Скачать 0.85 Mb.
|
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации проблемы информационной безопасности детей при использовании ими ресурсов и услуг интернета Дайджест информационных ресурсов интернета для библиотекарей, педагогов и родителей Ульяновск 2014 Наши дети в интернете: проблемы информационной безопасности детей при использовании ими ресурсов и услуг интернета : дайджест информационных ресурсов интернета для библиотекарей, педагогов и родителей / составитель Т. И. Гаянова ; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. – Ульяновск, 2014. – 68 с. От составителя При первом знакомстве с интернетом у ребёнка возникает ощущение настоящего волшебства: далёкое становится близким, неведомое – известным. Всемирная сеть даёт огромные возможности для образования и самообразования, для раскрытия своего творческого потенциала, взаимодействия с другими людьми и поиска друзей. Высокая интенсивность использования интернета подростками показывает, что значимость интернета для современного поколения продолжает расти в геометрической прогрессии. Интернет не только является основным источником информации, но и превращается в важный фактор социализации подростков, которые далеко не сразу могут заметить, что виртуальный мир вовсе не так дружелюбен, как кажется на первый взгляд. Такое положение дел требует специального внимания в системе культурных и образовательных учреждений к вопросу о формировании ответственных и сознательных «цифровых граждан». Не только родители и российская школа, но и публичные библиотеки в соответствии с образовательными стандартами нового поколения и «Концепцией библиотечного обслуживания детей в России» должны взять на себя главную ответственность за формирование у детей высокого уровня цифровой компетентности, позволяющей укрепить «цифровое гражданство». Это возможно на основе расширения образовательных потенциалов интернет-среды, укрепления авторитета учителя и библиотекаря в этой области, формирования навыков и умений критической и творческой оценки онлайн-ресурсов, навыков безопасного использования интернета и формирования этических норм интернет-пользователя. Всероссийское исследование, проведённое в 2013 году при поддержке компании Google, Фондом развития интернета «Цифровая компетентность российских подростков и родителей» показало, что «большинство подростков (80 %) и половина родителей (50 %) демонстрируют высокую уверенность в использовании интернета, что создаёт иллюзию достаточной или даже высокой компетентности российских интернет-пользователей. Однако полученные данные по уровню цифровой компетентности разрушают миф о том, что цифровое поколение всё знает и всё умеет в интернете. Цифровая компетентность и российских родителей, и российских подростков невелика: она составляет примерно треть от максимально возможного, причём лучше всего обстоит дело со знаниями и хуже всего – с мотивацией, желанием учиться и осознанием необходимости этого. Отвечая на вопрос «Что должна делать школа по вопросам использования интернета детьми?», значительная часть родителей считает, что в школе детей должны информировать (42 %) и обучать навыкам безопасного использования интернета (38 %), а также обучать эффективно пользоваться современными инфокоммуникационными технологиями (39 %). Каждый пятый родитель хотел бы, чтобы и его также информировали об интернет-угрозах и правилах безопасного использования интернета. Лишь одна треть родителей поддерживает предоставление доступа в интернет на основе определённого списка сайтов». Множество проблем, которые сегодня обсуждаются педагогами, IT-специалистами, библиотекарями и родителями, связаны с защитой детей от негативной информации в Сети, формированием позитивного контента для детей, повышением уровня информационной грамотности и созданием специальных образовательных программ. Предлагается большое количество новых подходов к решению данных проблем. Например, компании сотовой связи МТС и «ВымпелКом» (Билайн), склоняются к контентной фильтрации, а некоммерческие организации, такие как «Лига безопасного интернета», Российская государственная детская библиотека и другие IT-специалисты, анализируя рейтинги самых главных угроз и опасностей, с которыми могут столкнуться наши дети, составляют «белые списки» полезных, разрешённых для детей сайтов. На своих страницах в интернете коммерческие и общественные структуры предлагают технологические способы защиты своего компьютера или профиля в социальной сети, определяют правила поведения при общении в Сети, чтобы избежать агрессивного, противоправного контента, не встретиться с проявлениями кибермошенничества. Специалисты компании Google, например, специально создали и выложили на своём сайте «Справочник детской безопасности» с подробными разъяснениями и правилами. Используя материалы дайджеста, вы сможете решить все проблемы по формированию у детей разного возраста компетентностей по вопросам безопасного поведения в Сети. Изложенная информация поможет вам быть в курсе современных проблем формирования у детей современных основ медиаграмотности, провести различные беседы, библиотечно-библиографические занятия по информационной культуре личности, различные акции и флешмобы. Подборка материалов исследований, поможет убедительно и на профессиональном уровне провести родительские собрания в школах по данной теме и самим как руководителям процесса обучения стать более подкованными в вопросах противостояния нежелательному контенту в интернете. Ряд статей познакомит вас с опытом работы библиотек по проблеме формирования у детей критического мышления и основ ориентации в современном информационном пространстве, правилам поведения в различных социальных сетях и при использовании многообразных сервисов интернета. Полезным будет также ознакомление с практикой проведения Недели безопасного Рунета с детьми разного возраста в стенах библиотеки с привлечением к сотрудничеству волонтёров, кибердружин своего города или района. Дайджест предназначен для библиотекарей, педагогов и родителей. Проблемы деткой безопасности в интернете Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 2. – С. 56-54.
В статье очень подробно описывается психология социальных сетей, дневников «он-лайн». Блоги называют журналистикой будущего, живым и трепетным коллективным разумом эпохи. Причина высокого уровня эмоциональной вовлеченности в сетевые отношения, которые отличают особый статус в сознании пользователей и небывалая искренность сетевых «дневников», кроется, по мнению авторов статьи, в «анонимности и свободе, которые располагают собеседников к доверительности и разговорам о главном». Также вы узнаете историю появления блогов и социальных сетей, особый статус «Живого журнала», где в отличие от многих других сетей, царствует его величество слово. Кто такой сетевой friend? Приятель, симпатичный знакомый или только друг по переписке в «Живом журнале»? Что значит на молодёжном компьютерном сленге «зафрендить», «отфрендить», «дыбр» и т. д.? О чём «Живой журнал» и для чего?! Человек как существо социальное нуждается в обмене новостями и эмоциями, в заинтересованном внимании, выражении пусть иногда поверхностного, но искреннего участия, поддержке или житейском совете, поэтому список «друзей» у многих в социальных сетях может исчисляться сотнями. Его лимитирует только время, которым человек располагает для чтения своей ленты. Авторы утверждают, что «несмотря на неизбежную «карнавальность» и упрощённость того образа себя, который блогер транслирует в своём журнале с помощью псевдонима, идентифицирующей картинки (аватарки) и собственно текстов, в том числе дневниковых, не раскрыть в дневнике свою личность и взгляды на мир ещё никому из пишущих не удавалось; таким образом, люди узнают друг о друге довольно много прежде, чем решают посмотреть друг на друга живьём (развиртуализироваться)». Тим О-Рейли, создатель понятия Веб 2.0, сказал о своём детище так: «Веб 2.0 существует, чтобы люди были вместе». Таким образом, сама блогосфера полностью отражает наш сегодняшний мир. В ней есть всё – от интересного до скучного, от авторского, креативного до плагиата и незаконного использования объектов авторского права, от обычных вежливых и порядочных блогеров до людей, потенциально опасных для общества. Свобода в блогах имеет и много малоприятных сторон. В любой момент хозяина дневника могут оскорбить грубым словом и отзывом. Неприятный комментарий можно стереть, а пользователя, который его оставил, лишить возможности комментировать ваш журнал когда-либо ещё. Запомните, говорят авторы статьи, что «в России высказывания на веб-страницах приравниваются к публичным заявлениям, и некоторые действия блогеров могут расцениваться согласно 282 статье Уголовного кодекса РФ». Если некий интернет-пользователь написал в своём блоге нечто неприятное и спорное о ком-то из реальных людей, поместил некорректные фото или привёл не соответствующие действительности факты, обиженная сторона может подать на него в суд с обвинением в клевете или в нанесении ущерба чести и достоинству.
Журнал «Дети в информационном обществе» – новый издательский проект, осуществляемый с 2009 года Фондом Развития Интернет при научной поддержке факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Выходит 4 раза в год. Электронную версию можно найти по ссылкам: http://www.fid.su/projects/journal/ http://detionline.com/journal/numbers/13 Задача данного издания – объединить вокруг жизненно важной темы – информационной безопасности детей – семейных и школьных психологов, социологов, менеджеров образования, учителей-предметников, воспитателей, IT-технологов, специалистов в области безопасности. Основную часть целевой аудитории составляют родители, которым журнал поможет лучше узнать и понять своих детей, растущих в совсем других реалиях, в новой информационной среде, нежели они сами. Журнал сочетает в себе научно-популярные, познавательные, аналитические статьи, новости, полемические заметки, материалы практической направленности, консультации, комментарии специалистов. На его страницах печатаются отзывы самих детей. Их оценки, мнения, реальный опыт находят отражение в значительной части материалов. Большое внимание уделяется статистическим данным и результатам социологических опросов, даётся обобщенная информация российских и зарубежных СМИ. Основными разделами и рубриками журнала являются: «Тема номера», «Гость номера», «Исследования», «Зарубежные исследования», «Интернет-угрозы», «Практикум», «Дискуссионный клуб», «Письма читателей». С момента создания журнала было издано три выпуска, в которых нашли своё отражение такие темы, как «Онлайн-игры», «Как оценить достоверность сайтов», «Типы детей – пользователей интернета», «Интернет глазами детей», «Регламенты и запреты в сети», «Агрессивность в игре и в жизни», «Европейские дети в онлайне». Статьи, представленные в третьем выпуске журнала, обсуждают проблемы «зависания» детей в интернете: что школьники делают в интернете, каким рискам они подвержены, влияют ли на характер детей жесткие компьютерные игры? Рассказывается о том, как Самарские школьники соревнуются в оценке достоверности информации из интернета. Интересными будут для библиотекарей и родителей результаты опроса родителей в России и Европе на тему безопасности детей в интернете. Опрос в нашей стране проводил Фонд Развития Интернет, за рубежом – европейская социологическая служба «Евробарометр». «Наше исследование показало, что европейские родители более компетентны в вопросах грамотного и безопасного использования интернета и относятся к сетевому опыту своих детей более серьёзно. Российские родители гораздо меньше ограничивают своих детей в интернете, не слишком задумываются о возможных перегрузках и опасностях, а в случае столкновения с незаконным контентом не склонны сообщать об этом в правоохранительные органы, общественные организации или на горячие линии. Главным авторитетом в области использования интернета для них является школа – именно там, а не из СМИ, как европейцы, они предпочитают получать необходимую информацию». О других проблемах защиты детей в новом коммуникационном пространстве, последних исследованиях различных общественных организаций можно прочитать в следующих номерах сборника «Дети в информационном обществе» на страницах сайта данного издания.
1 сентября 2012 года был принят ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Сразу после этого вышло постановление о едином реестре запрещённых сайтов. Роскомнадзор создал специальный сайт (zapret-info.gov.ru), где будет размещаться чёрный список вредных сайтов. Каждый желающий может ввести адрес подозрительной страницы или проверить, присутствует ли она в данном чёрном списке. В статье приводится комментарий Астамура Тедеева под заголовком «Запреты есть. Эффекта нет» на новые введения и пункты закона и действия Роскомнадзора. Автор заостряет особое внимание на законодательной практике по контролированию интернет-ресурсов в зарубежных странах, делая ошеломительный вывод: «Большинство развитых стан старается максимально приблизить к интернету традиционное законодательство». По опросам же, проведённых ВЦИОМ и центром Левады за 2012 год, было установлено, что «россияне считают интернет опасным и однозначно поддерживают его регулирование». Всю деятельность в рамках принятого закона можно посмотреть на сайте Лиги безопасного интернета http://www.ligainternet.ru.
В статье приводятся основные «золотые правила» безопасности в интернете. Вы познакомитесь с мнениями педагогов о влиянии на подростков увлечённости интернетом, которые в один голос утверждают, что «наши дети перестают думать, используя интернет». Татьяна Жукова, президент РШБА, подчёркивает, что «проблема безопасности в интернете – не технологическая, а педагогическая». Галина Солдатова, директор Фонда развития интернета, дала классификацию интернет-рисков (см. диаграмму). В ходе заседания «круглого стола», участники Фонда Развития Интернет дали простые рекомендации по безопасности для родителей.
Термин «информационная война» появился в 1976 году, когда информация стала оружием. Информационные стратегии СМИ развитых стран используются в целях насаждения у людей определённых разрушающих ценностей, распространения своего влияния на руководство и народы стран, ещё не вошедших в сферу их влияния. «Информационные ресурсы и информационная инфраструктура используется для агитационных, дезинформирующих, разведывательных и других целей. Ведущие мировые державы, благодаря наличию отлаженного механизма государственного контроля за проведением информационной политики для достижения своих политических целей, располагают широкими и разнообразными возможностями влияния через СМИ на общественное сознание как внутри своих стран, так и за рубежом». Информационные войны ведутся для ослабления позиций конкурирующих государств, для подрыва их национальных государственных устоев, нарушения системы государственного управления за счёт информационного воздействия, в том числе и через Всемирную паутину, на политическую, экономическую и социальные сферы жизни общества, проведения подрывных и иных пропагандистских акций.
В статье вы найдёте обзор выступлений участников V Форума безопасного интернета – главной российской конференции, посвящённой проблемам безопасности детей и взрослых в глобальной информационной сети. Мало кто знает о существовании открытого «Единого реестра доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющего идентифицировать сайты в интернете, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Он является единым эффективным инструментом борьбы со зловредным контентом. Первыми итогами после принятия Постановления № 139-ФЗ стало то, как заметил на Форуме заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций М.Ю. Ксензов, что большинство хостинг-провайдеров и владельцев интернет-сайтов предпочитают удалить противоправный контент, не вступая в переписку с Роскомнадзором. Крупные участники рынка адекватно и быстро реагируют на уведомления о необходимости удаления контента, что нельзя сказать об огромном числе маленьких частных сайтов, которые и представляют основную угрозу интернет-пользователям. В открытии Форума активное участие также приняла Лига безопасного интернета, основными задачами которой является разработка систем фильтрации интернет-контента и составление белых списков сайтов. В своём отчёте представитель Лиги отметил, что за 2012 год было многое сделано для обеспечения безопасности россиян при обращении к интернету. Во-первых, была создана «Кибердружина» – добровольное объединение, действующее в Сети. Во-вторых, только за 2012 год в правоохранительные органы было направлено 1545 обращений о наличии ресурсов, пропагандирующих наркотики. В третьих, в правоохранительные органы поступило более 26 тысяч сообщений о детской порнографии, а с 10 679 сайтов данный контент был удалён. В состав Лиги входят все ведущие российские операторы информационно-коммуникационных услуг и услуг мобильной связи. МТС, например, предлагает на данный момент два вида услуг по обеспечению безопасности: «МТС Антивирус» и «Родительский контроль». По словам представителя компании МТС, ежедневно их оператор мобильной связи в среднем блокирует более 500 обращений к нежелательным сайтам. Развивается проект «Дети в интернете» совместно с РГДБ, детский творческий онлайн-конкурс «Интернешка», посвящённый безопасному использованию интернета и мобильной связи. Широко были представлены федеральный проект для общеобразовательных учреждений по контент-фильтрации для школ, уроки по безопасному интернету в школах, конкурс детских видеороликов, конкурс социального плаката и др. Свои программы и проекты также озвучили компании ОАО «Вымпелком» (проект «Вебландия») и Ростелеком (услуга «Ребёнок в доме»). Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 252 // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 9. – С. 62-64. П одробнее о форуме можно узнать на сайте: http://2013.safetyforum.ru
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Благодарственное письмо гук “Ульяновская областная библиотека имени С. Т. Аксакова” | Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан... Спешите делать добро! (Симбирские меценаты) : сценарий мероприятия для детей и юношества / cост. О. В. Клопкова; Ульяновская обл... | ||
Псковская областная библиотека для детей и юношества имени В. А. Каверин Все стороны существования человека – от питания и состояния окружающей среды до политических свобод и культуры – определяют его качество... | Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы | ||
Выходит 1 раз в месяц Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева и филиал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина открылись в Тюмени... | Кемеровская областная научная медицинская библиотека Информационно-библиографический отдел Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета юридического факультета (протокол от 20 г. № ) | ||
Гбуз «Кемеровская областная научная медицинская библиотека» Информационно-библиографический... Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа» | Самарская областная универcальная научная библиотека информационно-библиографический отдел Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | ||
Литература о пк и для пк 29 Путеводитель по ресурсам Интернет: информационный указатель/сост. Т. Н. Белова, О. В. Щукина; отв за вып. Л. К. Блюдова; Ленинградская... | Календарь ... | ||
Государственное учреждение культуры «челябинская областная юношеская библиотека» Библиотеки Челябинской области в системе общего экологического образования: Сборник материалов областного смотра-конкурса работы... | Знаменательные даты Знаменательные даты: Календарь на 2014 год (Для работников культуры и образования)/ гбук во «Воронежская областная юношеская библиотека... | ||
Самарская областная универcальная научная библиотека самарская областная детская библиотека На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный... | Кемеровская областная научная медицинская библиотека Информационно-библиографический отдел Выпуски экспресс-информации «Акушерство» за текущий и предыдущие годы выставлены на сайте Кемеровской областной научной медицинской... | ||
Кемеровская областная научная медицинская библиотека Информационно-библиографический отдел Преподавание учебного предмета «Физика» в основной школе (7-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Да здравствует чтение творческое! Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска 57 |