Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации





НазваниеОгбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации
страница1/8
Дата публикации19.08.2014
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство искусства и культурной политики

Ульяновской области




ОГБУК «Ульяновская областная библиотека

для детей и юношества имени С. Т. Аксакова»
Отдел автоматизации






проблемы информационной безопасности детей

при использовании ими ресурсов и услуг интернета




Дайджест информационных ресурсов интернета

для библиотекарей, педагогов и родителей

Ульяновск

2014

Наши дети в интернете: проблемы информационной безопасности детей при использовании ими ресурсов и услуг интернета : дайджест информационных ресурсов интернета для библиотекарей, педагогов и родителей / составитель Т. И. Гаянова ; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. – Ульяновск, 2014. – 68 с.



От составителя
При первом знакомстве с интернетом у ребёнка возникает ощущение настоящего волшебства: далёкое становится близким, неведомое – известным. Всемирная сеть даёт огромные возможности для образования и самообразования, для раскрытия своего творческого потенциала, взаимодействия с другими людьми и поиска друзей.

Высокая интенсивность использования интернета подростками показывает, что значимость интернета для современного поколения продолжает расти в геометрической прогрессии. Интернет не только является основным источником информации, но и превращается в важный фактор социализации подростков, которые далеко не сразу могут заметить, что виртуальный мир вовсе не так дружелюбен, как кажется на первый взгляд.

Такое положение дел требует специального внимания в системе культурных и образовательных учреждений к вопросу о формировании ответственных и сознательных «цифровых граждан». Не только родители и российская школа, но и публичные библиотеки в соответствии с образовательными стандартами нового поколения и «Концепцией библиотечного обслуживания детей в России» должны взять на себя главную ответственность за формирование у детей высокого уровня цифровой компетентности, позволяющей укрепить «цифровое гражданство». Это возможно на основе расширения образовательных потенциалов интернет-среды, укрепления авторитета учителя и библиотекаря в этой области, формирования навыков и умений критической и творческой оценки онлайн-ресурсов, навыков безопасного использования интернета и формирования этических норм интернет-пользователя.

Всероссийское исследование, проведённое в 2013 году при поддержке компании Google, Фондом развития интернета «Цифровая компетентность российских подростков и родителей» показало, что «большинство подростков (80 %) и половина родителей (50 %) демонстрируют высокую уверенность в использовании интернета, что создаёт иллюзию достаточной или даже высокой компетентности российских интернет-пользователей. Однако полученные данные по уровню цифровой компетентности разрушают миф о том, что цифровое поколение всё знает и всё умеет в интернете. Цифровая компетентность и российских родителей, и российских подростков невелика: она составляет примерно треть от максимально возможного, причём лучше всего обстоит дело со знаниями и хуже всего – с мотивацией, желанием учиться и осознанием необходимости этого. Отвечая на вопрос «Что должна делать школа по вопросам использования интернета детьми?», значительная часть родителей считает, что в школе детей должны информировать (42 %) и обучать навыкам безопасного использования интернета (38 %), а также обучать эффективно пользоваться современными инфокоммуникационными технологиями (39 %). Каждый пятый родитель хотел бы, чтобы и его также информировали об интернет-угрозах и правилах безопасного использования интернета. Лишь одна треть родителей поддерживает предоставление доступа в интернет на основе определённого списка сайтов».

Множество проблем, которые сегодня обсуждаются педагогами, IT-специалистами, библиотекарями и родителями, связаны с защитой детей от негативной информации в Сети, формированием позитивного контента для детей, повышением уровня информационной грамотности и созданием специальных образовательных программ. Предлагается большое количество новых подходов к решению данных проблем. Например, компании сотовой связи МТС и «ВымпелКом» (Билайн), склоняются к контентной фильтрации, а некоммерческие организации, такие как «Лига безопасного интернета», Российская государственная детская библиотека и другие IT-специалисты, анализируя рейтинги самых главных угроз и опасностей, с которыми могут столкнуться наши дети, составляют «белые списки» полезных, разрешённых для детей сайтов. На своих страницах в интернете коммерческие и общественные структуры предлагают технологические способы защиты своего компьютера или профиля в социальной сети, определяют правила поведения при общении в Сети, чтобы избежать агрессивного, противоправного контента, не встретиться с проявлениями кибермошенничества. Специалисты компании Google, например, специально создали и выложили на своём сайте «Справочник детской безопасности» с подробными разъяснениями и правилами.

Используя материалы дайджеста, вы сможете решить все проблемы по формированию у детей разного возраста компетентностей по вопросам безопасного поведения в Сети. Изложенная информация поможет вам быть в курсе современных проблем формирования у детей современных основ медиаграмотности, провести различные беседы, библиотечно-библиографические занятия по информационной культуре личности, различные акции и флешмобы. Подборка материалов исследований, поможет убедительно и на профессиональном уровне провести родительские собрания в школах по данной теме и самим как руководителям процесса обучения стать более подкованными в вопросах противостояния нежелательному контенту в интернете.

Ряд статей познакомит вас с опытом работы библиотек по проблеме формирования у детей критического мышления и основ ориентации в современном информационном пространстве, правилам поведения в различных социальных сетях и при использовании многообразных сервисов интернета. Полезным будет также ознакомление с практикой проведения Недели безопасного Рунета с детьми разного возраста в стенах библиотеки с привлечением к сотрудничеству волонтёров, кибердружин своего города или района.

Дайджест предназначен для библиотекарей, педагогов и родителей.




Проблемы деткой

безопасности

в интернете




Законодательство Российской Федерации о защите детей

от информации,

причиняющей вред их здоровью и развитию:

Федеральный закон

«О защите детей

от информации,

причиняющей вред их здоровью и развитию»

от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ // ОБЖ.

Основы безопасности жизни. – 2011. – № 2. – С. 56-54.


  1. Алексютина, Н. Опасные сети, или Куда уходят дети? : [детское пристрастие к компьютерным играм] / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2011. – № 32. – C. 18.




  1. Вешняковская, Е. Скажи мне, кто твой френд : [возникновение и развитие сетевого общения, социальных сетей, сетевые дневники, журналы, блоги] / Е. Вешняковская. – Наука и жизнь. – 2011. – № 2. – С. 97-103.


В статье очень подробно описывается психология социальных сетей, дневников «он-лайн». Блоги называют журналистикой будущего, живым и трепетным коллективным разумом эпохи. Причина высокого уровня эмоциональной вовлеченности в сетевые отношения, которые отличают особый статус в сознании пользователей и небывалая искренность сетевых «дневников», кроется, по мнению авторов статьи, в «анонимности и свободе, которые располагают собеседников к доверительности и разговорам о главном». Также вы узнаете историю появления блогов и социальных сетей, особый статус «Живого журнала», где в отличие от многих других сетей, царствует его величество слово.

Кто такой сетевой friend? Приятель, симпатичный знакомый или только друг по переписке в «Живом журнале»? Что значит на молодёжном компьютерном сленге «зафрендить», «отфрендить», «дыбр» и т. д.? О чём «Живой журнал» и для чего?! Человек как существо социальное нуждается в обмене новостями и эмоциями, в заинтересованном внимании, выражении пусть иногда поверхностного, но искреннего участия, поддержке или житейском совете, поэтому список «друзей» у многих в социальных сетях может исчисляться сотнями. Его лимитирует только время, которым человек располагает для чтения своей ленты.

Авторы утверждают, что «несмотря на неизбежную «карнавальность» и упрощённость того образа себя, который блогер транслирует в своём журнале с помощью псевдонима, идентифицирующей картинки (аватарки) и собственно текстов, в том числе дневниковых, не раскрыть в дневнике свою личность и взгляды на мир ещё никому из пишущих не удавалось; таким образом, люди узнают друг о друге довольно много прежде, чем решают посмотреть друг на друга живьём (развиртуализироваться)».

Тим О-Рейли, создатель понятия Веб 2.0, сказал о своём детище так: «Веб 2.0 существует, чтобы люди были вместе». Таким образом, сама блогосфера полностью отражает наш сегодняшний мир. В ней есть всё – от интересного до скучного, от авторского, креативного до плагиата и незаконного использования объектов авторского права, от обычных вежливых и порядочных блогеров до людей, потенциально опасных для общества.

Свобода в блогах имеет и много малоприятных сторон. В любой момент хозяина дневника могут оскорбить грубым словом и отзывом. Неприятный комментарий можно стереть, а пользователя, который его оставил, лишить возможности комментировать ваш журнал когда-либо ещё. Запомните, говорят авторы статьи, что «в России высказывания на веб-страницах приравниваются к публичным заявлениям, и некоторые действия блогеров могут расцениваться согласно 282 статье Уголовного кодекса РФ». Если некий интернет-пользователь написал в своём блоге нечто неприятное и спорное о ком-то из реальных людей, поместил некорректные фото или привёл не соответствующие действительности факты, обиженная сторона может подать на него в суд с обвинением в клевете или в нанесении ущерба чести и достоинству.




  1. Дети в информационном обществе. – 2010. – № 3. – Спецвыпуск.


Журнал «Дети в информационном обществе» – новый издательский проект, осуществляемый с 2009 года Фондом Развития Интернет при научной поддержке факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Выходит 4 раза в год. Электронную версию можно найти

по ссылкам: http://www.fid.su/projects/journal/

http://detionline.com/journal/numbers/13

Задача данного издания – объединить вокруг жизненно важной темы – информационной безопасности детей – семейных и школьных психологов, социологов, менеджеров образования, учителей-предметников, воспитателей, IT-технологов, специалистов в области безопасности.

Основную часть целевой аудитории составляют родители, которым журнал поможет лучше узнать и понять своих детей, растущих в совсем других реалиях, в новой информационной среде, нежели они сами.

Журнал сочетает в себе научно-популярные, познавательные, аналитические статьи, новости, полемические заметки, материалы практической направленности, консультации, комментарии специалистов. На его страницах печатаются отзывы самих детей. Их оценки, мнения, реальный опыт находят отражение в значительной части материалов. Большое внимание уделяется статистическим данным и результатам социологических опросов, даётся обобщенная информация российских и зарубежных СМИ.

Основными разделами и рубриками журнала являются: «Тема номера», «Гость номера», «Исследования», «Зарубежные исследования», «Интернет-угрозы», «Практикум», «Дискуссионный клуб», «Письма читателей». С момента создания журнала было издано три выпуска, в которых нашли своё отражение такие темы, как «Онлайн-игры», «Как оценить достоверность сайтов», «Типы детей – пользователей интернета», «Интернет глазами детей», «Регламенты и запреты в сети», «Агрессивность в игре и в жизни», «Европейские дети в онлайне».

Статьи, представленные в третьем выпуске журнала, обсуждают проблемы «зависания» детей в интернете: что школьники делают в интернете, каким рискам они подвержены, влияют ли на характер детей жесткие компьютерные игры? Рассказывается о том, как Самарские школьники соревнуются в оценке достоверности информации из интернета.

Интересными будут для библиотекарей и родителей результаты опроса родителей в России и Европе на тему безопасности детей в интернете. Опрос в нашей стране проводил Фонд Развития Интернет, за рубежом – европейская социологическая служба «Евробарометр». «Наше исследование показало, что европейские родители более компетентны в вопросах грамотного и безопасного использования интернета и относятся к сетевому опыту своих детей более серьёзно. Российские родители гораздо меньше ограничивают своих детей в интернете, не слишком задумываются о возможных перегрузках и опасностях, а в случае столкновения с незаконным контентом не склонны сообщать об этом в правоохранительные органы, общественные организации или на горячие линии. Главным авторитетом в области использования интернета для них является школа – именно там, а не из СМИ, как европейцы, они предпочитают получать необходимую информацию».

О других проблемах защиты детей в новом коммуникационном пространстве, последних исследованиях различных общественных организаций можно прочитать в следующих номерах сборника «Дети в информационном обществе» на страницах сайта данного издания.


  1. Емельяненко, Владимир. Фильтр обетованный : [возможна ли цензура в Рунете, безопасность в Интернете] / В. Емельяненко // Культура. – 2011. – № 2. – С. 3.




  1. Журенков, Кирилл. Чёрным по вредному : в Рунете начал действовать чёрный список сайтов – спорная инициатива властей, которую уже успели окрестить интернет-цензурой. Эксперты предупреждают: издержки безопасного интернета могут сказаться на наших кошельках / Кирилл Журенков // Огонёк. – 2012. – № 44. – С. 4-5.


1 сентября 2012 года был принят ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Сразу после этого вышло постановление о едином реестре запрещённых сайтов. Роскомнадзор создал специальный сайт (zapret-info.gov.ru), где будет размещаться чёрный список вредных сайтов. Каждый желающий может ввести адрес подозрительной страницы или проверить, присутствует ли она в данном чёрном списке.

В статье приводится комментарий Астамура Тедеева под заголовком «Запреты есть. Эффекта нет» на новые введения и пункты закона и действия Роскомнадзора. Автор заостряет особое внимание на законодательной практике по контролированию интернет-ресурсов в зарубежных странах, делая ошеломительный вывод: «Большинство развитых стан старается максимально приблизить к интернету традиционное законодательство». По опросам же, проведённых ВЦИОМ и центром Левады за 2012 год, было установлено, что «россияне считают интернет опасным и однозначно поддерживают его регулирование».

Всю деятельность в рамках принятого закона можно посмотреть на сайте Лиги безопасного интернета http://www.ligainternet.ru.


  1. Иваницкая, Елена. «Дети в Интернете – кто за них в ответе?» : в Государственной детской библиотеке прошёл Круглый стол, посвящённый этой не такой уж весёлой проблеме / Елена Иваницкая // Первое сентября. – 2012. – 9 июня (№ 11). – С. 18.


В статье приводятся основные «золотые правила» безопасности в интернете. Вы познакомитесь с мнениями педагогов о влиянии на подростков увлечённости интернетом, которые в один голос утверждают, что «наши дети перестают думать, используя интернет». Татьяна Жукова, президент РШБА, подчёркивает, что «проблема безопасности в интернете – не технологическая, а педагогическая».

Галина Солдатова, директор Фонда развития интернета, дала классификацию интернет-рисков (см. диаграмму).

В ходе заседания «круглого стола», участники Фонда Развития Интернет дали простые рекомендации по безопасности для родителей.


  1. Ионин, Сергей. Информационные войны / Сергей Ионин // Наша молодёжь. – 2012.– № 8. – С. 26-27.




Термин «информационная война» появился в 1976 году, когда информация стала оружием. Информационные стратегии СМИ развитых стран используются в целях насаждения у людей определённых разрушающих ценностей, распространения своего влияния на руководство и народы стран, ещё не вошедших в сферу их влияния. «Информационные ресурсы и информационная инфраструктура используется для агитационных, дезинформирующих, разведывательных и других целей. Ведущие мировые державы, благодаря наличию отлаженного механизма государственного контроля за проведением информационной политики для достижения своих политических целей, располагают широкими и разнообразными возможностями влияния через СМИ на общественное сознание как внутри своих стран, так и за рубежом». Информационные войны ведутся для ослабления позиций конкурирующих государств, для подрыва их национальных государственных устоев, нарушения системы государственного управления за счёт информационного воздействия, в том числе и через Всемирную паутину, на политическую, экономическую и социальные сферы жизни общества, проведения подрывных и иных пропагандистских акций.


  1. Казаченкова, Л. А. «Пространство, в которое не стыдно отпустить детей» / Любовь Александровна Казаченкова // Современная библиотека. – 2013. – № 2. – С. 9-17.


В статье вы найдёте обзор выступлений участников V Форума безопасного интернета – главной российской конференции, посвящённой проблемам безопасности детей и взрослых в глобальной информационной сети.

Мало кто знает о существовании открытого «Единого реестра доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющего идентифицировать сайты в интернете, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Он является единым эффективным инструментом борьбы со зловредным контентом.

Первыми итогами после принятия Постановления № 139-ФЗ стало то, как заметил на Форуме заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций М.Ю. Ксензов, что большинство хостинг-провайдеров и владельцев интернет-сайтов предпочитают удалить противоправный контент, не вступая в переписку с Роскомнадзором. Крупные участники рынка адекватно и быстро реагируют на уведомления о необходимости удаления контента, что нельзя сказать об огромном числе маленьких частных сайтов, которые и представляют основную угрозу интернет-пользователям.

В открытии Форума активное участие также приняла Лига безопасного интернета, основными задачами которой является разработка систем фильтрации интернет-контента и составление белых списков сайтов. В своём отчёте представитель Лиги отметил, что за 2012 год было многое сделано для обеспечения безопасности россиян при обращении к интернету. Во-первых, была создана «Кибердружина» – добровольное объединение, действующее в Сети. Во-вторых, только за 2012 год в правоохранительные органы было направлено 1545 обращений о наличии ресурсов, пропагандирующих наркотики. В третьих, в правоохранительные органы поступило более 26 тысяч сообщений о детской порнографии, а с 10 679 сайтов данный контент был удалён.

В состав Лиги входят все ведущие российские операторы информационно-коммуникационных услуг и услуг мобильной связи. МТС, например, предлагает на данный момент два вида услуг по обеспечению безопасности: «МТС Антивирус» и «Родительский контроль». По словам представителя компании МТС, ежедневно их оператор мобильной связи в среднем блокирует более 500 обращений к нежелательным сайтам. Развивается проект «Дети в интернете» совместно с РГДБ, детский творческий онлайн-конкурс «Интернешка», посвящённый безопасному использованию интернета и мобильной связи.

Широко были представлены федеральный проект для общеобразовательных учреждений по контент-фильтрации для школ, уроки по безопасному интернету в школах, конкурс детских видеороликов, конкурс социального плаката и др. Свои программы и проекты также озвучили компании ОАО «Вымпелком» (проект «Вебландия») и Ростелеком (услуга «Ребёнок в доме»).


Законодательство Российской Федерации о защите детей

от информации,

причиняющей вред их здоровью и развитию:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 252 // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 9. – С. 62-64.
П одробнее о форуме можно узнать на сайте: http://2013.safetyforum.ru


  1. Концепция библиотечного обслуживания детей в России : проект Концепции библиотечного обслуживания детей на 2012-2015 гг. подготовлен научно-методическим отделом РГДБ при участии председателя Секции детских библиотек РБА // Школьная библиотека. – 2012. – № 1 . – С. 3-18.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Благодарственное письмо гук “Ульяновская областная библиотека имени С. Т. Аксакова”
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconТакже в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан...
Спешите делать добро! (Симбирские меценаты) : сценарий мероприятия для детей и юношества / cост. О. В. Клопкова; Ульяновская обл...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconПсковская областная библиотека для детей и юношества имени В. А. Каверин
Все стороны существования человека – от питания и состояния окружающей среды до политических свобод и культуры – определяют его качество...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconОмская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconВыходит 1 раз в месяц
Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева и филиал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина открылись в Тюмени...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconКемеровская областная научная медицинская библиотека Информационно-библиографический отдел
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета юридического факультета (протокол от 20 г. № )
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconГбуз «Кемеровская областная научная медицинская библиотека» Информационно-библиографический...
Заместитель директора по ур мбоу «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconСамарская областная универcальная научная библиотека информационно-библиографический отдел
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconЛитература о пк и для пк 29
Путеводитель по ресурсам Интернет: информационный указатель/сост. Т. Н. Белова, О. В. Щукина; отв за вып. Л. К. Блюдова; Ленинградская...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconКалендарь
...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconГосударственное учреждение культуры «челябинская областная юношеская библиотека»
Библиотеки Челябинской области в системе общего экологического образования: Сборник материалов областного смотра-конкурса работы...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconЗнаменательные даты
Знаменательные даты: Календарь на 2014 год (Для работников культуры и образования)/ гбук во «Воронежская областная юношеская библиотека...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconСамарская областная универcальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconКемеровская областная научная медицинская библиотека Информационно-библиографический отдел
Выпуски экспресс-информации «Акушерство» за текущий и предыдущие годы выставлены на сайте Кемеровской областной научной медицинской...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconКемеровская областная научная медицинская библиотека Информационно-библиографический отдел
Преподавание учебного предмета «Физика» в основной школе (7-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами...
Огбук «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова» Отдел автоматизации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Да здравствует чтение творческое! Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска 57


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск