Образовательная программа по предмету информатика и икт





НазваниеОбразовательная программа по предмету информатика и икт
страница1/4
Дата публикации03.08.2014
Размер0.55 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Информатика > Образовательная программа
  1   2   3   4
Управление образования Исполнительного комитета

города Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»


УТВЕРЖДЕНО

протоколом педагогического совета

от ____ ____________ 200__ г. № ____

Директор школы № 27

_____________________ Ионова Г.М.

подпись

Введено приказом № _______

от _____ _____________ 200__ г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

информационно-технологический профиль
(XI класс – 4 часа в неделю,140 часов в год; XI класс – 4 часа в неделю, 136 часов в год)
Составитель: Егорова М.В., учитель информатики, I кв. категория
СОГЛАСОВАНО

Зам. директора _______________ Пиглицына Н.И.

подпись
РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от ____ _____________ 200__ г. № ____

Руководитель МО _____________ Елакова О.А.

подпись


Набережные Челны

2009

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312). Данный курс является курсом профильного уровня и рассчитан на изучение учащимися 10-11 классов в течении 276 часов (в том числе в X классе - 140 учебных часов из расчета 4 часа в неделю и в XI классе - 136 учебных часов из расчета 4 часа в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

"Информатика и информационные технологии" — предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы алгоритмизации и программирования;

  • основы информационного управления.

При раскрытии содержания линии "Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации" учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования Паскаль. Количество часов, предназначенных на изучение этого раздела существенно увеличено. Это связано с тем, что большая часть заданий ЕГЭ проверяет знания и умения по данной теме, и с тем, что требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширидись.

Освоение содержательной линии "Математическое и компьютерное моделирование" направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Программой предполагается проведение практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных, в их профессиональных (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практические работы синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.

К результатам обучения по данному предмету на профильном уровне относится умение квалифицированно и осознанно использовать ИКТ, содействовать в их использовании другими; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.

Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.
Целью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Одна из задач профильного обучения – ориентирование учащихся на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. При дальнейшем поступлении на работу все специальности, связанные с информационными процессами, предполагают владение работником предметными компетенциями, сформированными на уроках информатики и ИКТ.

Задачи курса:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.


Содержание образовательной программы
10 класс
Информация и информационные процессы – 35 часов

Виды информационных процессов. Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Системы кодирования. Язык как знаковая система. Передача и хранение информации в живых организмах. Информационные процессы в управлении. Информация. Свойства информации. Методы измерения количества информации: вероятностный, алфавитный, содержательный подходы к измерению информации.

История систем счисления. Позиционные системы счисления. Представление чисел в P-ичных системах. Арифметические операции в позиционных системах счисления (+, –,*, /). Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

Представление целых и действительных чисел в компьютере. Мантисса, нормализованная форма. Дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Скорость передачи информации. Хранение информации.

Информационные ресурсы общества. Информационное общество.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера – 25 часов

Система, компоненты, взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе. Организация компьютерной системы. Архитектура компьютера. Общая структура и состав персонального компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Назначение и функции периферийных устройств компьютера. Внешние запоминающие устройства. Устройства ввода информации: клавиатура, манипуляторы, сенсорные экраны, сканеры. Устройства вывода информации. Мониторы и видеоадаптеры. Печатающие устройства. История развития вычислительной техники.

Виды программного обеспечения. Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Знакомство с принципами работы в различных операционных системах (Ms DOS, Windows, Linux).

Файл и файловая система. Работа с файловой системы в различных ОС.

Архивирование информации. Алгоритмы и методы архивации. Защита и резервирование информации. Методы обеспечения безопасности. Антивирусная защита. Резервирование информации.

Компьютер и здоровье.

Основы логики – 16 часов

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Логические операции: инверсия, дизъюнкция, конъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные свойства логических операций. Таблицы истинности. Эквивалентные высказывания. Тождественные высказывания. Законы логики. Тождественные преобразования сложных высказываний. Замена импликации и эквиваленции на конъюнкцию, дизъюнкцию и инверсию. Логические задачи.

Логические основы построения. Реализация логических операций средствами электроники. Логические элементы "И", "ИЛИ", "НЕ" как элементарные автоматы. Описание переключательных схем с помощью формул алгебры высказываний. Анализ, упрощение и синтез переключательных схем.
Технология создания и обработки текстовой информации – 15 часов

Обзор современных программ для создания и обработки текста. Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций. Различные форматы текстовых файлов. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Создание макросов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети. Использование цифрового оборудования. Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов. Использование систем распознавания текстов.
Технология обработки числовой информации – 10 часов

Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественнонаучного и математического экспериментов, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности. Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.

Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач. Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации – 14 часов.

Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования. Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
Телекоммуникационные технологии – 20 часа

Электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений. Создание сайта. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
Повторение и итоговый контроль – 5 часов

11 класс
Моделирование и формализация – 32 часа

Моделирование как метод познания. Модель в деятельности человека. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Материальные и информационные модели. Основные типы моделей данных (табличные, иерархические, сетевые), назначение. Формализация задач из различных предметных областей. Системный подход в моделировании. Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Динамическое моделирование. Моделирование физических процессов. Исследование математических моделей. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование. Имитационные модели. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами.
Базы данных и информационные системы – 28 часов

Назначение и область применения баз данных. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, налоговые, кадровые, здравоохранения. Модели данных. Графическая модель «сущность – связь». Реляционная модель данных. Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Системы управления базами данных (СУБД). Разработка базы данных в системе Microsoft Access. Основные характеристики и возможности СУБД Access. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Ввод и корректировка данных в таблицах. Обработка данных в БД. Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Создание реляционных баз данных. Создание макросов в БД. Создание графического интерфейса приложения.
Алгоритмизация и программирование – 64 часа

Алгоритмы и программирование. Понятие алгоритма. Алгоритм и его свойства. Формальное исполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических структур. Эквивалентность алгоритмических моделей. Построение алгоритмов. Примеры построения блок-схем алгоритмов. Языки программирования. Развитие языков программирования. Основные принципы структурного программирования. Основные понятия Pascal. Алфавит и словарь языка Pascal. Структура программы. Синтаксис языка. Раздел описаний. Правила описания констант и переменных. Стандартные типы данных. «Стандартные» арифметические функции Pascal. Ввод / вывод данных. Ветвление. Условный оператор IF - полная и краткая форма. Составной оператор. Вложенный оператор. Циклы. Понятие цикла. Организация циклических процессов. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. Оператор цикла с параметром. Вложенные циклы. Строки. Символьный и строковый тип данных. «Стандартные» функции обработки строк. Массивы. Понятие массива. Одномерный массив. Многомерный массив. Описание и использование массивов в программах. Пользовательские процедуры и функции. Понятие процедуры и функции. Описание процедур и функций на Pascal. Параметры процедур и функций. Локальные и глобальные переменные. Записи и файлы. Сложные типы данных в Pascal. Анализ алгоритмов. Оценка сложности алгоритма. Поиск в массиве, сортировка. Список. Понятие списка. Добавление элемента в список и удаление элементов из списка. Стек и очередь. Рекурсия. Деревья. Упорядоченные двоичные деревья.
Повторение и итоговый контроль – 12 часов

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 27

___________ Ионова Г.М.

подпись
Календарно-тематический план

Егоровой Марины Викторовны

учителя информатики на 2009/2010 учебный год

План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по информати­ке и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312).


Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество












контрольных работ

зачетов

тестовых заданий

лабораторных, практических работ

демонстрация

Автор учебника, год издания

Информатика

и ИКТ

10а

140

4

7

-

5

40

-

Фиошин М.Е.

2009


Методическая тема на 2009/2010 учебный год


Городская

Школьная

Учителя

Обеспечение функционирования и развития системы управления методических служб образовательных учреждений.

Совершенствование методической службы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в развитии ведущих учебных умений и формирования положительных поведенческих навыков учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и математики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» для 10-11 классов...
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconПояснительная записка к предмету «Информатика»
Рабочая программа по пропедевтическому курсу информатика и икт составлена на основе примерной программы: Информатика и икт 4 класс....
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconОбразовательная программа по предмету информатика для 10-11 класса
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
Составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconОбразовательная программа по предмету информатика и икт для 6 В, Г
Базисным учебным планом, курс рассчитан на изучение в 6 классе общеобразовательной средней школы общим объёмом 35 учебных часов (1...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа по Информатике и икт 9 класс
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconУчебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики...
Рабочая программа по информатике и икт для 5 класса составлена на основе авторской программы Н. В. Макаровой «Программа по информатике...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа педагога кирсановой В. И., Вкк ф. И. О., категория...
«Информатика и икт» в социально-экономическом профиле изучается на базовом уровне с учебной нагрузкой 1 час в неделю, за счет школьного...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» в 10 классе на...
Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» на базовом уровне...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconУчебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики...
Рабочая программа для 9 класса составлена на основе авторской программы Макаровой Н. В. Программа по информатике и икт (системно-информационная...
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconНазвание программы рабочая программа по предмету «Информатика и икт»
«Примерной программы основного общего образования по информатике и икт» (утверждена приказом Минобразования России от 09. 03. 04....
Образовательная программа по предмету информатика и икт iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск