Скачать 342.08 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Орехово-Зуево Московской области Методические рекомендации по использованию технологии ИСУД в учебно-воспитательном процессе Составитель: Муханова И.А. на основе «Педагогическая технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика на уроках предметных циклов» Галеева Н.Л.,КБН, руководитель экспериментальной площадки г. Орехово-Зуево 2010 г. Если учебный успех КАЖДОГО ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция учителей потребует прежде всего четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика. Такой набор параметров учебного успеха ученика был разработан и апробирован автором и членами проблемно-творческой группы в школе № 196 ЮАО. В условиях массовой школы и в гимназических классах эта технология впервые была апробирована в школах № 1178 и 1272 в рамках ОЭР «Методологическая и управленческая культура учителя как средство обеспечения нового качества обучения». Вслед за К.К. Платоновым мы представили динамическую систему индивидуальности как совокупность подсистем, требующих различных способов педагогического воздействия. Если образовательная среда должна:
то и параметры учебного успеха ученика также должны отражать эти требования. На основании изученного теоретического материала, а также исходя из собственного опыта, мы разработали схему определения понятия «структуры учебного успеха ученика», через проектирование матрицы параметров индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащегося, состоящей из 10 параметров (рис. 1., табл.1): Табл.1. Ресурсы учебного успеха ученика
На схеме 1 каждый из параметров можно представить как отрезок из центральной точки, а уровень развития параметра – это длина отрезка. В таком случае общие учебные возможности ученика будут выглядеть как замкнутая фигура, ограниченная кривой, проходящей через дистальные точки отрезков: Схема 1. Сущность обучаемости как интегральной характеристики познавательной сферы ученика. Такое графическое представление смысла понятия «индивидуального стиля учебной деятельности» позволяет выявить сущность еще одного важнейшего параметра ИСУД - обучаемости, или уровня учебно-познавательных возможностей. Этот параметр имеет все шансы претендовать на интегральную характеристику зоны ближайшего развития ученика, так как зависит и определяется развитием всех остальных упомянутых выше параметров ИСУД: обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, и объемом усвоенных знаний. и уровнем развития общеучебных навыков, и психофизиологическими особенностями личности. Поэтому на схеме обучаемость будет выглядеть как площадь замкнутой фигуры АБВГДЕЖ. Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если будет расти показатель по любому из выделенных параметров, то общая площадь фигуры будет увеличиваться. В переводе на язык дидактики: если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей, или обучаемость. Практический опыт учителей, апробирующих технологию ИСУД, показал, что проектируя матрицу учебного успеха для ученика достаточно оценивать внимание по четырем параметрам: объему, распределению, концентрации и устойчивости. Эти свойства необходимо и достаточно характеризуют внимание ученика для целенаправленной деятельности учителя, и именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности, а также как следствие при стрессовых состояниях или при переутомлении учащихся. При диагностике свойств памяти мы сочли необходимым выделить словесно-логическую, наглядно-образную и эмоциональную память. Эти свойства памяти во многом определяют для ученика комфортные способы запоминания учебного материала, а для учителя – еще одно основание для отбора учебных приемов для работы конкретного ученика или группы учеников. Такую же дидактическую роль – основы для выбора тех или иных форм учебной работы для индивидуализации или дифференциации учебного процесса - играют еще два параметра ИСУД: модальность и доминирование полушарий головного мозга. Под модальностью мы понимаем преимущественное использование одного из каналов приёма и переработки информации. В первом приближении, говоря о модальности мы будем иметь в виду именно предпочитаемый учеником канал ПРИЁМА информации: визуальный, аудиальный или кинестетический (строго говоря, люди различаются не только по способу приема, но и по способу переработки и выдачи информации, поэтому учитель, желающий совершенствоваться в профессиональном навыке педагогического анализа познавательных возможностей ученика, откроет для себя много нового и полезного при изучении модальности как ресурса учебного успеха ученика). Конечно, в реальности практически невозможно встретить «чистого» «визуала», «аудиала» или «кинестетика». Но, как показывают исследования психофизиологов, включение одного из каналов приема информации даже на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информационный сигнал извне. Учителю необходимо знать и такую психофизиологическую характеристику своего ученика, как наличие выраженной функциональной асимметрии полушарий мозга. Особенности стиля учебной деятельности ученика, определяемые доминированием правого или левого полушария, подробно описаны в книгах Сиротюк Г.Л. и других авторов. Здесь же могу только со всей ответственностью заверить читателя, что знание этой характеристики деятельности ученика помогает выбрать как способы обучения, так и способы эффективного общения с учеником вне урока. В окончательном виде матрица индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД ученика) представлена в приложении 1. Приложение 2 раскрывает смысл и процедуры определения всех параметров ИСУД для учителя (предлагаемые приемы диагностики подобраны таким образом, чтобы усилить именно педагогическую составляющую в психолого-педагогической диагностике). Приложение 3 содержит рекомендации для учителя по определению конкретных параметров ИСУД, а в приложении 4 учитель может найти примерные способы и формы учебной работы для коррекции и развития некоторых «западающих» параметров ИСУД. Несмотря на то, что определение особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика, несомненно, важнейшая составляющая арсенала средств учителя, однако, одна эта информация, не подкрепленная достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Даже если учитель знает, на какие параметры ИСУД у данного ученика он может опираться и какие из них надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – КАК и С ПОМОЩЬЮ КАКИХ УЧЕБНЫХ ПРИЁМОВ это делать? Для того, чтобы научиться целенаправленно выбирать или проектировать приемы, необходимые для учебного успеха и развития конкретного ученика, охарактеризованного по матрице ИСУД, необходимо научиться выявлять и зримо представлять «дидактический потенциал» каждого задания по тем же параметрам, по которым мы характеризуем ученика. Если учитель - предметник, характеризуя по параметрам матрицы ИСУД тот или иной учебный прием или задание, отметит те параметры ИСУД, которые должны быть хорошо развиты у ученика, чтобы успешно его выполнить, то он получит картотеку заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика. Сопоставляя «профиль» индивидуального стиля учебной деятельности ученика с набором заданий, охарактеризованных по тем же основаниям, что и ученик, мы получаем алгоритм подбора учебных приемов для каждого ученика как для осуществления ситуаций учебного успеха (« как удобно ученику»), так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений (для развития «западающих» параметров ИСУД ученика): 1. определить параметры ИСУД данного ученика, заполнить его матрицу учебного успеха; 2. выделить те параметры, которые характеризуются достаточным и оптимальным уровнем развития, опираясь на них, проектировать формы объяснения нового материала и итоговых опросов для данного ученика (создаём ситуацию успеха); 3 выделить те параметры ИСУД ученика, которые обуславливают недостатки в его учебной деятельности, подобрать формы заданий, требующие высокого уровня развития этих параметров, в такой форме давать задания на отработку новых знаний, домашние задания. Учителями – предметниками подготовлены мини-картотеки заданий для индивидуализации учебного процесса. В настоящее время производится расширение картотек, объединение мини-картотек с описанием предметных заданий в одну, систематизация описанных приемов не только по матрице ИСУД, но и по этапам познавательной деятельности, по этапам урока. Такая объединенная картотека, снабженная методическим описанием её применения, должна стать хорошим дидактическим ресурсом в методологическом арсенале каждого учителя школы. Мониторинг обученности и обучаемости результативности учебного процесса у учителей, практикующих технологию ИСУД, показывает возможность эффективно организовывать на уроках и на дополнительных занятиях целенаправленную работу по развитию «западающих» параметров индивидуального стиля учебной деятельности учащихся. Этим учителям удается на своих уроках сочетать разнообразие учебных приёмов с высоким уровнем владения анализа педагогической диагностики. Это помогает индивидуализировать учебный процесс для самых слабых учащихся без излишнего упрощения материала, а учащихся с достаточно высоким уровнем обучаемости мотивировать на учебную работу разнообразными заданиями высокого уровня сложности. Таким образом, технология «ИСУД» может быть использована таким учителем, который:
Алгоритм деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета:
Согласно классификации Гузеева А.А., разработанная технология может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической модели. На первых этапах технологии были эмпирическими, и обосновывались на обобщении опыта успешных учителей на больших массивах учеников за длительное время: «я делаю так»… Затем наступил этап проектирования детальных жестко детерминированных алгоритмов деятельности учителя и учеников: « Делай всегда так…». И только проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников позволило перейти к настоящему управлению по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия:«Если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то делай так…» Тот же автор перечисляет признаки интегральной технологии, как педагогической технологии последнего поколения:
Анализ содержания технологии ИСУД показывает, что наша технология отвечает всем требованиям к интегральной педагогической технологии:
|
Творческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой... Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе | Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется... | ||
Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных... Методические рекомендации адресованы учителям, методистам и научным сотрудникам, занимающихся вопросами информатизации образования... | Методические рекомендации для анализа урока анализ занятия Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу преподавателя, отметить... | ||
Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической... Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося | Программа проведения областного семинара «Электронная школа» Цель: Обобщение опыта работы маоу лицея №14 в рамках работы федеральной и областной экспериментальных площадок по использованию цифровых... | ||
Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2007 года Расширение практики применения новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (информационно-коммуникационные... | Методические рекомендации по практическому использованию г. Устюжна Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе | ||
Методические рекомендации по использованию системы «Антиплагиат» Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений... | Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном... Основные цели для организации проектной деятельности учащихся младших классов | ||
Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в... По использованию интерактивной доски в учебном процессе в соответсвии с требованиями фгос спо | Отчет мо кабардинского языка и литературы за III четверть 2010 г... Мо кабардинского языка и литературы моу «сош им. Х. Х. Долова» с п. Хатуей активно участвует в учебно- воспитательном процессе | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Г. Сочи «Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе» | ||
Методические рекомендации по использованию информационного интерактивного... Учебно-методического приложения «умный город» для развития культуры энергосбережения и энергоэффективности среди учащихся образовательных... | Методические рекомендации по использованию информационного интерактивного... Учебно-методического приложения «умный город» для развития культуры энергосбережения и энергоэффективности среди учащихся образовательных... |