Скачать 106.87 Kb.
|
Тема: «Видоизменения подземных побегов» Цели: Образовательные: *продолжить формирование понятия «побег», *расширить знания о многообразии побегов, *показать взаимосвязь дополнительных функций побега и изменения его строения, *раскрыть значение подземных видоизменений побега в жизни растения, *познакомить с использованием корневищ, луковиц и клубней. Развивающие: способствовать формированию умений и навыков *намечать задачи урока, *планировать, *участвовать в учебном диалоге, *работать с учебником, *находить нужную информацию, *выделять главное, *исследовать объекты природы. Воспитательные: способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе диалога, полилога, через воспитание настойчивости к достижению цели. Средства обучения: таблицы, клубни картофеля, луковицы репчатого лука, гербарий растений с корневищами пырея, инструментарий (лупы) и бланки для оформления лабораторной работы, комнатные растения (сансевьера, амариллис). Структура урока:
Ход урока I. Организация класса II. Проверка знаний 1.Фронтальный опрос /Беседа по вопросам/ 1.Какие царства органического мира вам известны? 2.Какое царство мы сейчас изучаем? 3.Какие органы имеет растение? 4.Что такое побег? 2.Индивидуальный опрос /Работа по карточкам/ Один ученик работает на компьютере Задание 1. Установите соответствие между частями побега и выполняемыми функциями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца. Части побега Функции А) стебель 1. фотосинтез Б) лист 2. опора В) почка 3. образование побегов 4. испарение воды 5. проведение веществ 6. газообмен 7. выносит листья к свету 8. запас питательных веществ Ответ:
III. Изучение нового материала /Выдвижение гипотезы/ Всегда ли побег выполняет такие функции? Как вы думаете? В черном ящике находятся растения, имеющие необычные побеги. Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать и тогда догадаетесь, что лежит в черном ящике. *Вот уже не первый год в доме он моем живет. Нет у него ни глаз, ни ножек и колючий он, как ежик. (кактус) *Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко: Путь-дорожку до зари освещают фонари. На больших столбах подряд лампы белые висят. (ландыш) *Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слез доведу. (лук) *Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель) Что общего между этими растениями? (они имеют видоизмененные побеги) Какое растение будет лишним? (кактус) Почему? (он имеет надземный видоизмененный побег, а остальные растения – подземные видоизмененные побеги) Целеполагание и мотивация Итак, тема нашего урока «Видоизменения подземных побегов». Слайд №1 /Постановка целей урока, выдвижение гипотез обучающимися/ (написаны на доске):
Каким образом мы будем искать ответы на вопросы урока? (Выполнение лабораторной работы – работа в парах) Выполнение лабораторной работы «Строение корневища, клубня и луковицы». Слайд №2, слайд №3 Инструкция по выполнению лабораторной работы Тема: «Изучение видоизмененных побегов» Цель: изучить строение видоизмененных побегов 1.Рассмотрите корневище пырея. Найдите стебель, верхушечную и пазушные почки, чешуевидные листья и придаточные корни. Заполните в таблице графу «Строение видоизмененного побега» 2.Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку. Рассмотрите глазки, найдите в них почки с помощью лупы, найдите росток. Рассмотрите тонкий поперечный срез клубня, сравните срез клубня с поперечным срезом стебля. Заполните в таблице графу «Строение видоизмененного побега» 3.Рассмотрите луковицу. Найдите верхние сухие чешуи - видоизмененные листья. Рассмотрите продольный разрез луковицы, найдите донце, почки, видоизмененные сочные листья, придаточные корни. Заполните в таблице графу «Строение видоизмененного побега» Осознание и осмысление новой информации Используя инструкцию, обучающиеся заполняют в тетради вторую колонку таблицы «Видоизменения подземных побегов».
-Используя данные второй колонки таблицы, Слайд №4 докажите, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги. /они имеют стебель, лист, почки./ - Для того чтобы заполнить третью колонку таблицы, нам необходимо решить проблемные задачи. 1.Чем корневище, клубень и луковица отличаются от обычного надземного побега? (нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сухие чешуи, сочные листья) 2.Чем можно объяснить наличие перечисленных вами особенностей? (различие в среде обитания, различие в функциях) Докажем это с помощью простого опыта. На разрез клубня капнем раствор йода, очень быстро появляется темно-синее окрашивание. О чем это говорит?» (О наличии крахмала, крахмал – это запасное питательное вещество, им особенно богаты клубни и корневища) Итак, главная функция подземных видоизмененных побегов – запас питательных веществ Перед вами комнатное растение – амариллис. Давайте познакомимся с ним поближе (рассказывает ученик). Сообщение обучающегося «Родина амариллиса – африканская пустыня Карру. В пустыне на ссохшейся почве не видно жизни. Только изредка попадаются уродливые алоэ. Однако не всегда в пустыне Карру стоит жара. В конце лета, в августе там льют прохладные дожди. Глинистая почва пустыни размягчается и в несколько дней неожиданно покрывается красивыми крупными цветками амариллиса. Откуда же берутся эти красивые растения на твердой сухой почве пустыни Карру? Ведь не могут же эти растения за какие-нибудь две недели вырасти из семян и зацвести?» Оказывается амариллис имеет под землей луковицу, которая позволяет ему прятаться от жестокой засухи, в сочных чешуевидных листьях луковицы накапливаются вода и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растению». В «прятки» умеют играть не только растения степей и пустынь, но и наши северные раноцветущие растения. Они цветут в апреле-мае. Мы их называем подснежниками. Какие подснежники, первоцветы вам известны? (крокус, мать-и-мачеха, ветреница, медуница, гусиный лук, хохлатка) Уже в мае и конце июня эти растения образуют плоды и семена, а затем вся надземная часть их отмирает (исключение – мать-мачеха). Откуда же они появляются следующей весной? Они имеют видоизмененные подземные побеги) Слайд №5 Итак, вторая функция видоизмененных побегов – переживание неблагоприятных условий Слайд №6 Посмотрим на экран. Обратите внимание, какой процесс изображен на рисунках? / «Вегетативное размножение»/ -размножение сансевьеры делением корневища, -размножение картофеля делением клубня, -размножение чеснока детками-зубками. О чем говорят эти примеры? Третья функция видоизмененных побегов – вегетативное размножение. -А сейчас самостоятельно заполните третью колонку таблицы «Видоизменения подземных побегов». Идет самостоятельная работа, затем ее анализ. -Каково значение подземных видоизменений побега для человека? (многие растения с подземными видоизмененными побегами являются культурными пищевыми – картофель, лук, чеснок, декоративными – лилия, тюльпан; возможность вегетативного размножения таких растений человек использует в растениеводстве) IV. Закрепление знаний Итак, вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока? Выполните тест Найдите один верный ответ. /Один обучающийся работает на компьютере/ 1.Видоизмененные побеги-это: А) лист Б) стебель В) луковица Г) почка 2.Столоны-это: А) побеги луковицы Б) побеги картофеля В) побеги клубня Г) побеги корневища 3.Донце имеет: А) картофель Б) клубень В) луковица Г) корневище 4.Основной функцией видоизмененных подземных побегов является: А) газообмен Б) испарение воды В) запас питательных веществ Г) фотосинтез 5.Видоизмененные подземные побеги имеют растения: А) лук, картофель, яблоня Б) ландыш, ромашка, василек В) чеснок, лук, картофель Г) крапива, ирис, слива Ответы: 1- В 2-Б 3-В 4-В 5-В Обобщение и систематизация Заполнение листка оценки, выставление оценок V. Задание на дом Параграф 27, заполнить 4 графу таблицы «Примеры растений», творческое задание – сочинить сказку по теме «Видоизменения побегов» Итоги урока, рефлексия -Что нового вы узнали на уроке? -Какое настроение было у вас на уроке? -Что больше всего запомнилось на уроке? Листок оценки знаний Коваленко Натальи
Листок оценки знаний Моторко Марины
Листок оценки знаний Долгого Константина
Листок оценки знаний Черкай Максима
Задание 1. Установите соответствие между частями побега и выполняемыми функциями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца. Части побега Функции А) стебель 1. фотосинтез Б) лист 2. опора В) почка 3. образование побегов 4. испарение воды 5. проведение веществ 6. газообмен 7. выносит листья к свету 8. запас питательных веществ Выполните тест Найдите один верный ответ. 1.Видоизмененные побеги-это: А) лист Б) стебель В) луковица Г) почка 2.Столоны-это: А) побеги луковицы Б) побеги картофеля В) побеги клубня Г) побеги корневища 3.Донце имеет: А) картофель Б) клубень В) луковица Г) корневище 4.Основной функцией видоизмененных подземных побегов является: А) газообмен Б) испарение воды В) запас питательных веществ Г) фотосинтез 5.Видоизмененные подземные побеги имеют растения: А) лук, картофель, яблоня Б) ландыш, ромашка, василек В) чеснок, лук, картофель Г) крапива, ирис, слива Задание №1 Ответ:
Задание №2. Ответ: 1- 2- 3- 4- 5- |
Видоизменения подземных побегов Учитель Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: выявить черты сходства видоизмененных подземных побегов с вегетативным побегом | ||
Учитель Мельникова Людмила Николаевна Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами,... | Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка и совершенствование... Ростехнадзору, в том числе опасные производственные объекты, на которых производятся и хранятся взрывчатые вещества, ведутся горные... | ||
Тема урока. Соцветие. Задание 1 Соцветие – это побег или система побегов, несущих в определенном порядке расположенные цветки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: дать понятие побега, познакомить с особенностями строения побегов и почек покрытосеменных растений | ||
«Аллотропия. Аллотропные модификации углерода, кислорода, олова» Цель работы: Знать понятие аллотропии, аллотропные видоизменения некоторых веществ; понимать причины существования аллотропных модификаций... | Исследование особенностей создания подземных хранилищ газа в истощенных... | ||
Темы рефератов по «географии» Формирование подземной гидросферы Земли и значение подземных вод для человечества | Рабочая программа дисциплины «гидрогеохимия» Специализация: №2 Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания | ||
Урок на тему «Органы цветковых растений. Корень» Дрофа 2010 год. Стр. 20 раздаточный материал: пророщенные семена ржи, фасоли пророщенный репчатый лук, гербарии цветковых растений,... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Термодинамика и теплопередача Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ” | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «нефтегазопромысловое оборудование» Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ | Рабочая программа по курсу «Динамика подземных вод» Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ | Тематический план п/№ Тема Недели семестра Основные физико-химические процессы взаимодействия загрязненных стоков, подземных вод и пород |