Скачать 63.54 Kb.
|
МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области План-конспект урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества» Подготовила: Ивасенко З.А., учитель физики с. Крестище 2013г Класс: 7 Дата проведения: 31.10.2012г. Тема урока: «Плотность вещества» Цели урока: обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода вещества; введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях; развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления. Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку. Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела из дерева правильной формы, тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма). Демонстрации: взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца); взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ; взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объём. Ход урока I. Организационный момент. Слайды №1-3 (Объявление темы и целей урока) Учитель. Ребята, вы приготовились? Тогда начинаем урок физики. Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. Что такое плотность вещества? Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И наконец вытащим из тайников памяти кое-что ценное и интересное. Теперь откроем тетради, запишем число и тему урока . Сегодня на уроке мы с вами должны: 1. Выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества 2. Ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности. 3.Вывести формулу для расчёта плотности вещества. 4. Выяснить физический смысл плотности вещества. П. Повторение пройденного материала Слайд №4 1.Фронтальный опрос Как определить массу тела? Что характеризует масса? В каких единицах измеряется масса? Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? Как найти объем тела неправильной формы? Слайд №5 Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ. III. Изучение нового материала Слайд №6 Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ. Сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество. Слайд №7 Учитель. Ребята, если в стеклянную бутылку налить воды, закрыть пробкой и поставить её на мороз, то, что произойдёт? Почему лопнула бутылка? Почему льда стало больше, чем было воды? Ответ на этот вопрос мы и найдём сегодня на уроке. Слайд №8 Проведём исследовательскую работу. Учитель: На ваших столах находятся весы с разновесами, и деревянные бруски разной формы. Вам нужно исследовать отношение массы этих брусков к их объёму. Для этого нужно составить план своих действий. (Слайд №9) Результаты исследований занести в таблицу№1. Работать будете парами. Теперь результаты каждой пары занесём в таблицу № 2. (Слайд №10) Какой вывод можем сделать? (Слайд №11) Демонстрация: взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого. Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы... Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества. Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы. Слайд №12. Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма, изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу. Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы... Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества. Слайд №13. Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ имеют разные объёмы. Слайд №14. Учитель: Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема. Слайд №15. Как можно найти плотность данного вещества? Например. Льдина объёмом 5 м³ имеет массу 4500 кг. Какова масса 1 м³ льда? 4500 кг : 5 м³ = 900 кг/м³ - плотность льда Слайд №16. Учитель: Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем? Плотность вещества численно равна отношению массы тела к объему этого тела. Плотность вещества показывает, «чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1см3). Запишем в тетради формулу для расчёта плотности и обозначение физических величин. Слайд №17. Учитель: Изучим единицы плотности. Слайд №18. Учитель: Что общего и чем отличаются данные кубики друг от друга? Рассмотреть рисунок 52 в учебнике на стр. 49. Что показывает плотность вещества? Слайд №19. Используя таблицы плотностей на странице 50-51 учебника, ответьте на вопросы: Какая жидкость имеет наибольшую плотность? Чему равна плотность воды? Что показывает это число? Чему равна плотность водяного пара? Что показывает это число? Чему равна масса одного кубического метра льда? Слайд №20 . Учитель: Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях? Вывод. Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна. Слайд №21. Учитель: Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы. А теперь вернёмся к нашей проблеме, возникшей в начале урока. Почему же лопнула бутылка? (Плотность льда меньше плотности воды и при замерзании воды объём льда увеличивается) Слайд №22. Учитель: Существует прибор для измерения плотности. Его называют Ареометр. Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел. Ареометры применяются для измерения: плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах; плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов; плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др. Слайд №23. Учитель: Какая жидкость имеет наибольшую плотность? Слайды №24-25. Интересные факты. Сообщение учащегося. Демонстрация 2: взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Вывод о зависимости от рода вещества. IV. Закрепление изученного материала. Слайд №26 1. Что показывает плотность? 2. Что означает запись: «Плотность олова – 7300кг/м3»? 3. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом? 4. Два кубика — из серебра и золота— имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем? 5. Зависит ли плотность мёда от его объёма? 6. Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему? 7. Объём чего больше: 1 кг ваты и 1 кг стальных скрепок? Слайд №27. Учитель: А теперь решим задачу. (Самостоятельная работа) 1). Кусок металла имеет массу 29,2 кг и объём 4 дм3. Из какого металла изготовлен брусок? (Ответ : из олова) 2). Чугунный шар при объёме 125 см3 имеет массу 800г. Сплошной или полый этот шар? (Ответ: шар полый) V. Подведение итогов урока . Рефлексия. Слайды №28-29. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия. VI. Домашнее задание. §21, упр. 7. (Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа 2007.) Слайд №30 Учитель: Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Литература: 1.Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательство «Глобус», 2010. 2.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 9-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. 3.Интернет ресурсы (сайты) http://festival.1september.ru/articles Этапы урока
|
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока физики с применением цоров и в 7-м классе по теме "Плотность вещества" ... | ||
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
Конспект урока физики в 7 классе составила учитель физики Павленко... Для демонстрационного опыта: два бруска, длинная деревянная линейка, гиря, штатив, груз на резиновом жгуте, мешочек с песком на резиновом... | Конспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель... ... | ||
Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | ||
Конспект урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме " Каникулы... План-конспект урока по английскому языку в 5 «А» классе по теме "Каникулы в городе" | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория |