Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи





Скачать 164.72 Kb.
НазваниеОбучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи
Дата публикации30.07.2014
Размер164.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи

Понятия медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. Критерии медиакомпетентности. Типы мультимедийных продуктов.

Медиаобразование (media education) (в документах ЮНЕСКО) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география».

«Понятие «медиаграмотность» media literacy») ведет свое начало от терминов «критическое видение» и «визуальная грамотность». В научной литературе встречаются такие термины, как «технологическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и т.д. Л. Мастерман, К. Ворсноп, А.В. Шариков, А.В. Спичкин, многие другие ученые и преподаватели считают, что медиаграмотность — это часть более широкого и емкого понятия — медиаобразования. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя многие медиапедагоги практически ставят знак равенства между двумя этими терминами.

Существует определенная система основных терминов, которыми оперирует медиаобразование:

  • адресат медиаобразования (the addressee of media education) — школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.);

  • задачи медиаобразования (tasks of media education) — обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности;

  • ключевые понятия медиаобразования (key concepts of media education) — восприятие, художественно-творческая деятельность, воспроизведение, интерпретация, анализ, оценка, источник информации, освоение информации, категория медиатекста, язык медиатекста, технология, аудитория;

  • критическая автономия (critical autonomy) — сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста;

  • критическое мышление (critical thinking) — аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении».

  • медиа (media) — «средства массовой коммуникации» — технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией);

  • медиавоздействие (effects, media effects) — воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;

  • медиавосприятие (mediation): восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов);

  • медиаграмотность (media literacy) — умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение читать медиатекст;

  • медиаискусства (media arts) — искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);

  • медиаобразование (media education) — процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей,

критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

  • медиатекст (media text, media construct) — сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм, презентация и пр.);

  • формы медиаобразования (forms of media education): интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в специализированных учебных заведениях, спецкурсы;

  • язык медиа (discourse, media language) — комплекс средств и приемов экранной выразительности и т.д. (профессор, д.п.н. А.В.Федоров).

Понятие медиакомпетентности ( http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=642 ).

Типы медиа-ресурсов:

  • Мультимедиа-презентация;

  • Мультимедиа-каталог;

  • Слайд-шоу;

  • Электронный отчет;

  • CD-визитка;

  • Юбилейный CD;

  • Мультимедиа-доклад;

  • Электронный журнал;

  • Рекламный, промо-ролик;

  • Виртуальный тур;

  • Мультимедиа-энциклопедия;

  • Мультимедиа-книга;

  • Flash-игра (on-line, off-line);

  • Мультимедиа-тренажер;

  • Мультимедиа-тренинг;

  • Обучающая мультимедиа-система и т.д.

Каждый медиа-ресурс должен иметь уникальную эстетическую форму, и гармоничное соотношение формы и содержания. Технологически медиа-продукт можно создать в следующих средах: Adobe Flash, Adobe Captivate, MS PowerPoint, 00 Impress, сетевых сервисах prezi.com, sliderocket.com, myebook.com, zooburst.com и т.д.

Опасности интернета. Правила безопасного использования Интернета. Способы защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше - детей и подростков. В развитии интернета выделяют три этапа:

  1. От бурного роста систем обработки информации (в это время активизировались поисковики Yahoo, Google)

  2. К распространению коммуникации и электронной коммерции (онлайн-магазины Amazon, Ebay)

  3. И третьему этапу, когда интернет стал огромной средой общения (соцсети и блоги Facebook, YouTube, Skype, Twitter, Blogger, MySpace и др.).

В этом не последнюю роль играет мобильная связь, которая делает интернет доступнее, а значит, все больше людей открывают для себя необъятный мир информации. Так, ежедневно поисковая машина Google обрабатывает около миллиарда запросов, пользователи сервисов обмена сообщениями (ICQ, Jabber и др.) пишут по 80 миллиардов сообщений, аудитория социальных сетей (Facebook, MySpace, Linkedln, ВКонтакте и др.) превышает 250 миллионов человек!

Дети, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с новыми технологиями, в частности интернетом, опережая в технической грамотности родителей. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы. Отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как:

  • онлайн-насилие,

  • мошенничество,

  • порнография,

  • получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.

По результатам социологических опросов «приходит» тревожная статистика:

  • более 28% опрошенных детей готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети.

  • 17% без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье - место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей и т. д. (о том, для чего посторонним может потребоваться такая информация, дети, как правило, не задумываются).

  • 22% детей периодически попадают на сайты для взрослых.

  • 28% детей, увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить, а 11%- пытались купить наркотики.

  • около 14% опрошенных время от времени отправляют платные SMS за бонусы в он­лайн-играх и лишь немногие обращают внимание на стоимость такой опции.

Т.о. прежде, чем пользоваться Интернетом, необходимо ознакомиться с возможными опасностями Сети (вредоносным программным обеспечением, небезопасными сайтами, интернет-мошенниками и др.) и их последствиями. В настоящее время есть достаточно много интернет-ресурсов, рассказывающих о правилах использования Интернета и правилах коммуникации в Сети.

Ссылки на полезные ресурсы:

  • http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm:

  • http://safe.beeline.ru/smc/index.wbp (безопасная мобильная связь, радио-уроки)

  • http://stopfraud.megafon.ru/fraudtypes/look.html (безопасное общение, виды мобильного мошенничества, рекомендации, советы родителям)

  • http://www.kasperskyacademy.com/ru/is-lesson - (урок безопасности в лаборатории Касперского»)

  • федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

  • проект федерального закона "о внесении изменения в статью 23 федерального закона "о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

  • http://www.detionline.ru/ (Ребенок в сети)

  • http://saferunet.ru/ (Российский сайт, посвященный безопасности детей в интернете)

  • http://www.icmec.oru/ (Международный центр защиты детей от эксплуатации и похищений)

  • http://www.nachalka.com/bezopasnost (Раздел сайта Началка.ру дает советы по онлайн-безопасности для родителей, и учителей).

  • http://www.netpolice.ru/ (Сайт NetPolice популяризирует безопасный и эффективный доступ в интернет для детей и подростков).


Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет. Программное обеспечение персонального компьютера с функцией «Родительского контроля» или «Ограничения доступа» в сети Интернет, настройка.

Безопасность детей в Сети (правила для педагогов и родителей):

  • Помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете — правда. Приучите его спрашивать то, в чем он не уверен.

  • Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без разрешения или в отсутствии взрослого человека.

  • Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.

  • Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.

  • Проверяйте актуальность уже установленных правил. Следите за тем, чтобы правила соответствовали возрасту и развитию ребенка.

  • Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы, (подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.coin/rus/athomc7securitv/email/fiuhtsDam.mspx )

  • Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения

Обеспечивать родительский контроль в Интернет можно с помощью различного программного обеспечения. Например, «Родительский контроль» в Windows Vista, 7 «ограничение доступа» в сети Интернет, средства «Родительского контроля», встроенные в Kaspersky Internet Security. Функции «Родительского контроля» в Windows Vista:

  • Ограничение времени, проводимого ребенком за компьютером

  • Установка запрета на доступ детей к отдельным играм

  • Ограничение активности детей в Интернете

  • Выбор типов содержимого для блокировки

  • Установка запретов на использование детьми отдельных программ

  • Ведение отчетов о работе ребенка за компьютером

Не стоит думать, что Интернет — это безопасное место, в котором дети могут чувствовать себя защищенными. Использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля - это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств можно помочь детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников в сети.

Ссылки на полезные ресурсы:

  • http://www.oszone.net/6213 (Родительский контроль в Windows Vista, Kaspersky Internet Security 7.0)

  • http://www.oszone.net/12763/iesecl Г2,3,4,51 (Безопасная работа в Интернете или как правильно настроить Internet Explorer. Часть 1,2.3,4,5)

Список литературы:

  1. Кодексы и Законы РФ. Закон об образовании. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Информационный ресурс [http://www.zakonrf.info/zakon- ob-obrazovanii/32/].

  2. Медиакомпетентность современной молодежи: проблемы и тенденции [http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=642],

  3. Безопасность в Интернете [http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koorniksid/rus/html/etusivu.htm].

  4. Сетевой этикет (для электронной почты, для общения в чате, форуме, конференции) [http://www.letopisi.ru/index.php/%DO%A 1 %D0%B5%D 1 %82%D0%B5%D0%B2%D0%BE %D0%B9_%D 1 %8 D%D 1 %82%D0%B8%D0%B A%D0%B5%D 1 %82]

  5. Литовченко И.В., Максименко С.Д, Болтивец С.И., Чепа М.А., Бугаёва Н.М. Дети в интернете: как научить безопасности в виртуальном мире. - К.: Издательство ООО «Издательский Дом “Аванпост-Прим”, 2010. - с. 48. - (Пособие для родителей)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconОбразовательная программа «Обучение детей основам медиаграмотности...
«Обучение детей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи»
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconПрезентация для детей «Безопасный Интернет»
Интернета и мобильной (сотовой) связи обучающихся, родителей (законных представителей)
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconМедиабезопасность детей в сетях интернет и сотовой связи
В сентябре 2011 года в школах России проходят уроки медиа-безопасности, на которых обучающиеся получают знания о правилах ответственного...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconУрок «Интернет-безопасность»
Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconМедиабезопасность
В сентябре 2011 года в школах России прошли уроки медиа-безопасности, на которых обучающиеся получили знания о правилах ответственного...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconУроков медиабезопасности школьников
Уполномоченные по правам ребенка в регионах России проведут в школах уроки медиабезопасности, на которых расскажут учащимся о правилах...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconРекомендации по проведению уроков медиабезопасности школьников
Уполномоченные по правам ребенка в регионах России проведут в школах уроки медиабезопасности, на которых расскажут учащимся о правилах...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconУрок знаний «Уроки медиа безопасности» 10 класс. Цель и задачи урока
Сми (в т ч электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconРабочая программа учебной дисциплины «Межкультурная коммуникация»
Цель дисциплины: обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам в области межкультурной коммуникации
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconПлан организационных мероприятий по подготовке и проведению Всемирного...
Девиз дня защиты прав потребителей в 2014г.: «Укрепим наши телефонные права. Правосудие для потребителей мобильной связи»
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconМосковский энергетический институт (технический университет)
...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconОсновная образовательная программа магистратуры (далее магистерская...
Общая характеристика магистерской программы «Системы и сети мобильной радиосвязи» по направлению подготовки 11. 04. 02 «Инфокоммуникационные...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconО правилах использования средств мобильной связи в здании и на территории...
Маоу «сош №58» (далее соответственно – Правила, автономное учреждение) устанавливаются для работников и обучающихся в целях улучшения...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconРабочая программа по дисциплине в 14. Реклама в туризме
Цель курса обучение студентов теоретическим знаниям и практическим навыкам в области рекламы в туризме, формирование у студентов...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconБезопасность в интернете
Интернете, объявили о своем объединении с целью проведения совместными усилиями Года Безопасного Интернета в России. Был образован...
Обучение родителей основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи iconРеферат по: «Радиотелефонные и сотовые коммуникационные системы»
Сколько существует сетей сотовой связи wcdma, где реализована поддержка hsupa?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск