Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова)





Скачать 35.26 Kb.
НазваниеБродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова)
Дата публикации10.07.2013
Размер35.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Бродовская Е.В.

(Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова)
Интернет-мемы политического протеста:

анализ типичных характеристик1
Понятие мем пришло в систему общественных наук из генетики благодаря тому, что, опираясь на идею генетического кода, Ричард Докинз предположил наличие в человеческой культуре устойчивых элементов, кодов, которые передаются от одного индивида к другому посредством механизмам имитации, повторения, копирования2. Сьюзен Блекмор, например, называет мемы – репликатором эволюции, подчеркивая способность мемов к неконтролируемому самовоспроизводству3. Учитывая глубину проникновения Интернет в пользовательскую среду России (более 60 % в целом, 95 % в возрастной группе от 14 до 17 лет), а также высокий уровень потребления фан-контента (макросы, комиксы, демотиваторы и т.п.), зафиксированные в исследовании «World Internet Project - 2012»4, можно проследить циркуляцию мемов из реальной среды в виртуальную, и наоборот.

Существует мнение, что именно способность к коммуникативной экспансии трансформирует Интернет-контент в мемы: «Под Интернет-мемом подразумевается любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в Интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях»5. Мы исходим из того, что Интернет-мем – это особый вид Интернет-контента, основными характеристиками которого является популярность, тиражируемость, мобильность переходов из offline в online, из одного контекста – в другой.

Представляется, что перед современным исследователями, в зоне интересов которых находятся Интернет-мемы, встают как минимум три вопроса:

- почему один сетевой контент трансформируется в Интернет-мем, а другой таковым не становится;

- в силу каких причин, одни Интернет-мемы циркулируют исключительно в виртуальной среде, а другие вырываются в реальное пространство;

- каким образом возможно исследовать потенциал влияния Интернет- мемов и можно ли управлять процессами их циркуляции.

Можно предположить, что трансформация сетевого контента в Интернет-мем зависит от комплекса внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами понимаются преимущественно содержательные, структурные и технологические характеристики мема. Мы считаем, что для понимания внутренних факторов трансформации сетевого контента в Интернет-мемы необходимо учитывать: характер и модальность протестных настроений, форму контента, соотношение визуальных и текстовых составляющих, а также архетипичность образа, обеспечивающую его узнаваемость.

Под внешними факторами трансформации сетевого контента в Интернет-мем протестного содержания мы понимаем следующие: плотность и связанность сообщений между участниками сети, тиражирующими мем, соответствие мема «климату ожиданий» (термин Дж.Д. Барбера6), качество канализирования настроений, доминирующих в обществе и др. И, как уже отмечалось выше, для идентификации Интернет-мема принципиальное значение имеет его выход за рамки первоначально использованного контекста, а также циркулирование из реальной среды в виртуальную и обратно. В качестве примера можно привести мем «Давай до свидания»7. Из ролика на Youtube мем перекочевал в музыкальный клип, затем на акции протеста, стал брендом молодежной одежды, и, наконец, послужил основой анимационного ролика, продвигающего портал по оказанию государственных услуг и т.д.

Сложными являются методы и инструменты прикладного изучения Интернет-мемов, не просто в силу масштаба их распространенности и высокого уровня динамики изменений, но, прежде всего, в связи с междисциплинарным характером исследования. Эмпирическое исследование Интернет-мемов требует построения модели исследования, базирующейся на триангуляции методов: технологического мониторинга социальных сетей, интент-анализа, киберметрических измерений на платформе Google Trends, построения социального графа и т.д. Перед прикладной политической наукой стоят сложные задачи выработки адекватной методологии и более совершенных инструментов исследования Интернет-коммуникации, все большее значение в которой приобретают новые форматы подачи информации такие, как мемы.

1 Исследование проведено в рамках гранта Института перспективных гуманитарных исследований и технологий Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

2 Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1976. 318 с.

3 Блекмор С. Третий репликатор эволюции: гены, мемы, что дальше? // https://sites.google.com/site/mememediavirus/4-ssylki/5-suzen-blekmor-susan-blackmore-tretij-replikator-evolicii-geny-memy---cto-dalse (дата обращения 10.04.2013)

4 Нечаев В.Д. и др. Интернет в России: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты // http://mggu-sh.ru/isc/news/31-01-13/quotinternet-v-rossii-osnovy-tekhnologii-razvitiya-sotsialno-gumanitarnye-effektyq (дата обращения 10.04.2013)

5 Кронгауз М.А. Мемы в Интернете: опыт деконструкции // Наука и жизнь. 2012. № 11 // http://www.gramota.ru/biblio/magazines/nauka_i_zhizn/28_701 (дата обращения 10.04.2013)

6 Barber I. D. The Presidential Character: Predicting Performance in the White House. N. Y., 1977.

7 Вознюк К. Мемы в рекламе и брендинге // http://www.sostav.ru/news/2012/12/29/memy/ (дата обращения 10.04.2013)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абашева, Д. В. Древнерусская литература (X-XVII века) : учебно-методический комплекс дисциплины : специальности «Русский язык и литература»,...
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconУчебное пособие Издательство ТулГУ
Бродовская, Е. В. Переговоры: стратегии, тактики, техники: Учебное пособие [Текст] / Е. В. Бродовская, А. А. Лаврикова. – Тула: Изд-во...
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconПланы семинарских занятий, тестовые задания по дисциплине «Политическая...
Бродовская Е. В. Политическая система современной России: Учебное пособие/Е. В. Бродовская. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – 160 с
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconСб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М....
Медиа : сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М. А. Шолохова, 2010. 198 с. Посвящается 10-летию факультета...
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconПрограмма и методические материалы одобрены на заседании кафедры...

Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconРешение заседания кафедры Протокол №8 «30»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования мггу им. М. А. Шолохова
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема...
Феномен лидерства является объектом научного и практического интереса уже давно. Его изучают социологи, психологи и специалисты в...
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconМггу имени М. А. Шолохова
«Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению...
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconПрограмма дисциплины Для направления «Экономика» (программа подготовки бакалавров)
Т. М. Воителева, доктор пед наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета (мггу) им. М. А. Шолохова
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу)
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconПримерная программа проведения музейной практики студентов исторического...
Музейная практика, проводимая со студентами на историческом факультете является составной частью учебного процесса
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Бродовская Е. В. (Москва, мггу им. М. А. Шолохова) iconКритерии оценок вступительных испытаний по экологии для поступающих...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск