Скачать 59.12 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 80 г.о. Тольятти Предмет математика Тема урока Проценты Тип урока урок закрепления пройденного материала Класс 5 Б Учитель Сафарчева Ирина Ивановна Тема урока: Проценты Цели урока: дидактические: сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни; решать основные задачи на проценты; развивающие: развивать память, логическое мышление, навык самостоятельной работы, прививать учащимся основы экономической грамотности. воспитывающие: воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения выражать и отстаивать собственное мнение. Тип урока: урок закрепления изученного материала. Оборудование и материалы к уроку: презентация, составленная к уроку в программе PowerPoint, компьютер с проектором, экран, лист оценивания, сигнальные карточки (зеленые, красные, желтые). План урока: % Организационный момент % Беседа % Устная работа % Систематизация знаний % Решение задач на проценты % Тест % Итог урока % Домашнее задание Ход урока Числа правят миром Пифагор 1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. 2.Беседа "Проценты в прошлом и настоящем", сопровождаемая компьютерной презентацией. Процент - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим ,что ,например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, рейтинг победителей хит-парада равен 75%,промышленное производство сократилось на 11,3%,уровень инфляции составляет 8%,молоко содержит 3,2% и т.д. Слово" процент" происходит от латинского слова pro centum ,что буквально означает "за сотню" или "со ста". Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных табличках вавилонян содержатся задачи на проценты. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, пользуясь пропорцией. Денежные расчеты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги ,которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам. В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов. Отдельные конторы для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои таблицы, которые составляли секрет фирмы. Впервые опубликовал таблицы для расчетов процентов в 1584г. Симон Стевин -инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий, в том числе - особой записи десятичных дробей. Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Знак "%" происходит, как полагают , от итальянского слова cento (сто),которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процентов. 1%=0,01 3.Устная работа. а) Представьте данные десятичные дроби в процентах: 0,5 0,24 1,3 15 0,01 3,2 20,5 10 б) Представьте проценты десятичными дробями: 2% 12,5% 0,06% 0,01% 510% 32,8% 4.Систематизация знаний. Основные понятия, связанные с процентами:
5.Решение задач на проценты. Задача 1.(Распродажа.) Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15%,а в декабре еще на10%.Какова стала стоимость зонта в декабре?
Задача 2.(Зарплата.) При приеме на работу директор предприятия предлагает зарплату 4200 р. Какую сумму получит рабочий после удержания 13 % налога на доходы физических лиц?
Задача 3.(Штрафы.) Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 р.Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после, чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?
6. Тест (с использованием сигнальных карточек: а-красный, б- желтый, в- зеленый) 1.Процент-это: а) тысячная часть числа; б) сотая часть числа; в) десятая часть числа. 2 . 50 % от числа равны: а)1/5 его части; б)1/20 его части; в)1/2 его части. 3.0,5 учащихся пятого класса-девочки. Девочки в классе составляют: а) 5%; б) 50 %; в) 20 %. 7. Итог урока. - Достигли мы цели урока? - Что вам понравилось на этом уроке? 8. Домашнее задание: № 1572,1574,1580(для 1группы), №1575,1579 (для 2 группы), придумать три задачи самим |