Скачать 35.26 Kb.
|
Бродовская Е.В. (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова) Интернет-мемы политического протеста: анализ типичных характеристик1 Понятие мем пришло в систему общественных наук из генетики благодаря тому, что, опираясь на идею генетического кода, Ричард Докинз предположил наличие в человеческой культуре устойчивых элементов, кодов, которые передаются от одного индивида к другому посредством механизмам имитации, повторения, копирования2. Сьюзен Блекмор, например, называет мемы – репликатором эволюции, подчеркивая способность мемов к неконтролируемому самовоспроизводству3. Учитывая глубину проникновения Интернет в пользовательскую среду России (более 60 % в целом, 95 % в возрастной группе от 14 до 17 лет), а также высокий уровень потребления фан-контента (макросы, комиксы, демотиваторы и т.п.), зафиксированные в исследовании «World Internet Project - 2012»4, можно проследить циркуляцию мемов из реальной среды в виртуальную, и наоборот. Существует мнение, что именно способность к коммуникативной экспансии трансформирует Интернет-контент в мемы: «Под Интернет-мемом подразумевается любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в Интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях»5. Мы исходим из того, что Интернет-мем – это особый вид Интернет-контента, основными характеристиками которого является популярность, тиражируемость, мобильность переходов из offline в online, из одного контекста – в другой. Представляется, что перед современным исследователями, в зоне интересов которых находятся Интернет-мемы, встают как минимум три вопроса: - почему один сетевой контент трансформируется в Интернет-мем, а другой таковым не становится; - в силу каких причин, одни Интернет-мемы циркулируют исключительно в виртуальной среде, а другие вырываются в реальное пространство; - каким образом возможно исследовать потенциал влияния Интернет- мемов и можно ли управлять процессами их циркуляции. Можно предположить, что трансформация сетевого контента в Интернет-мем зависит от комплекса внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами понимаются преимущественно содержательные, структурные и технологические характеристики мема. Мы считаем, что для понимания внутренних факторов трансформации сетевого контента в Интернет-мемы необходимо учитывать: характер и модальность протестных настроений, форму контента, соотношение визуальных и текстовых составляющих, а также архетипичность образа, обеспечивающую его узнаваемость. Под внешними факторами трансформации сетевого контента в Интернет-мем протестного содержания мы понимаем следующие: плотность и связанность сообщений между участниками сети, тиражирующими мем, соответствие мема «климату ожиданий» (термин Дж.Д. Барбера6), качество канализирования настроений, доминирующих в обществе и др. И, как уже отмечалось выше, для идентификации Интернет-мема принципиальное значение имеет его выход за рамки первоначально использованного контекста, а также циркулирование из реальной среды в виртуальную и обратно. В качестве примера можно привести мем «Давай до свидания»7. Из ролика на Youtube мем перекочевал в музыкальный клип, затем на акции протеста, стал брендом молодежной одежды, и, наконец, послужил основой анимационного ролика, продвигающего портал по оказанию государственных услуг и т.д. Сложными являются методы и инструменты прикладного изучения Интернет-мемов, не просто в силу масштаба их распространенности и высокого уровня динамики изменений, но, прежде всего, в связи с междисциплинарным характером исследования. Эмпирическое исследование Интернет-мемов требует построения модели исследования, базирующейся на триангуляции методов: технологического мониторинга социальных сетей, интент-анализа, киберметрических измерений на платформе Google Trends, построения социального графа и т.д. Перед прикладной политической наукой стоят сложные задачи выработки адекватной методологии и более совершенных инструментов исследования Интернет-коммуникации, все большее значение в которой приобретают новые форматы подачи информации такие, как мемы. 1 Исследование проведено в рамках гранта Института перспективных гуманитарных исследований и технологий Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова 2 Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1976. 318 с. 3 Блекмор С. Третий репликатор эволюции: гены, мемы, что дальше? // https://sites.google.com/site/mememediavirus/4-ssylki/5-suzen-blekmor-susan-blackmore-tretij-replikator-evolicii-geny-memy---cto-dalse (дата обращения 10.04.2013) 4 Нечаев В.Д. и др. Интернет в России: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты // http://mggu-sh.ru/isc/news/31-01-13/quotinternet-v-rossii-osnovy-tekhnologii-razvitiya-sotsialno-gumanitarnye-effektyq (дата обращения 10.04.2013) 5 Кронгауз М.А. Мемы в Интернете: опыт деконструкции // Наука и жизнь. 2012. № 11 // http://www.gramota.ru/biblio/magazines/nauka_i_zhizn/28_701 (дата обращения 10.04.2013) 6 Barber I. D. The Presidential Character: Predicting Performance in the White House. N. Y., 1977. 7 Вознюк К. Мемы в рекламе и брендинге // http://www.sostav.ru/news/2012/12/29/memy/ (дата обращения 10.04.2013) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Абашева, Д. В. Древнерусская литература (X-XVII века) : учебно-методический комплекс дисциплины : специальности «Русский язык и литература»,... | Учебное пособие Издательство ТулГУ Бродовская, Е. В. Переговоры: стратегии, тактики, техники: Учебное пособие [Текст] / Е. В. Бродовская, А. А. Лаврикова. – Тула: Изд-во... | ||
Планы семинарских занятий, тестовые задания по дисциплине «Политическая... Бродовская Е. В. Политическая система современной России: Учебное пособие/Е. В. Бродовская. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – 160 с | Сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М.... Медиа : сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М. А. Шолохова, 2010. 198 с. Посвящается 10-летию факультета... | ||
Программа и методические материалы одобрены на заседании кафедры... | Решение заседания кафедры Протокол №8 «30» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова | ||
Конспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема... Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи и специалисты в... | Мггу имени М. А. Шолохова «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению... | ||
Программа дисциплины Для направления «Экономика» (программа подготовки бакалавров) Т. М. Воителева, доктор пед наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета (мггу) им. М. А. Шолохова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания... | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу) | Примерная программа проведения музейной практики студентов исторического... Музейная практика, проводимая со студентами на историческом факультете является составной частью учебного процесса | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Критерии оценок вступительных испытаний по экологии для поступающих... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... |