Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему»





Скачать 214.36 Kb.
НазваниеМарина Николаевна «Через библиотеки к будущему»
Дата публикации04.08.2014
Размер214.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы



МАОУ «Гимназия имени Николая Дмитриевича Лицмана»,

г. Тобольск

Зав. Библиотекой Медведева Марина Николаевна

«Через библиотеки – к будущему»:

Изменение роли школьной библиотеки в современном обществе
«Сегодня именно школьные библиотеки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодежи, а потому важно придать им новый, современный облик, адекватный требованиям времени. Главное здесь – укрепление материальной базы библиотек, оснащение их новыми современными технологиями, ведь от того, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, правовое и культурное мышление школьников, зависит успешное будущее нашей страны».

(Из приветствия участникам Всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское 2008» Президента РФ Д. А. Медведева).
Во всей Сибири нет города, который бы в прошлом был так увенчан славой, как древний Тобольск, 200 лет он главенствовал в «дальней государевой вотчине», как в 17 веке называли Сибирь. Его история богата и многообразна. Тобольск был не только главным административным городом, но и культурным центром Сибири, здесь родились первые учебные заведения, положив начало дальнейшему поступательному развитию региональной системы образования. Семена просвещения, посеянные тоболяками, принесли обильные всходы.

.В 2010 году тоболяки отметили 200-летие рождения первой гимназии на нашей земле, идеи и опыт которой переродились на благо развития современной гимназии XXI века – гимназии имени Н. Д. Лицмана.

В 2006 году гимназия имени Н. Д. Лицмана становится федеральной экспериментальной площадкой РАО. Курс взят на развитие и обучение детей с признаками одаренности, именно по такой теме идет развитие гимназии в настоящее время.

Развитие одаренности ребенка это - развитие его личностных качеств. На сегодняшний день все педагоги гимназии, работающие с одаренными детьми, владеют технологией создания подобной образовательной технологии и успешно применяют на практике. Именно эта система явилась результатом высоких показателей на олимпиадах разного уровня, потому что индивидуальная образовательная траектория ученика-это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Здесь невозможно достичь результатов без необходимой квалифицированной подготовки, которая осуществляется через хорошо продуманную систему, в которую вовлечены все субъекты учебного процесса: администрация, психолог, учителя, библиотекари, ученики, родители. Здесь важным является создание определенного развивающего образовательного пространства, в котором заинтересованы все  те же участники учебного процесса.

Библиотека гимназии является структурным подразделением школы и

строит свою работу в соответствии с основными направлениями обучения и воспитания.

Федеральные и муниципальные средства, бюджет школы, помощь спонсоров стали базовыми источниками финансирования проекта «Библиотека как центр информационной культуры»

Проект реализован на базе библиотеки гимназии в 2008-2010 г.г.

Цель: Организация работы библиотеки как информационного, досугового и учебно-исследовательского центра школы.

Задачи:

  • воспитание информационной культуры участников образовательного процесса;

  • информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса (УВП);

  • внедрение новых информационных технологий в УВП;

  • компьютеризация основных библиотечных процессов;

  • освоение новых форм работы с пользователями;

  • воспитание культуры чтения

  • помощь родителям в возрождении традиции семейного чтения


НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

Библиотека - информационный центр гимназии (в учебной деятельности)

Для педагогов:

  • информирование о новых поступлениях литературы и АВД (индивидуальные беседы, выступление на педсоветах и заседаниях предметных объединений, проведение Дней специалиста)

  • просмотр, оценка и выбор ресурсов на различных носителях;

  • создание библиографических тематических списков;

  • помощь в разработке уроков, проведении предметных недель;

  • информирование о проведении конкурсов для педагогов и учащихся.

Для учащихся:

Таблица 1

Возраст

Формы работы

Оборудование

Роль педагога

Роль библиотекаря

Среднее и старшее звено

(5-11кл.)

Тематический поиск информации

ПК, доступ в Интернет

Формулировка заданий по проблеме

Консультации по работе с каталогами, поиску в фонде, работе с дисками

Среднее и старшее звено

(5-11 кл.)

Уроки информационной грамотности

ПК, видеомагнитофон, проектор, DVD-плеер

Совместное планирование

Определение темы, рассказ, вопросы, практические занятия

Старшее звено (9-11 кл.)

Информация по ЕГЭ, правилам поступления

ПК, ксерокс, принтер, доступ в Интернет

Профориентационная работа

Консультации по работе информацией, навигации в Интернете


Библиотека - досуговый центр

Таблица 2


Возраст

Формы работы

Оборудование

Роль педагога

Роль библиотекаря

Начальное, среднее звено

Просмотр CD-ROM, презентаций при проведении бесед, игр, утренников

ПК, проектор

Определение

тематики внеклассных

мероприятий

Технич. обеспечение,

комментарии по ходу

показа, вопросы

после просмотра

Среднее, старшее звено

Общение по электронной почте

ПК, доступ в Интернет




Консультации по работе в программе
БИБЛИОТЕКА - учебно-исследовательский центр школы

Для педагогов:

  • помощь в поиске и отборе информации для написания рефератов, курсовых и дипломных работ для педагогов-заочников и педагогов, проходящих аттестацию;

  • помощь педагогам, работающим над созданием адаптированных и авторских учебных программ, учебных презентаций;

  • консультации по работе на сайтах предметных олимпиад, конкурсов;

  • работа с электронными версиями педагогических изданий.

Для учащихся

Таблица 3

Возраст

Форма работы

Оборудование

Роль педагога

Роль библиотекаря

Среднее звено

Подготовка докладов, сообщений

ПК, принтер

Формулирование темы, требований к работе, оценивание

Помощь в поиске информации, оформлению работы

Старшее звено

Подготовка рефератов

Компьютеры, сканер, принтер, доступ в Интернет

Постановка проблемы, темы, требования, оценивание работы

Помощь в работе с информацией на различных носителях, оформлении работы, списков источников

Школьное научное общество

Подготовка работ, получение информации об участии в конкурсах.

Компьютеры, принтер, сканер, доступ в Интернет

Формулирование темы, контроль над ходом работы, связь с организаторами конкурсов

Получение новостей с сайта конкурса. Работа с источниками.

Школьный пресс-центр

(старшее звено)

Представление информации для выпуска газеты

Компьютер, ксерокс, сканер, доступ в Интернет

Определение тематической направленности поиска

Помощь в работе с различными источниками информации


РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Приобретенные умения и навыки

Учащиеся:

Начальное звено. Первоначальные знания о многообразии средств массовой информации, в т.ч. компьютере и Интернете.

Среднее звено. Формирование умений работы с информацией в текстовом, видео, аудио, графическом и символическом виде, ее первичная обработка (сообщения, доклады);

Старшее звено. Закрепление навыков работы с информацией (поиск, отбор, анализ и использование). Поиск в карточном и электронном каталогах, сканирование, ксерокопирование, работа в сети Интернет. Создание собственного печатного продукта (реферат, исследовательская работа, компьютерная презентация).

Педагоги:

  • освоение компьютерной и информационной грамотности, использование информационных технологий в педагогическом процессе;

  • получение информации о передовых методиках, участие в конкурсах;

  • руководство научно-исследовательской работой учащихся.

Библиотека и ее персонал:

  • расширение возможностей библиотеки в информационном обеспечении учебно-воспитательного процесса;

  • компьютеризация основных библиотечных процессов, внедрение новых форм работы с пользователями;

  • изменение статуса школьной библиотеки и, как следствие, повышение ее престижа, профессиональный рост работников библиотеки;

  • увеличение штата библиотеки (2,5 ставки);

  • обмен опытом по апробации данной модели для дальнейшего ее внедрения в библиотеки города;

  • расширение круга профессионального общения.

Необходимые условия успешной работы по формированию информационной культуры в школе (на примере библиотеки гимназии)

Школьная библиотека – современный информационно-ресурсный центр

  • Укомплектованный фонд на различных носителях и равный и свободный доступ к нему всех пользователей;

  • Техническое обеспечение;

  • Развитый справочно-библиографический аппарат;

  • Удобный для пользователей режим работы.

В связи с тем, что дети находятся в школе с утра до вечера (начало занятий – 8.30, последний урок заканчивается в 15.30), предусмотрена программа второй половины дня, куда входят работа кружков и секций, вечерние занятия для выполнения домашнего задания. По этой же причине библиотека открыта для посетителей с 9.00 до 17.00 с одним выходным в воскресенье. Такой режим позволяет библиотеки работать с наибольшей отдачей.

Укомплектованный штат, высококвалифицированные кадры

На фоне всеобщего сокращения штатов библиотека НШИ имеет 2,5 ставки. Школьный библиотечный специалист – это, в первую очередь, педагог, который помогает стать детям и взрослым квалифицированными пользователями информации, а самое главное – помогает раскрыть волшебный мир книги и чтения. Библиотечное образование плюс компьютерная подготовка и постоянное самосовершенствование - слагаемые успеха.

Наличие программы

Базовой программой для изучения основ информационной культуры стала авторская программа библиотекарей гимназии. Есть необходимость в едином учебно-методическом комплексе с соблюдением всех требований современной педагогики и психологии.
Сотрудничество с педагогическим коллективом

Параллельно с детьми информационную культуру надо воспитывать и у педагогов. Идеальный вариант – организация курса для учителей по программе, предложенной в книге «Формирование информационной культуры личности…». Во введении к этой программе сказано, что « повышение информационной культуры членов общества в массовом масштабе возможно лишь при условии, что носителем информационной культуры станет учитель». Все учителя нашей школы окончили компьютерные курсы, организованные в кабинете информатики. Активно работают в Net-школе. В рамках методической учебы были проведены занятия по применению новых правил библиографического описания документов, созданию компьютерных презентаций. Проведение уроков с использованием мультимедийного проектора, проектная работа учащихся на уроке в стенах библиотеки, использование документов на различных носителях – все это требует от учителя новых умений и знаний. Школьная библиотека готова выступить консультантом и помощником, навигатором и соратником.

Школьная библиотека должна стать той информационной и образовательной средой, в которой возможно вырастить человека самодостаточного, с мышлением, обращенным в будущее, с высоким уровнем культуры, в том числе информационной.

Библиотека, как и образование в целом, должна быть ориентирована на будущее, которое требует от человека умения работать с большими потоками информации. В Манифесте ТЫРНЕТ (Детский Интернет) отмечается прямая зависимость между этим умением и жизненным успехом: «От того, насколько грамотно человек работает с информацией, которая его окружает, во многом зависит его умение принимать самостоятельные решения, достигать поставленной цели, то есть, по сути, зависит, насколько успешно и счастливо он сумеет построить свою жизнь».

Духовность превыше всего…

Надо признать, что типичной ошибкой в развитии элитных учебных заведений нашего времени является смещение акцента в сторону учебного процесса, развитие интеллектуального потенциала личности и недооценивание роли дополнительного образования, системы воспитательной работы. Коллектив гимназии с 1999 года реализует проект «Развитие гимназии 21 века на основе духовно-нравственного становления участников образовательного процесса». Педагоги гимназии, понимая, что на интеллекте лежит огромная ответственность за преобразование нашей жизни, пришли к выводу о необходимости одухотворения интеллектуальности детей. Из гимназии должны выходить не только образованные, но и высоко нравственные, добропорядочные, благородные люди, продолжатели лучших традиций достойных представителей российского народа. Деятельность гимназии строится на основе принципов культуросообразности, гуманизма, открытости, природосообразности. Согласно этим принципам гимназия рассматривает себя не как «образовательную услугу», а как культурное пространство, воспитывающую среду, активно способствующую становлению человека культуры.

В июне 2009 года государственная дума федерального собрания РФ рассмотрела «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». Участники парламентских слушаний обсудили вопросы совершенствования системы информационно-библиотечного обслуживания учащихся и достижения принципиально нового уровня работы библиотек ОУ как важнейшего ресурса формирования человеческого капитала, духовно-нравственного мира детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей. Рассмотрение данной проблемы приобретает особую актуальность в свете реализации предложения Президента РФ Д. А. Медведева по разработке национальной образовательной стратегии – «Наша новая школа».

В рамках программы «Библиотека как центр информационной культуры» коллективом библиотеки разработан и реализуется проект «Приближение к душе».

Цель данного проекта – воспитание духовно-нравственных ценностей через чтение высокохудожественной литературы, возрождение традиции семейного чтения.

Мы ставим перед собой следующие задачи: создание среды общения, духовного объединения детей и родителей посредством книги; помочь детям пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть.

Основные разделы проекта

Нравоучительные чтения:

Форма работы – диалоговая. Использование методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Аудитория – с 1 по 11 класс. Главное подобрать художественное произведение, соответствующее возрасту детей, содержание которого вызывает определенные чувства, переживания у ребят.

Список литературы для чтения вслух и обсуждения

Таблица 4

Автор, название

Возрастные границы

Астафьев В. Ангел-хранитель//Последний поклон: повесть в рассказах

4-9 классы

Искандер Ф. Авторитет

родители

Лунева С. Тамара: поэма

7-10 классы

Набоков В. Бритва: рассказ

9-11 классы

Осеева В. Бабка: рассказ

3-8 классы

Романов П. Хорошие люди: рассказ

8-11 классы

Самсон Е. Даша: рассказ

2-5 классы

Сильверстайн Щедрое дерево

5-8 классы, родители

Петрушевская Л. Страна: рассказ

9-10 классы

Ушинский К. Великан и карлики: сказка

2-4 классы

Ушинский К. Персик: рассказ

2-4 классы

Чехов А. Рассказ старшего садовника

8-11 классы

Пино Х. Жена мясника: сказка

4-9 классы



Работа с родителями

Как показывает практика, и подтверждают исследования, в молодёжной среде тенденция отторжения от библиотеки, от книги довольно сильна, и проявляется она в мировом масштабе, находясь в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребёнка к чтению с самого раннего возраста, или нет. Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребёнка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьётся вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребёнку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отражённые в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребёнок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Но для этого родители должны обладать определенными знаниями и культурой. Очень важно наличие у самих взрослых перспективы читательской деятельности и собственной читательской самооценки. Школьная библиотека, имея огромный педагогический потенциал, способна помочь родителям в этом направлении через различные формы и методы работы. Начинается эта работа с самых маленьких читателей – первоклассников. «Роль семьи в воспитании читательской деятельности ребёнка» - так называется родительское собрание, которое собирает в стенах библиотеки родителей первоклассников. Во время этой встречи библиотекарь указывает на то, что хорошая книга способна формировать характер ребёнка: учит быть добрым, честным, неравнодушным человеком. Интересны родителям выводы психологов о пользе чтения художественной литературы, т. к. под её влиянием находится правое полушарие головного мозга, где художественные впечатления способствуют развитию дарований, фантазии, аналогового мышления. Родители на этом собрании узнают о библиотерапии, важности семейных чтений вслух, обсуждении с детьми прочитанных книг, проявлении интереса к чтению своих детей, знакомятся с литературой для детей младшего школьного возраста. Продолжение разговора на эту тему следует в 5 классе. Здесь библиотекарь говорит о роли семейного чтения в развитии духовно-нравственного воспитания детей.

Гимназическая библиотека использует эффективную форму работы как «День семьи» или День открытых дверей библиотеки. Это комплексное мероприятие. Проводим в субботу, с регулярностью 1 раз в 2 месяца. Заранее готовим подборки книг, статей по вопросам руководства детским чтением, психологии, семейного воспитания. И, конечно же, грамотное консультирование родителей со стороны библиотекарей.

Существует в гимназии еще одна форма работы с родителями – Семейная гостиная «Любимая книга моего детства». Цель этого мероприятия: во-первых, для детей пример родителей очень важен, это главное в воспитании; во-вторых, происходит обмен мнениями о прочитанном между старшим и младшим поколениями; в-третьих, перед уходом домой, дети проводят экскурсию по библиотеке для родителей, выбирают вместе литературу, т. е. происходит духовное общение, посредником которого является книга.

Использование новых информационных технологий в привлечении детей к чтению.

Создание и редактирование путеводителя по сайтам, посвященным пропаганде книги, чтения; свободный доступ к электронным ресурсам.

Мы живем в информационном обществе, главными продуктами производства которого являются информация и знания. Школьная библиотека - идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития ребенка – информация, культура и общение.

Такое понятие, как «через библиотеки - к будущему», в полной мере относится к современной школьной библиотеке. Открытая для сотрудничества и равноправного партнерства, школьная библиотека строит будущее нашей страны, фундаментом которой будут служить духовно-нравственные ценности, любовь к отчизне.

Маленькая школьная библиотека выходит в большой мир, стирая барьеры, прощаясь со стереотипами, становясь важнейшим винтиком в механизме поступательного развития общества. Каждый ее гость будет чувствовать себя в ней как дома, ведь это - НАШ ОБЩИЙ УМНЫЙ, ДОБРЫЙ ДОМ, У КОТОРОГО НЕТ ГРАНИЦ – БИБЛИОТЕКА!

Таблица 5

Партнеры библиотеки

Виды совместной деятельности

Детская центральная библиотека имени П. П. Ершова

Совместное проведение занятий по информационной культуре

Досуговая деятельность

Различные формы повышения профессионального мастерства

Методическое объединение школьных библиотекарей Тобольска

Зав. библиотекой - руководитель МО

Методическая помощь

Организация обменного фонда учебников

Проект «Школа начинающего библиотекаря»

Проект «Школьная библиотека»

ТОГИРРО (Тюменский областной государственный институт развития регионального образования)

Выступления для участников курсов при институте на тему «Семейное чтение»

Литературное объединение «Слово»

Совместные мероприятия и встречи в библиотеке

Городской Совет ветеранов

Встречи в библиотеке с гимназистами

Русская школьная библиотечная ассоциация


Участие в работе форума школьных библиотекарей России (2008 г.)

Участие в работе съезда школьных библиотекарей УРФО (2008)

Изучение периодических изданий

Местные средства массовой информации

Публикации в прессе, сюжеты о библиотеке на телевидении и радио

МАУ «Центр реализации молодежных и профилактических программ Тобольска» сектор мониторинга

Социологический опрос среди молодежи «Чтение. Библиотека»

Молодежный журнал «Крылья» г. Москва

Продвижение талантливых поэтов – выпускников гимназии

Сегодня происходит глубокое реформирование системы образования. Хотим мы того или нет, но наше общество изменилось. И оно предъявляет свои требования к современной школе.

Более ста лет назад Д. И. Менделеев высказывался о необходимости коренного преобразования народного просвещения, предлагал развивать сеть учебных заведений. Накануне революции в Тобольске сложился довольно многообразный и разветвленный конгломерат, представленный различными видами сословного образования и типами образовательных учреждений. Школьную систему венчали старейшие гимназии, духовная семинария. Именно они имели непосредственное отношение к формированию золотого фонда русской культуры и науки. Эти училища, семинарии, гимназии были цитаделями русской интеллигенции.

И очень хорошо, что в наше непростое время возродились такие школы, из стен которых выходят в жизнь широко образованные, интеллигентные люди. Гимназия имени Н. Д. Лицмана – учреждение своего рода единственное, в нашем городе аналогов нет. Отрадно то, что гимназия является «открытым» образовательным учреждением, она щедро делится своим богатым опытом работы с коллегами из школ города, области.

Медленно и постепенно, преемственно и непрерывно, в течение 20 лет здесь складывается своя технологическая система: из всем известного нового, старого, авангардного и мало известного, своего, авторского… И сегодня ясно, что технология обучения в гимназии соответствует еще более древнему толкованию слова «воспитание» как воспарения, возвышения человека над обыденным, мелким, слабым.
Распространение опыта работы в Тобольске

Выступления на заседаниях ГМО библиотекарей общеобразовательных учреждений Тобольска в рамках городских педагогических чтений:

  • Библиотека и формирование нового образа жизни как основы будущего развития общества - 2006 год.

  • И посредник и связующее звено. Особенные возможности информационных технологий в школьной библиотеке – 2007 год.

  • Чтение детей как национальная ценность – 2008 год.

  • Молодежь. Чтение. Успех. – 2009 год.

  • Профессиональная компетентность библиотечного специалиста: составляющие и приоритеты – 2010 год.

В рамках городских библиотечных чтений:

  • Пути сотрудничества школьного библиотекаря и родителей – 2004 год.

  • Переход от традиционной школьной библиотеки к библиотечно-информационному центру ОУ – 2005 год.

  • Роль городского методического объединения в повышении профессионального мастерства школьных библиотекарей – 2006 год.

  • «Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель»: инновационные формы работы современной библиотеки» - 2010 год.

Распространение опыта работы за пределами города

  • Выступление для учителей Тюмени и Тобольского района «Семейное чтение. Возрождение традиции семейного чтения» в ТОГИРРО - 2006 год.

  • Выступление на съезде школьных библиотекарей УРФО «Роль ГМО в повышении профессионального мастерства школьных библиотекарей» - 2008 год.

Публикации

  • Медведева М. Н. Информационный поиск литературы для реферата / М. Н. Медведева // Библиотека в школе. – 2003. - №1. – С.24-25. – (Маски-подсказки: методический карнавал типичных ошибок и ярких находок в библиотечных уроках)

  • Медведева М. Н Справочная литература для детей младшего школьного возраста. 2 класс / М. Н. Медведева // Библиотека в школе. – 2003. - №1. – С.27. – (Маски-подсказки: методический карнавал типичных ошибок и ярких находок в библиотечных уроках)

  • Медведева М. Н История школьных библиотек в лицах / М. Н. Медведева // Тобольская правда . – 2002. – 25 мая. – С.3

  • Роль ГМО в повышении профессиональной компетентности школьных библиотекарей / М. Н. Медведева // режим доступа: www.uraledu.ru

  • Янина С. Д. «Аптека для души»: дидактический спектакль / С. Д. Янина, М. Н. Медведева // Читаем, учимся, играем: Сб. сценариев для библиотек. Выпуск 4. – М.: Либерия, 1998. –С.118-123

  • Янина С. Д «О, сколько нам открытий чудных…»/С. Д. Янина, М. Н. Медведева // Читаем, учимся, играем: Сб. сценариев для библиотек. Выпуск 4. – М.: Либерия, 1998. –С.7-10





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconАлексеев Игорь Вадимович, Захарова Марина Николаевна
В системе реализованы не только общеизвестные алгоритмы, но и их нестандартные модификации
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconПлан работы библиотеки моу сош №17 на 2013-2014 учебный год Миссия библиотеки
Создание среды для развития учащихся, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные,...
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconПлан работы школьной библиотеки на 2013/ 2014 учебный год Основные задачи библиотеки
Создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, аудиовизуальные,...
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconРазвитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность...
Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей...
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconМарина Юрьевна Нещерет, заведующая отделом справочно-библиографического...
Несмотря на сравнительно небольшой опыт работы, она может служить примером успеш­ной реализации справочно-библиографического обслуживания...
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconДоклад о состоянии и развитии образования Пахотно-Угловского филиала...
Милосердова Марина Николаевна – заместитель руководителя школы по учебно-воспитательной работе
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconПрограмма курса по выбору «Орнитология» предназначена для студентов...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconТематический план курса «основы библиотечно- информационной культуры личности»
Практическая работа. Информационные ресурсы современных библиотек на примере школьной библиотеки, центральной городской библиотеки...
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconКонспект урока водород (Тема урока) фио орловская Марина Николаевна
Аппарат Киппа, прибор Кирюшкина, гранулы цинка, соляная кислота, спички, пробирки,1пк учителя, индивидуальные компьютеры у учащихся,...
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconУчитель нач классов : Бурлова Марина Владимировна
Цель: создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке к новогоднему...
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconПлан работы библиотеки мбоу открытой (сменной) общеобразовательной...
Главной задачей библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconИстория 10 спортивный класс
Бубникова Александра Николаевна- учитель истории и обществознания, e-mail (через почту можно узнать номер телефона)
Марина Николаевна «Через библиотеки к будущему» iconПлан работы библиотеки начальной школы на 2012-2013 учебный год
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск