Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика»





Скачать 117.94 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика»
Дата публикации09.03.2015
Размер117.94 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра «Лингвистики и межкультурной коммуникации»


СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

лингвистики и межкультурной

коммуникации

_____________________________

(подпись) Т.Н. Хомутова

"_____"_______________ г.


Декан факультета

лингвистики
_____________________________

(подпись) Т.Н. Хомутова

"_____"_______________ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины ОПД.Ф.02.4 «Теоретическая грамматика»
для специальностей

031201.65

«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,

031202.65 «Перевод и переводоведение»
направление подготовки: 031200

«Лингвистика и межкультурная коммуникация»
очная форма обучения

Факультет лингвистики


Кафедра-разработчик лингвистики и межкультурной коммуникации
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» специальностей 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202.65 «Перевод и переводоведение»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, протокол № __ от ______года.
Зав. кафедрой «Лингвистика и межкультурная

Коммуникация» канд.филол.н., проф. _____________________ Т.Н. Хомутова
Ученый секретарь канд.филол.н., доц. ___________________ О.И. Бабина
Разработчик программы ст. преп. ______________________ Ю.А. Власова

Челябинск 2010




Введение


Дисциплина «Теоретическая грамматика английского языка» входит в состав федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин и является одной из основных дисциплин в системе подготовки направления 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация».

В обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки должны входить:

Грамматический строй изучаемого языка. Основные разделы грамматики – морфология и синтаксис, их соотношение. Методы описания грамматического строя.

Морфология. Основные единицы морфологического уровня: словоформа, морфема. Особенности морфемики изучаемого языка.

Части речи, их классификация. Грамматические категории частей речи.

Синтаксис. Основные единицы синтаксического уровня: словосочетание, предложение, текст.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены. Синтагматические и парадигматические связи. Моделирование простого предложения. Категории предложения. Коммуникативное членение предложения.

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Их классифи-кация.

Текст, его единицы: высказывание, сверхфразовое единство. Семантическая, структурная, коммуникативная целостность текста. Категории текста. Категория дискурса.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.3. государственного образовательного стандарта 2000 года.

Выпускник:

  • обладает высоким уровнем развития теоретического мышления, способностью соотнести понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности, умением творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;

  • владеет системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны;

  • владеет системой представлений о языковой системе как целостном, исторически сложившемся функциональном образовании, социальной природе языка, роли языка в жизни общества;

  • практически владеет системой изучаемых иностранных языков и принципами ее функционирования применительно к различным сферам речевой коммуникации, понимает особенности межличностной и массовой коммуникации, речевого воздействия.



В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • основные положения теории грамматики английского языка, составляющие основу теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов по данному направлению;

  • специфические особенности грамматической организации и функционирования англоязычного дискурса;

  • особенности грамматических средств, используемых в разных типах дискурса для достижения определенных коммуникативных задач;

уметь:

  • применять полученные теоретические знания на практике в процессе межкультурной коммуникации;

  • работать с научной литературой;

  • на основе полученных знаний самостоятельно ставить исследовательские задачи и находить адекватные методы их решения;

быть ознакомленными:

– с новейшими публикациями по актуальным проблемам грамматики английского языка.

Курс теоретической грамматики английского языка тесно связан с курсами практической грамматики, лексикологии, стилистики английского языка, общего языкознания, истории языка, теории перевода и является завершающим теоретическим курсом цикла общепрофессиональных дисциплин.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Курс «Теоретическая грамматика английского языка» ставит своей целью ознакомить студентов с современными представлениями о грамматическом строе английского языка, его специфических свойствах и закономерностях функционирования, а также с лингвистическими методами его исследования.

Курс предполагает развитие у студентов умения пользоваться понятийным аппаратом и методиками грамматического анализа и описания, умения применять полученные теоретические знания на практике (анализ дискурса, интерпретация текста). Важной задачей курса является формирование у студентов умения работать с научной литературой, аналитически осмысливать и обобщать теоретические положения. Материал курса дает студентам возможность овладеть фундаментальными теоретическими знаниями для успешного написания рефератов, курсовых и дипломных работ по актуальным проблемам теоретической грамматики.

Самостоятельная работа студентов

Таблица – Содержание и объем самостоятельной работы студентов

Номер

раздела

Наименование и содержание разделов самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы

Количество

часов на

одного

студента

1

Грамматика как раздел лингвистики. Основные единицы грамматического уровня языковой структуры, основные грамматические понятия

Анализ грамматической системы и структуры английского языка.

4

2

Основные лингвистические подходы и принципы грамматического описания: формальный и функциональный

Сравнительный анализ формальной, семантической и функциональной грамматики.

4

3

Морфология. Основные понятия морфологии. Части речи и принципы их классификации.

Омонимия в системе глагольных форм.

Место перфекта в системе категорий глагола.

Категории числа и лица глагола. Типы согласования в числе подлежащего и сказуемого.

Неличные формы глагола, их двойственная природа.


Изучение грамматической категории как значимой оппозиции грамматических форм.

Определение различия между формообразованием и словообразованием.

Анализ системы косвенных наклонений и принципов их выделения.

Рассмотрение неличных форм глагола как основы предикативных сочетаний.

24

4

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.

Предложения простые и сложные.

Словосочетание и предложение: проблемы и принципы классификации.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Различные подходы к трактовке сложносочиненных предложений.

Определительное придаточное предложение. Союзное и бессоюзное присоединение.

Дополнительные придаточные предложения. Косвенная речь как вид дополнительного придаточного предложения. Предложные дополнительные придаточные предложения.

Союзное и бессоюзное присоединение дополнительных придаточных предложений к главному.

Основные типы обстоятельственных предложений (времени, причины, условия, уступки, следствия, образа действия, сравнения, цели, места). Союзы, вводящие обстоятельственные придаточные предложения.

Подготовка сообщений, презентаций по темам: Способы выражения синтаксической связи.

Второстепенные члены предложения, трудности их выделения.

Порядок слов в современном английском языке.

Сложноподчиненное предложение. Понятие главного и придаточного предложения и ступенчатого подчинения. Принципы классификации придаточных предложений.

Придаточное подлежащее.

Придаточное предикативное. Основные глаголы-связки как средство присоединения придаточного предложения к главному.

Определительное придаточное предложение. Союзное и бессоюзное присоединение.


24

5

Основные принципы синтаксического моделирования предложения. Формальный, семантический, функциональный (актуальный и прагматический) аспекты предложения.

Понятие пропозиции. Пропозициональное ядро предложения.

Понятие коммуникативной (функциональной) перспективы предложения.

Подготовка сообщений, презентаций по темам:

Теоретические модели предложения. Недостатки и преимущества основных теоретических моделей предложения.

Пропозициональное ядро предложения.

Коммуникативная компетенция и коммуникативная интенция.

16

6

Текст. Общая характеристика текста как структурной и семантической единицы языковой коммуникации. Грамматические средства связи в тексте.

Общая характеристика текста как структурной и семантической единицы языковой коммуникации.

Подготовка сообщений, презентаций по темам:

Смысловая структура и коммуникативная целостность текста.

10

7

Текст и дискурс. Роль грамматических средств в распределении дискурсивной информации.

Дискурс как информационный континуум (континуальное единство темы, участников, времени, места, действия).

Подготовка сообщений, презентаций по темам:

Семантика, прагматика и референция в дискурсе.

Определение, классификация и категории дискурса.

10


На самостоятельную работу выносятся темы семинарских занятий, повторение и обобщение пройденного материала, курсовые и дипломные работы.
Текущий и итоговый контроль. Перечень материалов для контроля усвоения дисциплины
Текущий контроль знаний студентов проводится на семинарских занятиях. В течение семестра студенты пишут тесты по пройденному материалу. Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета и экзамена по окончании 8 семестра. Зачет выставляется по итогам текущей успеваемости и результатам тестирования. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса из различных разделов курса. На 4 курсе студенты по выбору пишут курсовую работу, которая на 5 курсе может перейти в дипломную работу.

Экзаменационные вопросы

1.The subject of Theoretical Grammar. Different approaches to the analysis of language phenomena.

2. Grammatical structure. Grammatical meaning. Grammatical form. Grammatical category.

3. Division of Grammar into Morphology and Syntax.

4. Means of form building.

5. Analytical forms. Different approaches.

6. Principles of parts of speech classification

7. Notional words and function words.

8. Controversial issues in parts of speech classification (pronouns, interjections, articles, and statives).

9. The Article: status, number, and function.

10. General characteristics of the noun as a part of speech.

11. The category of number in nouns.

12. The category of case in nouns. Different points of view on the number of cases in Modern English.

13. The problem of gender in English nouns. Means of expressing gender.

14. General characteristics of the verb as part of speech.

15. The category of voice in verbs. The meaning of active and passive constructions.

16. Types of passive constructions in English.

17. The problem of the number of voices in Modern English.

18. The category of aspect. The meaning of common and continuous aspects in English.

19. Lexical and grammatical expression of aspect in English.

20. The category of phase. Various interpretations of the category of phase in English.

21. The category of tense. The number of tenses in Modern English.

22. The meaning of the present and the past tense.

23. The problem of the future tense and the future-in-the-past tense in Modern English.

24. Mood and modality. Means of expressing modality.

25. The category of mood. Different points of view on the number of moods in Modern English.

26. The category of number and person in verbs. Agreement between subject and predicate in Modern English.

27. Non-finite forms of the verb and their grammatical categories. Different points of view on the number of non-finites in Modern English.

28. Syntax as a part of grammar. Word groups and sentences.

29. Types of syntactic relations: coordination, subordination, interdependence, cumulation, and apposition.

30. Predication. Means of expressing predication.

31. Aspects of the sentence.

32. Different approaches to he analysis of the sentence.

33. Structural aspect: Different sentence models (traditional, descriptive, IC).

34. Structural aspect: Different sentence models (TG, tagmemics).

35. Principal parts of the sentence. The subject.

36. Principal parts of the sentence. The predicate.

37. Classification of predicates.

38. Secondary parts of the sentence.

39. Difficulties in analysing secondary parts of the sentence.

40. Classification of sentences based on their structure. Simple sentence.

41. Elliptical sentences.

42. Classification of sentences based on their structure. Composite sentence.

43. Compound and complex sentences.

44. Traditional classification of sentences based on their function.

45. Semantic aspect: Different models of the sentence (predicate-argument, situation-actor, and semantic roles).

46. Semantic aspect: Deep and surface structures.

47. Semantic aspect: The theory of deep cases.

48. Actual aspect: Functional sentence perspective. The theme-rheme model of the sentence.

49. Actual aspect: Various means of marking the rheme in English.

50. Pragmatic aspect: the speech act theory and the communicative purpose of the speaker.

51. Pragmatic aspect: Pragmatic types of sentences.

52. Text grammar.

53. Discourse analysis.

54. Grammatical means used to express discourse information. Coherence and cohesion.

Темы курсовых работ

1. Грамматические средства когезии в англоязычных газетных текстах.

2. Анализ англоязычного юридического дискурса (лексико-грамматический аспект).

3. Невербальные компоненты коммуникации в текстах-инструкциях.

4. Временные категории глагола.

5. Морфологические классы слов.

6. System and structure of modern English Theoretical Grammar.

7. The structural classification of the English sentence.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Блох, М. Я. Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учеб. для вузов по направлению "Лингвистика и межкультур. коммуникация" / М. Я. Блох - М.: Высшая школа , 2000. - 421, [2] c.

2. Хомутова, Т. Н. Теоретическая грамматика английского языка. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению 540300 (050300) "Филологическое образование" / Т. Н. Хомутова ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Лингвистика и межкулькультур. коммуникация; ЮУрГУ - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006. - 297 с.

3. Хомутова, Т. Н. Английский язык. Теоретическая грамматика [Текст]: хрестоматия / Т. Н. Хомутова, Ю. А. Власова; Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. Лингвистика и межкультур. коммуникация ; ЮУрГУ - Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2008. - 206, [1] с.

4. Теоретическая грамматика английского языка: Программа и планы семинар. занятий для фак. лингвиситики / Сост. Т. Н. Хомутова; Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; ЮУрГУ - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. - 23 с.

5. Хомутова, Т.Н. Практикум по теоретической грамматике: Учеб. пособие для студентов фак. лингвистики / Т. Н. Хомутова; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; ЮУрГУ - Челябинск: Издательство ЮУрГУ , 2003. - 24,[1] c.
б) дополнительная:

1. Бархударов, Л. С. Очерки по морфологии современного английского языка / Л. С. Бархударов - М.: Высшая школа , 1975. - 155,[1] с.

2. Бархударов, Л. С. Структура простого предложения современного английского языка / Л. С. Бархударов - М.: Высшая школа, 1966. - 199,[1] с.

3. Блох, М. Я. Практикум по теоретической грамматике английского языка [Текст]: учеб. пособие / М. Я. Блох, Т. Н. Семенова, С. В. Тимофеева - М. : Высшая школа , 2007. - 471 с.

4. Иванова, И. П. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов - М.: Высшая школа, 1981. - 285 с.

5. Ильиш, Б. А. Строй современного английского языка: Учеб. по курсу теорет. грамматики для пед. ин-тов: На англ. яз. / Б. А. Ильиш - Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1971. - 365,[1] с.

6. Левицкий, Ю. А. Грамматика современного английского языка: Курс лекций / Перм. гос. ун-т - Пермь , 1997. - 99 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели...
Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconРабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой...
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой содержанием курса цикла опд «Теория и история изучаемых языков:...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconЛ. Н. Балаганина Теоретическая грамматика
Балаганина Л. Н. Теоретическая грамматика. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Теория...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconПрограмма дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа дисциплины...
Программа дисциплины предназначена для студентов 2 курса и представляет собой описание цикла лекций и семинарских занятий
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconРабочая программа дисциплины опд. В. 02 «Практика аудирования» для...
«Лингвистика и новые информационные технологии», специальности 031301. 65 «Теоретическая и прикладная лингвистика», введённому в...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 15 Теоретическая стилистика английского языка
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика...
Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconПрограмма модуля «Теоретическая грамматика»
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconРабочая программа кружка дополнительного образования культурологической...
Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика» iconРабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology
Целью курса «Теоретическая социология» является формирование у обучающихся основ профессиональной подготовки социолога путем овладения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск