Скачать 117.94 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» Кафедра «Лингвистики и межкультурной коммуникации»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОПД.Ф.02.4 «Теоретическая грамматика» для специальностей 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202.65 «Перевод и переводоведение» направление подготовки: 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» очная форма обучения Факультет лингвистикиКафедра-разработчик лингвистики и межкультурной коммуникации Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» специальностей 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202.65 «Перевод и переводоведение» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, протокол № __ от ______года. Зав. кафедрой «Лингвистика и межкультурная Коммуникация» канд.филол.н., проф. _____________________ Т.Н. Хомутова Ученый секретарь канд.филол.н., доц. ___________________ О.И. Бабина Разработчик программы ст. преп. ______________________ Ю.А. Власова Челябинск 2010ВведениеДисциплина «Теоретическая грамматика английского языка» входит в состав федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин и является одной из основных дисциплин в системе подготовки направления 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». В обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки должны входить: Грамматический строй изучаемого языка. Основные разделы грамматики – морфология и синтаксис, их соотношение. Методы описания грамматического строя. Морфология. Основные единицы морфологического уровня: словоформа, морфема. Особенности морфемики изучаемого языка. Части речи, их классификация. Грамматические категории частей речи. Синтаксис. Основные единицы синтаксического уровня: словосочетание, предложение, текст. Простое предложение. Главные и второстепенные члены. Синтагматические и парадигматические связи. Моделирование простого предложения. Категории предложения. Коммуникативное членение предложения. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Их классифи-кация. Текст, его единицы: высказывание, сверхфразовое единство. Семантическая, структурная, коммуникативная целостность текста. Категории текста. Категория дискурса. Требования к профессиональной подготовленности специалиста. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.3. государственного образовательного стандарта 2000 года. Выпускник:
В результате изучения курса студенты должны знать:
уметь:
быть ознакомленными: – с новейшими публикациями по актуальным проблемам грамматики английского языка. Курс теоретической грамматики английского языка тесно связан с курсами практической грамматики, лексикологии, стилистики английского языка, общего языкознания, истории языка, теории перевода и является завершающим теоретическим курсом цикла общепрофессиональных дисциплин. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины Курс «Теоретическая грамматика английского языка» ставит своей целью ознакомить студентов с современными представлениями о грамматическом строе английского языка, его специфических свойствах и закономерностях функционирования, а также с лингвистическими методами его исследования. Курс предполагает развитие у студентов умения пользоваться понятийным аппаратом и методиками грамматического анализа и описания, умения применять полученные теоретические знания на практике (анализ дискурса, интерпретация текста). Важной задачей курса является формирование у студентов умения работать с научной литературой, аналитически осмысливать и обобщать теоретические положения. Материал курса дает студентам возможность овладеть фундаментальными теоретическими знаниями для успешного написания рефератов, курсовых и дипломных работ по актуальным проблемам теоретической грамматики. Самостоятельная работа студентов Таблица – Содержание и объем самостоятельной работы студентов
На самостоятельную работу выносятся темы семинарских занятий, повторение и обобщение пройденного материала, курсовые и дипломные работы. Текущий и итоговый контроль. Перечень материалов для контроля усвоения дисциплины Текущий контроль знаний студентов проводится на семинарских занятиях. В течение семестра студенты пишут тесты по пройденному материалу. Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета и экзамена по окончании 8 семестра. Зачет выставляется по итогам текущей успеваемости и результатам тестирования. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса из различных разделов курса. На 4 курсе студенты по выбору пишут курсовую работу, которая на 5 курсе может перейти в дипломную работу. Экзаменационные вопросы 1.The subject of Theoretical Grammar. Different approaches to the analysis of language phenomena. 2. Grammatical structure. Grammatical meaning. Grammatical form. Grammatical category. 3. Division of Grammar into Morphology and Syntax. 4. Means of form building. 5. Analytical forms. Different approaches. 6. Principles of parts of speech classification 7. Notional words and function words. 8. Controversial issues in parts of speech classification (pronouns, interjections, articles, and statives). 9. The Article: status, number, and function. 10. General characteristics of the noun as a part of speech. 11. The category of number in nouns. 12. The category of case in nouns. Different points of view on the number of cases in Modern English. 13. The problem of gender in English nouns. Means of expressing gender. 14. General characteristics of the verb as part of speech. 15. The category of voice in verbs. The meaning of active and passive constructions. 16. Types of passive constructions in English. 17. The problem of the number of voices in Modern English. 18. The category of aspect. The meaning of common and continuous aspects in English. 19. Lexical and grammatical expression of aspect in English. 20. The category of phase. Various interpretations of the category of phase in English. 21. The category of tense. The number of tenses in Modern English. 22. The meaning of the present and the past tense. 23. The problem of the future tense and the future-in-the-past tense in Modern English. 24. Mood and modality. Means of expressing modality. 25. The category of mood. Different points of view on the number of moods in Modern English. 26. The category of number and person in verbs. Agreement between subject and predicate in Modern English. 27. Non-finite forms of the verb and their grammatical categories. Different points of view on the number of non-finites in Modern English. 28. Syntax as a part of grammar. Word groups and sentences. 29. Types of syntactic relations: coordination, subordination, interdependence, cumulation, and apposition. 30. Predication. Means of expressing predication. 31. Aspects of the sentence. 32. Different approaches to he analysis of the sentence. 33. Structural aspect: Different sentence models (traditional, descriptive, IC). 34. Structural aspect: Different sentence models (TG, tagmemics). 35. Principal parts of the sentence. The subject. 36. Principal parts of the sentence. The predicate. 37. Classification of predicates. 38. Secondary parts of the sentence. 39. Difficulties in analysing secondary parts of the sentence. 40. Classification of sentences based on their structure. Simple sentence. 41. Elliptical sentences. 42. Classification of sentences based on their structure. Composite sentence. 43. Compound and complex sentences. 44. Traditional classification of sentences based on their function. 45. Semantic aspect: Different models of the sentence (predicate-argument, situation-actor, and semantic roles). 46. Semantic aspect: Deep and surface structures. 47. Semantic aspect: The theory of deep cases. 48. Actual aspect: Functional sentence perspective. The theme-rheme model of the sentence. 49. Actual aspect: Various means of marking the rheme in English. 50. Pragmatic aspect: the speech act theory and the communicative purpose of the speaker. 51. Pragmatic aspect: Pragmatic types of sentences. 52. Text grammar. 53. Discourse analysis. 54. Grammatical means used to express discourse information. Coherence and cohesion. Темы курсовых работ 1. Грамматические средства когезии в англоязычных газетных текстах. 2. Анализ англоязычного юридического дискурса (лексико-грамматический аспект). 3. Невербальные компоненты коммуникации в текстах-инструкциях. 4. Временные категории глагола. 5. Морфологические классы слов. 6. System and structure of modern English Theoretical Grammar. 7. The structural classification of the English sentence. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература: а) основная: 1. Блох, М. Я. Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учеб. для вузов по направлению "Лингвистика и межкультур. коммуникация" / М. Я. Блох - М.: Высшая школа , 2000. - 421, [2] c. 2. Хомутова, Т. Н. Теоретическая грамматика английского языка. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению 540300 (050300) "Филологическое образование" / Т. Н. Хомутова ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Лингвистика и межкулькультур. коммуникация; ЮУрГУ - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006. - 297 с. 3. Хомутова, Т. Н. Английский язык. Теоретическая грамматика [Текст]: хрестоматия / Т. Н. Хомутова, Ю. А. Власова; Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. Лингвистика и межкультур. коммуникация ; ЮУрГУ - Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2008. - 206, [1] с. 4. Теоретическая грамматика английского языка: Программа и планы семинар. занятий для фак. лингвиситики / Сост. Т. Н. Хомутова; Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; ЮУрГУ - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. - 23 с. 5. Хомутова, Т.Н. Практикум по теоретической грамматике: Учеб. пособие для студентов фак. лингвистики / Т. Н. Хомутова; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; ЮУрГУ - Челябинск: Издательство ЮУрГУ , 2003. - 24,[1] c. б) дополнительная: 1. Бархударов, Л. С. Очерки по морфологии современного английского языка / Л. С. Бархударов - М.: Высшая школа , 1975. - 155,[1] с. 2. Бархударов, Л. С. Структура простого предложения современного английского языка / Л. С. Бархударов - М.: Высшая школа, 1966. - 199,[1] с. 3. Блох, М. Я. Практикум по теоретической грамматике английского языка [Текст]: учеб. пособие / М. Я. Блох, Т. Н. Семенова, С. В. Тимофеева - М. : Высшая школа , 2007. - 471 с. 4. Иванова, И. П. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов - М.: Высшая школа, 1981. - 285 с. 5. Ильиш, Б. А. Строй современного английского языка: Учеб. по курсу теорет. грамматики для пед. ин-тов: На англ. яз. / Б. А. Ильиш - Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1971. - 365,[1] с. 6. Левицкий, Ю. А. Грамматика современного английского языка: Курс лекций / Перм. гос. ун-т - Пермь , 1997. - 99 с. |
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели... Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать... | Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой... Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой содержанием курса цикла опд «Теория и история изучаемых языков:... | ||
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика Балаганина Л. Н. Теоретическая грамматика. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Теория... | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | ||
Программа дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины... Программа дисциплины предназначена для студентов 2 курса и представляет собой описание цикла лекций и семинарских занятий | ||
Рабочая программа дисциплины опд. В. 02 «Практика аудирования» для... «Лингвистика и новые информационные технологии», специальности 031301. 65 «Теоретическая и прикладная лингвистика», введённому в... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 15 Теоретическая стилистика английского языка Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика... Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Программа модуля «Теоретическая грамматика» Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по... Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский... | Рабочая программа кружка дополнительного образования культурологической... Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology Целью курса «Теоретическая социология» является формирование у обучающихся основ профессиональной подготовки социолога путем овладения... |