Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра связей с общественностью
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________________ В.А. Шамахов
« ___» _____________ 2012 г.
|
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Межкультурная коммуникация» по направлению 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры связей с общественностью
« 03» сентября 2012 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой _____________________ С.Ю. Чимаров Согласовано
Зам. директором ____________ Е. А. Китин Программу составил(а,и) _________________ к.полит.н., доцент Т. Г. Рябова
Санкт-Петербург
2012
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам в области межкультурной коммуникации.
Задачи дисциплины:
представить основные понятия и подходы к изучению межкультурной коммуникации;
ознакомить студентов с проблемными областями межкультурной коммуникации;
сформировать практические навыки эффективного взаимодействия с представителями западных и восточных культур;
развить у студентов аналитические способности и навыки в познании процессов, формирующих культуру.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-4 Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
ОК-7 Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки.
ПК-9 Обладание базовыми навыками общения, умение устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами;
ПК-26 Способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участие в формировании и поддержании корпоративной культуры.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основные понятия и подходы к изучению межкультурной коммуникации; особенности восточной и западной культуры; теорию коммуникации; проблемные области межкультурной коммуникации; основы речевого этикета
уметь: эффективно взаимодействовать с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами; устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения;
владеть: основами речи ведения диалога, законами композиции и стиля, приемами убеждения, культурой мышления и изложения мыслей.
2. Учебно-тематический план дисциплины
по направлению 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»
Наименование
тем
| Кол-во часов (очно/заочно)
|
Формы
контроля
|
Всего
часов
| В том числе, час.
| Аудиторная
работа
| Самост.
работа
| Лекции
| Практ.
занятия
| 1.Межкультурная коммуникация как научная дисциплина
| 13/15
| 2/1
| 4/-
| 7/14
| ОК
| 2.Понятие «культура» и культурное многообразие мира
| 15/14
| 4/1
| 4/-
| 7/13
| ОК
| 3.Понятие коммуникации, типология и функции коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации
| 16/14
| 4/1
| 4/-
| 8/13
| ОК
| 4.Проблема понимания в межкультурной коммуникации
| 16/14
| 4/1
| 4/-
| 8/13
| ОК
| 5.Основные аспекты межкультурного взаимодействия в условиях глобализации
| 16
| 4/-
| 4/3
| 8/13
| ОК
| 6.Основные стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации
| 16
| 4/-
| 4/3
| 8/13
|
| 7.Деловая коммуникация и кросскультурные тренинги
| 16/15
| 4/-
| 4/2
| 8/13
| ОК
| Итоговый контроль
| -/4
|
|
| -/4
| Зачет
| Итого
| 108
| 26/4
| 28/8
| 54/96
|
| 3. Содержание дисциплины по темам Тема 1. Межкультурная коммуникация как научная дисциплина.
Основные аспекты изучения дисциплины «Межкультурная коммуникация». Методологические подходы к изучению межкультурной коммуникации. Интегрированный характер межкультурной коммуникации, ее связь с другими науками. История возникновения дисциплины «Межкультурная коммуникация». Этапы развития дисциплины за рубежом и в России. Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях. Ключевые определения и понятия, отражающие содержание межкультурной коммуникации. Особенности работы специалиста по межкультурному общению. Тема 2. Понятие «культура» и культурное многообразие мира.
Понятие «культура». Определения и подходы к изучению культур. Понятие «диалог культур». Культура как социальный феномен. Концепции и метафоры культуры. Типы культур. Теории межкультурной коммуникации Э. Холла, Г. Хофштеде, Э. Хирша. Сущность межкультурной коммуникации. Аккультурация, ее виды и результаты. Культурный шок: причины, факторы, фазы развития. Симптомы культурного шока и способы его преодоления. Модель освоения чужой культуры М. Беннета. Общее и различное в культурном развитии западной и восточной цивилизаций в постиндустриальную эпоху. Место и роль российской культуры в контексте современности. Тема 3. Понятие коммуникации, типология и функции коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Понятие «коммуникация» и ее виды. Функции коммуникации. Функциональные модели коммуникации. Основные единицы вербальной коммуникации: тексты, коммуникативные акты. Особенности письменной речи. Различия устных и письменных сообщений. Универсальные правила написания текстов. Работа с текстом. Язык мимики и жестов. Классификация жестов. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения. Тема 4. Проблема понимания в межкультурной коммуникации.
Особенности взаимодействия культуры и восприятия в процессе межкультурной коммуникации. Основные источники появления межкультурных конфликтов и пути их преодоления. Процесс восприятия и его основные детерминанты. Механизмы и типичные ошибки восприятия. Межличностная аттракция в межкультурной коммуникации. Основные элементы межличностной аттракции. Атрибуция и ее роль в межкультурной коммуникации. Природа межкультурных конфликтов, причины их возникновения и способы преодоления. Гендерные особенности коммуникативного поведения. Тема 5. Основные аспекты межкультурного взаимодействия в условиях глобализации.
Понятие «глобализация». Существование и роль культур в контексте глобализации. Влияние глобализации на межкультурное взаимодействие. Возникновение и распространение глобального языка, глобальных информационных сетей и появления глобальной культуры. Специфика межкультурного диалога в сети интернет. Проблема толерантного и интолерантного поведения в межкультурном общении. Межкультурные контакты в сфере глобальной экономики, образования, политики, религии, культуры. Тема 6. Основные стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации.
Понятие и сущность стереотипа. Функции стереотипов. Значение стереотипов в межкультурной коммуникации. Предрассудки и механизм их формирования. Типы предрассудков. Коррекция и изменение предрассудков. Основные стереотипы и предрассудки при восприятии чужой культуры в процессе коммуникации, пути их преодоления. Тема 7. Деловая коммуникация и кросскультурные тренинги.
Слушание в деловой коммуникации. Стадии сообщения. Причины искажения информации. Источники систематических ошибок в процессе слушания. Эффективное слушание. Основные цели и задачи тренинговых программ. Формирование практических навыков межкультурного общения. Умение вести диалог, разрешение и избежание межкультурных конфликтных ситуаций, понимание символов другой культуры, адекватная интерпретация вербального и невербального поведения иностранца в разных коммуникативных ситуациях и сферах. Способы ведения деловых переговоров и деловой переписки. 4. Учебно – методическое обеспечение
Список рекомендуемой литературы Основная литература
1. Гришаева, Людмила Ивановна. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие для вузов / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 333 c.
2. Кашкин, Вячеслав Борисович. Основы теории коммуникации : краткий курс / В. Б. Кашкин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : АСТ [и др.], 2007. - 247 c.
3. Персикова, Тамара Николаевна. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : [учебное пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации] / Т.Н. Персикова. - М. : Логос, 2007. - 224 c.
4. Садохин, Александр Петрович. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие, рек. М-вом образовании и науки РФ / А. П. Садохин. - М. : Альфа-М [и др.], 2012. - 287 c. Дополнительная литература
1. Данилевский, Николай Яковлевич. Россия и Европа : Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. - М. : РОССПЭН, 2010. - 663 c.
2. Колтунова, Мария Викторовна. Деловое общение : Нормы. Риторика. Этикет : учеб. пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / М.В. Колтунова. - Изд. 2-е, доп. - М. : Логос, 2005. - 312 c.
3. Основы теории коммуникации : [учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / М.А. Василик [и др.]. - М. : Гардарики, 2006. - 615 c.
5. Планы семинарских занятий Семинар 1. Межкультурная коммуникация как научная дисциплина Вопросы для обсуждения
1. Основные аспекты изучения дисциплины «Межкультурная коммуникация».
2. Методологические подходы к изучению межкультурной коммуникации.
3. История возникновения дисциплины «Межкультурная коммуникация».
4. Ключевые определения и понятия, отражающие содержание межкультурной коммуникации.
5. Особенности работы специалиста по межкультурному общению. Основная литература
1. Гришаева, Людмила Ивановна. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие для вузов / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 333 c.
2. Садохин, Александр Петрович. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие, рек. М-вом образовании и науки РФ / А. П. Садохин. - М. : Альфа-М [и др.], 2012. - 287 c. Дополнительная литература
1. Основы теории коммуникации : [учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / М.А. Василик [и др.]. - М. : Гардарики, 2006. - 615 c.
Семинар 2. Понятие «культура» и культурное многообразие мира. Вопросы для обсуждения
1. Понятие «культура». Определения и подходы к изучению культур.
2. Понятие «диалог культур».
3. Типы культур. Концепции и метафоры культуры.
4. Теории и сущность межкультурной коммуникации.
5. Культурный шок: причины, факторы, фазы развития.
6. Место и роль российской культуры в контексте современности. Основная литература
1. Садохин, Александр Петрович. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие, рек. М-вом образовании и науки РФ / А. П. Садохин. - М. : Альфа-М [и др.], 2012. - 287 c. Дополнительная литература
Данилевский, Николай Яковлевич. Россия и Европа : Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. - М. : РОССПЭН, 2010. - 663 c.
Семинар 3. Понятие коммуникации, типология и функции коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Вопросы для обсуждения
1. Понятие «коммуникация» и ее виды. Функции коммуникации.
2. Основные единицы вербальной коммуникации: тексты, коммуникативные акты.
3. Особенности письменной речи. Правила написания текстов. Работа с текстом.
4. Невербальная коммуникация. Язык мимики и жестов. Классификация жестов.
5. Факторы, влияющие на интерпретацию невербальных сигналов в процессе общения. Основная литература
1. Гришаева, Людмила Ивановна. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие для вузов / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 333 c. Дополнительная литература
1. Колтунова, Мария Викторовна. Деловое общение : Нормы. Риторика. Этикет : учеб. пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / М.В. Колтунова. - Изд. 2-е, доп. - М. : Логос, 2005. - 312 c.
Семинар 4. Проблема понимания в межкультурной коммуникации Вопросы для обсуждения
1. Особенности взаимодействия культуры и восприятия в процессе межкультурной коммуникации.
2. Основные источники появления межкультурных конфликтов и пути их преодоления.
3. Механизмы и типичные ошибки восприятия.
4. Атрибуция и ее роль в межкультурной коммуникации.
5. Природа межкультурных конфликтов, причины их возникновения и способы преодоления.
6. Гендерные особенности коммуникативного поведения. Основная литература
1. Кашкин, Вячеслав Борисович. Основы теории коммуникации : краткий курс / В. Б. Кашкин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : АСТ [и др.], 2007. - 247 c.
2. Персикова, Тамара Николаевна. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : [учебное пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации] / Т.Н. Персикова. - М. : Логос, 2007. - 224 c. Дополнительная литература
1. Основы теории коммуникации : [учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / М.А. Василик [и др.]. - М. : Гардарики, 2006. - 615 c. Семинар 5. Основные аспекты межкультурного взаимодействия в условиях глобализации. Вопросы для обсуждения
1. Понятие «глобализация». Существование и роль культур в контексте глобализации.
2. Влияние глобализации на межкультурное взаимодействие.
3. Специфика межкультурного диалога в сети интернет.
4. Проблема толерантного и интолерантного поведения в межкультурном общении.
5. Межкультурные контакты в сфере глобальной экономики, образования, политики, религии, культуры. Основная литература
1. Гришаева, Людмила Ивановна. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие для вузов / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 333 c.
2. Садохин, Александр Петрович. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие, рек. М-вом образовании и науки РФ / А. П. Садохин. - М. : Альфа-М [и др.], 2012. - 287 c. Дополнительная литература
1. Колтунова, Мария Викторовна. Деловое общение : Нормы. Риторика. Этикет : учеб. пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / М.В. Колтунова. - Изд. 2-е, доп. - М. : Логос, 2005. - 312 c. Семинар 6. Основные стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Вопросы для обсуждения
1. Понятие и сущность стереотипа. Функции стереотипов.
2. Значение стереотипов в межкультурной коммуникации.
3. Предрассудки и механизм их формирования. Типы предрассудков.
4. Основные стереотипы и предрассудки при восприятии чужой культуры в процессе коммуникации, пути их преодоления. Основная литература
1. Кашкин, Вячеслав Борисович. Основы теории коммуникации : краткий курс / В. Б. Кашкин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : АСТ [и др.], 2007. - 247 c.
2. Садохин, Александр Петрович. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие, рек. М-вом образовании и науки РФ / А. П. Садохин. - М. : Альфа-М [и др.], 2012. - 287 c. Дополнительная литература
1. Основы теории коммуникации : [учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / М.А. Василик [и др.]. - М. : Гардарики, 2006. - 615 c. Семинар 7. Деловая коммуникация и кросскультурные тренинги. Вопросы для обсуждения
1. Особенности деловой коммуникации.
2. Источники систематических ошибок в процессе слушания. Эффективное слушание.
3. Основные цели и задачи тренинговых программ.
4. Формирование практических навыков межкультурного общения.
5. Способы ведения деловых переговоров и деловой переписки. Основная литература
1. Кашкин, Вячеслав Борисович. Основы теории коммуникации : краткий курс / В. Б. Кашкин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : АСТ [и др.], 2007. - 247 c.
2. Персикова, Тамара Николаевна. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : [учебное пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации] / Т.Н. Персикова. - М. : Логос, 2007. - 224 c.
3. Садохин, Александр Петрович. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие, рек. М-вом образовании и науки РФ / А. П. Садохин. - М. : Альфа-М [и др.], 2012. - 287 c.
Дополнительная литература
1. Колтунова, Мария Викторовна. Деловое общение : Нормы. Риторика. Этикет : учеб. пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / М.В. Колтунова. - Изд. 2-е, доп. - М. : Логос, 2005. - 312 c.
6. Вопросы к зачету
Истоки возникновения теории межкультурной коммуникации.
Этапы формирования и развития межкультурной коммуникации.
Культура как социальный феномен. Определения культуры и их классификация.
Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях.
Картина мира, созданная языком и культурой.
Роль языка в формировании личности.
Источники информации о национальном характере.
Проявление основных черт национального характера в процессе вербальной коммуникации.
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Современные цивилизационные концепции.
Культурные ценности, нормы, обычаи, символы и верования.
Этногенез и теории этничности.
Этнические стереотипы и предрассудки в процессе межкультурного взаимодействия.
Межэтнические конфликты и способы их преодоления в теории межкультурной коммуникации.
Невербальные способы коммуникации, их роль в культуре.
Коммуникативные стили. Стратегии и тактики убеждения.
Сущность культуры в глобальном мире.
Причины толерантного и интолерантного поведения при взаимодействии с другими культурами.
Возникновение и распространение глобального языка и культуры.
Культурный шок, его стадии и способы преодоления.
Пассивные и активные культуры. Монохронные, полихронные и реактивные культуры.
Способы аккультурации. Последствия межкультурного контакта.
Глобализация общества и роль межкультурных контактов.
Менталитет как фактор социокультурного прогресса.
Влияние культуры на коммуникацию.
Ошибки восприятия в процессе коммуникации.
Условия и формы культурной адаптации.
Значения символов культуры.
Способы разрешения межкультурных конфликтов.
Ведение деловых переговоров.
Формы деловой переписки.
7. Темы рефератов
Проблемы формирования межкультурной толерантности.
Механизмы освоения «чужой» культуры в межкультурном взаимодействии.
Межкультурная составляющая в деятельности транснациональных корпораций.
Формы проявления культурной идентичности в современной России.
Стили поведения представителей моноактивных, полиактивных и реактивных культур в современном бизнесе.
Стратегии разрешения конфликта в разных национальных культурах.
Типология корпоративных культур Ф. Тромпенаарса в изучении кросскультурных конфликтов в многонациональных объединениях.
Особенности стилей вербальной коммуникации в «высококонтекстуальных» и «низкоконтекстуальных» культурах.
Невербальный компонент в межкультурном общении.
Функции современного этикета в межкультурном взаимодействии.
Типология современных западных концепций межкультурной коммуникации.
Повышение семиотичности массового поведения в условиях социокультурных изменений.
Поведение личности в ситуации межкультурного конфликта.
Проблемы межкультурного диалога в условиях развития глобального информационного общества.
Специфика проявления менталитета и национального характера в процессе межкультурной коммуникации.
Проблема человека в обновленном этнокультурном пространстве.
Роль стереотипов в восприятии другой культуры.
Межкультурная коммуникация как новая область научного знания.
Способы преодоления межкультурных конфликтов и методы формирования культурной грамотности.
Место межкультурной коммуникации в формировании корпоративной культуры.
Стр. из
|