А. Задорожина и к 30-летию факультета ветеринарной медицины / сост. Г....
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconЭсхил. Агамемнон (перевод Вяч. Иванова)
Перевод Вяч. Иванова Печатается по книге: Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989, с. 161-195
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconПакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для...
В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Календарно-тематический план составлен применительно к учебной программе...
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconАнастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб пособие...
Примерной программой «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы». Автор программы Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В....
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconУчебник для 8-9 кл общеобразоват учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л....
Экономику и Право разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы...
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconПрограмма Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. В. Иванова и др. «Обществознание. 10 -11 классы»
Программа Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. В. Иванова и др. «Обществознание. 10 -11 классы» Базовый уровень Москва, Просвещение,...
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconПредметный курс «Обществознание» (5-9 классы) Авторы: Л. Н. Боголюбов,...
Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для...
И. Иванова «Основы экономической теории», 1- часть, Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального государственного...
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconФгбоу впо «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова»
«Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова»
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconУчебно-методический комплекс Автор-составитель : Л. Д. Иванова, доцент...
Автор-составитель: Л. Д. Иванова, доцент кафедры истории журналистики департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального...
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconУрок 6 а 215 Иванова Н. Г. «Мне о России надо говорить…»

Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconЮ. В. Иванова
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconСовременной композиции учебная программа по
Фгоувпо "Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова"
Г. И. Баронова, С. А. Иванова iconПояснительная записка тематическое планирование составлено на основе...
Тематическое планирование составлено на основе учебной программы: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск